Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки и виды субъектов хозяйствования




Основным субъектом хозяйственного права являются субъекты хозяйствования, в том числе граждане-предприниматели.

Субъекты хозяйствования, понятие которых приводится в ст. 55 ХК Украины (см. выше), имеют ряд признаков обусловленных их правовым положением. К таковым следует отнести:

А. Непосредственное осуществление хозяйственной деятель­ности, то есть производство продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих це­новую определенность (ст. 3 ХК).

Б. Организационно-правовая форма, в которой осуществляется хозяйственная деятельность, то есть предусмотренное действующим законодательством Украины внешнее выражение организационной структуры субъекта хозяйствования, кото­рое реализуется в конкретном виде предприятия, хозяйствен­ного объединения, неприбыльной или иной организации, обладающих правами юридического лица, либо в определен­ном виде обособленного подразделения, осуществлении хо­зяйственной деятельности гражданином без образования юридического лица.

Организационно-правовая форма, в которой осуществляется хозяйственная деятельность, находит свое закрепление в решении собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа о создании субъекта хозяйствования в конкретной органи­зационно-правовой форме, в учредительных документах, в заявле­нии о государственной регистрации (регистрационной карточки установленного образца) и т.п.

У юридических лиц — субъектов хозяйствования организаци­онная форма отражается на внутренней структуре управления хо­зяйственной деятельностью, а также в делении на внутрихозяй­ственные подразделения и органы управления (коллегиальные или единоличные).

Для гражданина-предпринимателя наличие внутренней органи­зационной структуры законодательством не предусматривается, однако в ХК говорится об осуществлении им хозяйственной деятель­ности в организационно-правовой форме без создания юридическо­го лица. Такая организационно-правовая форма подтверждается свидетельством о государственной регистрации такого субъекта. Кроме того, нельзя исключать ситуацию, при которой привлеченные гражданином-предпринимателем наемные работники организованы им в отделы или иным образом структурированы, что находит от­ражения в локальных актах такого предпринимателя.

В. Обладание обособленным имуществом означает, что самосто­ятельная хозяйственная деятельность для достижения эконо­мических, социальных и других результатов требует наличия у субъекта хозяйствования необходимого для этого имущества. Такое имущество должно быть закреплено за ним решением учредителей и отражено в самостоятельном балансе в виде основных фондов, оборотных средств и других ценностей. Формы обособления закрепленного имущества могут быть раз­личными. На праве собственности — для хозяйственных обществ, частных предпринимателей и кооперативов. На праве хозяйствен­ного ведения — для частных, коммунальных и государственных предприятий. На праве оперативного управления — для учреждений и казенных предприятий. На праве аренды — для арендных пред­приятий. На праве оперативно-хозяйственного использования — для обособленных структурных подразделений юридических лиц (ор­ганизаций). Независимо от того, на каком правовом основании закреплено имущество за субъектом хозяйствования, достигается цель имущественной обособленности, как необходимая предпосыл­ка самостоятельного участия каждого субъекта хозяйствования в непосредственной хозяйственной деятельности и управления ею. Реализация хозяйственной компетенциикак признак субъек­та хозяйствования означает основанную на законе возможность этого субъекта от своего имени осуществлять хозяйственные права и обязанности. Без совокупности хозяйственных прав и обязанностей субъект хозяйствования не сможет выполнять возложенные на него функции и решать поставленные задачи. Субъект хозяйствования самостоятельно выступает в хозяй­ственных правоотношениях через свои органы и представите­лей. Как правило, это «первое лицо» (руководитель). Такое право обычно закреплено в учредительных документах (ст.92 ГК Украины и ст. 65 ХК Украины), либо иное должностное лицо, чье право действовать, в интересах субъекта хозяйство­вания оформлено соответствующей доверенностью. При этом хозяйственные права и обязанности делятся на два вида: а) которыми субъект хозяйствования обладает в силу закона, и б) которые прямо законом не предусмотрены. К первым относят­ся, например, права на возмещение убытков, причиненного хозяй­ственным правонарушением (ст. 224 ХК Украины). Ко вторым, на­пример, оперативно-хозяйственные санкции, не предусмотренные в законе, но закрепленные в хозяйственном договоре (ч.2 ст. 236 ХК Украины).

Д. Самостоятельная ответственность по своим обязательствам. Изначально, деятельность субъекта хозяйствования должна быть ответственна, начиная с найма работников и обеспечения социальных гарантий по использованию их труда, заключе­ния хозяйственных договоров, управления закрепленным за ним имуществом, предоставления своевременной и достовер­ной соответствующей отчетности и заканчивая рентабельнос­тью деятельности.

При нарушении хозяйственных договоров, правил осуществления хозяйственной деятельности, организационных и иных обязанностей к субъектам хозяйствования применяются меры хозяйственно-правовой ответственности.

По общему правилу субъекты хозяйствования несут самостоятель­ную ответственность за хозяйственные правонарушения. Но возмож­ны и исключения. Например, казенные предприятия несут ответствен­ность в пределах принадлежащих им денежных средств. Превышающие их долги возлагаются на государство в лице органов, в сферу управления которых входит предприятие (ст. 77 ХК Украины).

Кроме того, следует учитывать, что ответственность обособлен­ных подразделений хозяйственных организаций, не обладающих по определению статусом юридического лица, в юридическом смысле несет сама хозяйственная организация — юридическое лицо. В то же время, самостоятельная хозяйственно-правовая ответственность обособленных подразделений хозяйственных организаций может устанавливаться во взаимоотношениях таких подразделений с го­ловной организацией и во взаимоотношениях между обособленны­ми подразделениями одного и того же юридического лица (напри­мер, путем перераспределения фондов оплаты труда).

В хозяйственно-правовой литературе и ст. 55 ХК Украины ука­зывается на наличие еще одного признака субъекта хозяйствова­ния — легальность (легитимность) его деятельности, то есть его регистрацию в установленном законом порядке. В то же время такой признак вполне может быть признан необходимым элементом на­деления субъекта хозяйствования организационно-правовой фор­мой и обособленным имуществом.

В ч. 2 ст. 55 ХК Украины законодатель определил указанные выше видысубъектов хозяйствования как:

а) хозяйственные организации — юридические лица;

б) физические лица — предприниматели;

в) обособленные подразделения хозяйственных организаций.
Критериями для деления субъектов хозяйствования на другие

виды являются объем и содержание хозяйственной правосубъект­ности, определяемые характером выполняемых субъектом хозяй­ствования функций.

Анализируя содержание глав 5 «Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)» и 6 «Некоммерческая хозяй­ственная деятельность» (в том числе положения статей 42 и 52) ХК Украины, можно прийти к выводу, что по критерию наличия у субъ­екта хозяйствования цели получения прибыли можно таких субъек­тов разделить на два вида: коммерческий субъект хозяйствования (предприниматель) и некоммерческий субъект хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся также на коллективных и ин­дивидуальных. Коллективные образования — это организации и их структурные подразделения, а индивидуальные — это граждане-пред­приниматели (или, как их часто называют — частные предприни­матели).

Названное деление соответствует приводимому в ГК Украины делению субъектов гражданского права на юридические и физические лица, однако выходит за эти рамки. Например, обособленные под­разделения предприятий не обладают статусом юридического лица, но признаются субъектами хозяйствования (ст. 132 ХК Украины). Касаясь характеристики граждан как субъектов предпринима­тельства, следует учитывать приведенное ранее разделение субъек­тов хозяйственного права на субъектов хозяйствования и иных участников хозяйственных отношений. Ведь различные права и обязанности имеют граждане, являющиеся предпринимателем, и те, кто имеют статус потребителя или учредителя (участника) хо­зяйственной организации. Зарегистрировавшись в установленном порядке и получив свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, гражданин приобретает специальный правовой статус. Он наделяется субъективными правами на совершение хо­зяйственных сделок и на дополнительные к гражданско-правовому статусу хозяйственно-правовые обязанности.

Следует отметить, что ХК Украины применяет понятие гражда­нина, а не физического лица, в отличие от ГК Украины. Данное об­стоятельство частью авторов отмечается преимуществом ХК Украи­ны, так как указывает на связь лица с государством и не уравнивает права граждан Украины с правами иностранцев и лиц без граждан­ства даже там, где они различны (например, относительно прав на землепользование, на налогообложение, на свободное местонахож­дение и т.п.) по законодательству Украины. Позиция ХК в этом во­просе соответствует традициям отечественного и зарубежного права. В частности, правило ст. 129 ХК Украины гласит: «Иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законом». Это соответствует терминологии Конституции Украины (ст. 26) и вполне может быть рассмотрено как достаточное, чтобы не замещать в хо­зяйственном законодательстве понятие «гражданин» на понятие «физическое лицо». В то же время существует и противоположная точка зрения, которая исходит из того, что в праве на занятие пред­принимательством реторсии относительно иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, которые легально пребывают на территории Украины, в ст. 42 Конституции Украины не предусмотрено. А по­тому нет оснований суживать понятие физического лица до понятия гражданина2. Несмотря на теоретическую дискуссионность данного вопроса, нельзя не заметить практическое удобство применения по­нятия «гражданин-предприниматель» вместо понятия «физическое лицо — предприниматель», что использовано в настоящем курсе. Среди коллективных субъектов хозяйствования выделяются обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйствен­ных организаций, в частности, филиалы, представительства, от­деления и другие структурные подразделения, которые наделяют­ся частью имущества хозяйственной организации и осуществляют относительно этого имущества право оперативного использования (ст. 132 ХК Украины). Данные структурные подразделения вклю­чаются в государственный реестр предприятий и организаций Украины с самостоятельным кодом, действуют они на основании положений, утвержденных хозяйственной организацией, а их руководители — на основании доверенности хозяйственной орга­низации. Такие подразделения могут иметь самостоятельные бан­ковские счета, собственные баланс, самостоятельную налоговую отчетность.

Общие положения относительно филиалов и представительств приводятся в ст. 95 ГК Украины. Филиал — это обособленное под­разделение хозяйственной организации, размещенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все или часть его функций. Представительство это также обособленное подраз­деление хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту интересов юридического лица. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, а их компетенция ограничена исполнением юридических" действий от имени юридического лица. Таким образом, филиалы отличаются от представительств функциями, которые возлагаются на них юридическим лицом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.