Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет хозяйственно-правового регулирования




Поясним на примере. В1997 году в Украине была отменена обязатель­ная продажа валютной выручки резидентов — субъектов хозяйствова­ния, введенная Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.2003. Однако возникший в августе 1998 года ажиотаж на валютном рынке подорвал стабильность национальной денежной единицы и повлек значительные убытки предпринимателей и рядовых граждан. Стало понятно — свобода валютного режима долж­на быть ограничена в интересах всех и каждого. Как результат, поста­новлением НБУ от 04.09.98 Л? 349 была вновь введена обязательная продажа 50% валютной выручки субъектов хозяйствования.

Публично-правовое регулирование, которое в последние два столетия насыщало акты торгового (коммерческого) законодатель­ства, возникло как необходимость обеспечить условия свободной конкуренции, пресечь злоупотребления частными правами, стимулировать удовлетворение социальных нужд, создать валютную и ценовую стабильность в экономике, наконец, сформировать систе­му контроля и учета в сфере хозяйствования и др.

Таким образом, хозяйственное право, унаследовавшее нормы торгового (коммерческого) права, выступило новой качественной ступенью в регулировании экономической деятельности. Такое качество возникло благодаря не только особой специализации част­ноправовых (гражданско-правовых) норм применительно к усло­виям профессиональной хозяйственной деятельности, но и в связи с наполнением актов хозяйственного законодательства публично-правовыми нормами. Сочетание частноправового и публично-право­вого регулирования экономических отношений делает хозяйствен­ное право новым инструментальным образованием. Равновесное состояние такого образования достигается благодаря подчинению хозяйственно-правовых норм единой цели — построению эффек­тивной социально направленной экономики сообразно установле­ниям ст. 13 Конституции Украины.

Выражаясь практическим языком последнее означает, что в противовес гражданскому праву, где на первое место поставлена идея обеспечения субъективного имущественного права, в хозяй­ственном праве основополагающей является идея социально-эко­номического развития общества.

Речь не идет об игнорировании интересов конкретного экономи­ческого субъекта в угоду интересов общества. Экономическое раз­витие страны, а вместе с ним и выполнение социальных программ нельзя обеспечить без достаточной степени экономической свободы, предпринимательской инициативы, самостоятельности в принятии решений предпринимателями и т.п.. Однако права последних не должны существовать в ущерб правам и интересам других эконо­мических субъектов и общества в целом. Поэтому частные и публич­ные интересы должны быть уравновешены, а правые нормы — слу­жить совокупным социальным и экономическим интересам.

Благодаря подобному целеполагательному подходу возникает приближение хозяйственного права к реальной социально-эконо­мической необходимости, правовые нормы ориентируются на ре­шение социально-экономических проблем современности.

Кроме того, хозяйственное право — это шаг вперед по сравнению с торговым (коммерческим) правом в силу своей универсальности: институты хозяйственного права предназначены для регулирования как коммерческой (в т.ч. торговой), так и некоммерческой хозяй­ственной деятельности.

Противники отраслевой самостоятельности хозяйственного пра­ва утверждают, что хозяйственное право состоит из механически соединенных норм административного и гражданского права. Такой подход не учитывает фундаментальные представления об отраслевом делении права и законодательные реалии. Не случайно С.С. Алексеев говорит об удвоении структуры права, «которое полностью со­гласуется с философскими представлениями о возможности объективирования того или иного явления в нескольких перекрещи­вающихся структурах, о существовании иерархии структур».

Если встать на позицию отождествления гражданского права со всем частным правом, а административного права — со всем пуб­личным правом, то следует отказать в праве на существование таким общепризнанным отраслям права, как земельное, трудовое, финан­совое, экологическое, аграрное и др. Ведь эти образования также состоят из частных и публичных норм. Подобное упрощение не только лишено практического смысла — невозможно разделить частное и публичное в конкретном акте земельного, финансового, трудового или хозяйственного законодательства, — но и делает не­возможными целостные научные исследования таких актов в целях их всестороннего совершенствования. Раздельные частноправовые и публично-правовые исследования в сфере хозяйствования огра­ничены по своей эффективности, так как по природе разнонаправ-лены, игнорируют друг друга.

Верность отраслевого выделения хозяйственного права подтверж­дают достижения отечественной науки хозяйственного права. В ее активе не только разработка Хозяйственного кодекса Украины, но и научно-прикладные решения задач гармонизации частных и публич­ных интересов в сфере хозяйствования, разработка комплексных мер по оздоровлению экономики, предложения по совершенствованию хозяйственного законодательства в целях противодействия тениза-ции экономики и многое другое.

Как и любая другая правовая отрасль, хозяйственное право име­ет свой предмет правового регулирования — круг отношений, регулирование которого призваны осуществить нормы этой отрасли права. Таким предметом всегда являются хозяйственные отношения и хозяйственная деятельность и соответственно то, что под этими понятиями понимается.

Представления о содержании хозяйственных правоотношений всегда были дискуссионными. Но всякий раз они зависели от сло­жившихся в обществе экономических (производственных) отноше­ний и роли государства в их осуществлении. И это не случайно — нор­мы хозяйственного права не могут существовать в отрыве от факти­чески сложившегося экономического уклада. А потому содержание

предмета хозяйственно-правового регулирования зеркально от­ражает подходы государства к регулированию экономики.

В период планово-распределительного хозяйства Союза ССР хозяйственное право регулировало «отношения по руководству хозяйством и отношения, возникающие при осуществлении хозяй­ственной деятельности»'.

В середине 80-х в период «перестройки» отечественная концеп­ция хозяйственного права предмет хозяйственно-правового регули­рования связывала с процессом производства и реализации про­дукции, производства работ и оказания услуг, а также обеспечения этого процесса необходимыми ресурсами (прежде всего материаль­ными и финансовыми)2.

В начале 90-х годов в связи с новыми веяниями в отечественной науке предмет хозяйственно-правового регулирования нередко не­оправданно суживался до уровня предпринимательских отношений. Некоммерческая хозяйственная деятельность выпадала из сферы правового регулирования, что отрывало правовые нормы от реаль­ной экономической ситуации.

Период разработки и принятия ХК Украины внес окончательные коррективы в понимание предмета хозяйственного права.

Раскрывая его содержание, следует учитывать, что весьма про­блематично разделить предмет отрасли права и предмет отрасли законодательства в пределах одного кодифицированного норматив­но-правового образования. Кодификация устраняет устаревшие нормы, придает системности законодательным нормам, вырабаты­вает единые принципы и предмет регулирования, группирует и совершенствует нормы применительно к современным реалиям и практической необходимости. Аналогичные приемы применяются для научного обоснования самостоятельности отрасли права. Поэто­му кодификация — это, если не главный, то один из первых ориен­тиров деления современных отраслей права. Вот почему важнейшим показателем отраслевой самостоятельности хозяйственного права является Хозяйственный кодекс Украины, что признается боль­шинством исследователей.

Предмет хозяйственно-правого регулирования следует опре­делять исходя из ст. 1 ХК Украины: хозяйственные отношения» которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствова­ния, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Таким образом, можно говорить о двух составляющих пред­мета хозяйственного права.

Первый — функциональный. Он

предполагает выделение отношений, имеющих направленность на процесс организации и осуществления хозяйственной деятель­ности. Второй — субъектный. Он предполагает выделение субъ­ектного состава отношений — субъекты хозяйствования и участ­ники отношений в сфере хозяйствования. Подробно о субъектном составе хозяйственных отношений будет сказано в главе 4 настоя­щего курса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.