КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет хозяйственно-правового регулирования
Поясним на примере. В1997 году в Украине была отменена обязательная продажа валютной выручки резидентов — субъектов хозяйствования, введенная Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.2003. Однако возникший в августе 1998 года ажиотаж на валютном рынке подорвал стабильность национальной денежной единицы и повлек значительные убытки предпринимателей и рядовых граждан. Стало понятно — свобода валютного режима должна быть ограничена в интересах всех и каждого. Как результат, постановлением НБУ от 04.09.98 Л? 349 была вновь введена обязательная продажа 50% валютной выручки субъектов хозяйствования. Публично-правовое регулирование, которое в последние два столетия насыщало акты торгового (коммерческого) законодательства, возникло как необходимость обеспечить условия свободной конкуренции, пресечь злоупотребления частными правами, стимулировать удовлетворение социальных нужд, создать валютную и ценовую стабильность в экономике, наконец, сформировать систему контроля и учета в сфере хозяйствования и др. Таким образом, хозяйственное право, унаследовавшее нормы торгового (коммерческого) права, выступило новой качественной ступенью в регулировании экономической деятельности. Такое качество возникло благодаря не только особой специализации частноправовых (гражданско-правовых) норм применительно к условиям профессиональной хозяйственной деятельности, но и в связи с наполнением актов хозяйственного законодательства публично-правовыми нормами. Сочетание частноправового и публично-правового регулирования экономических отношений делает хозяйственное право новым инструментальным образованием. Равновесное состояние такого образования достигается благодаря подчинению хозяйственно-правовых норм единой цели — построению эффективной социально направленной экономики сообразно установлениям ст. 13 Конституции Украины. Выражаясь практическим языком последнее означает, что в противовес гражданскому праву, где на первое место поставлена идея обеспечения субъективного имущественного права, в хозяйственном праве основополагающей является идея социально-экономического развития общества. Речь не идет об игнорировании интересов конкретного экономического субъекта в угоду интересов общества. Экономическое развитие страны, а вместе с ним и выполнение социальных программ нельзя обеспечить без достаточной степени экономической свободы, предпринимательской инициативы, самостоятельности в принятии решений предпринимателями и т.п.. Однако права последних не должны существовать в ущерб правам и интересам других экономических субъектов и общества в целом. Поэтому частные и публичные интересы должны быть уравновешены, а правые нормы — служить совокупным социальным и экономическим интересам. Благодаря подобному целеполагательному подходу возникает приближение хозяйственного права к реальной социально-экономической необходимости, правовые нормы ориентируются на решение социально-экономических проблем современности. Кроме того, хозяйственное право — это шаг вперед по сравнению с торговым (коммерческим) правом в силу своей универсальности: институты хозяйственного права предназначены для регулирования как коммерческой (в т.ч. торговой), так и некоммерческой хозяйственной деятельности. Противники отраслевой самостоятельности хозяйственного права утверждают, что хозяйственное право состоит из механически соединенных норм административного и гражданского права. Такой подход не учитывает фундаментальные представления об отраслевом делении права и законодательные реалии. Не случайно С.С. Алексеев говорит об удвоении структуры права, «которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективирования того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур». Если встать на позицию отождествления гражданского права со всем частным правом, а административного права — со всем публичным правом, то следует отказать в праве на существование таким общепризнанным отраслям права, как земельное, трудовое, финансовое, экологическое, аграрное и др. Ведь эти образования также состоят из частных и публичных норм. Подобное упрощение не только лишено практического смысла — невозможно разделить частное и публичное в конкретном акте земельного, финансового, трудового или хозяйственного законодательства, — но и делает невозможными целостные научные исследования таких актов в целях их всестороннего совершенствования. Раздельные частноправовые и публично-правовые исследования в сфере хозяйствования ограничены по своей эффективности, так как по природе разнонаправ-лены, игнорируют друг друга. Верность отраслевого выделения хозяйственного права подтверждают достижения отечественной науки хозяйственного права. В ее активе не только разработка Хозяйственного кодекса Украины, но и научно-прикладные решения задач гармонизации частных и публичных интересов в сфере хозяйствования, разработка комплексных мер по оздоровлению экономики, предложения по совершенствованию хозяйственного законодательства в целях противодействия тениза-ции экономики и многое другое. Как и любая другая правовая отрасль, хозяйственное право имеет свой предмет правового регулирования — круг отношений, регулирование которого призваны осуществить нормы этой отрасли права. Таким предметом всегда являются хозяйственные отношения и хозяйственная деятельность и соответственно то, что под этими понятиями понимается. Представления о содержании хозяйственных правоотношений всегда были дискуссионными. Но всякий раз они зависели от сложившихся в обществе экономических (производственных) отношений и роли государства в их осуществлении. И это не случайно — нормы хозяйственного права не могут существовать в отрыве от фактически сложившегося экономического уклада. А потому содержание предмета хозяйственно-правового регулирования зеркально отражает подходы государства к регулированию экономики. В период планово-распределительного хозяйства Союза ССР хозяйственное право регулировало «отношения по руководству хозяйством и отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности»'. В середине 80-х в период «перестройки» отечественная концепция хозяйственного права предмет хозяйственно-правового регулирования связывала с процессом производства и реализации продукции, производства работ и оказания услуг, а также обеспечения этого процесса необходимыми ресурсами (прежде всего материальными и финансовыми)2. В начале 90-х годов в связи с новыми веяниями в отечественной науке предмет хозяйственно-правового регулирования нередко неоправданно суживался до уровня предпринимательских отношений. Некоммерческая хозяйственная деятельность выпадала из сферы правового регулирования, что отрывало правовые нормы от реальной экономической ситуации. Период разработки и принятия ХК Украины внес окончательные коррективы в понимание предмета хозяйственного права. Раскрывая его содержание, следует учитывать, что весьма проблематично разделить предмет отрасли права и предмет отрасли законодательства в пределах одного кодифицированного нормативно-правового образования. Кодификация устраняет устаревшие нормы, придает системности законодательным нормам, вырабатывает единые принципы и предмет регулирования, группирует и совершенствует нормы применительно к современным реалиям и практической необходимости. Аналогичные приемы применяются для научного обоснования самостоятельности отрасли права. Поэтому кодификация — это, если не главный, то один из первых ориентиров деления современных отраслей права. Вот почему важнейшим показателем отраслевой самостоятельности хозяйственного права является Хозяйственный кодекс Украины, что признается большинством исследователей. Предмет хозяйственно-правого регулирования следует определять исходя из ст. 1 ХК Украины: хозяйственные отношения» которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования. Таким образом, можно говорить о двух составляющих предмета хозяйственного права. Первый — функциональный. Он предполагает выделение отношений, имеющих направленность на процесс организации и осуществления хозяйственной деятельности. Второй — субъектный. Он предполагает выделение субъектного состава отношений — субъекты хозяйствования и участники отношений в сфере хозяйствования. Подробно о субъектном составе хозяйственных отношений будет сказано в главе 4 настоящего курса.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |