КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административные органы в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования
§2 К административным органам в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования относятся: 1. Министерство юстиции Украины; 2. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства; 3. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; 4. Антимонопольный комитет Украины; 5. Органы административно-налогового обжалования и иные органы. Министерство юстиции Украины (Минюст Украины) является ведущим органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 30.12.97 г. № 1396/97. Основными задачами министерства являются: а) обеспечение государственной политики и политики в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; б) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; в) подготовка предложений по усовершенствованию законодательства, его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов; г) организация исполнения решений судов и иных органов (должностных лиц); д) организация работы нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния; е) легализация всеукраинских объединений граждан, политических партий, международных общественных организаций, структурных подразделений иностранных общественных (неправительственных) организаций, всеукраинских и международных благотворительных организаций, контроль за соблюдением их уставов; ж) государственная регистрация нормативно-правовых актов. Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Украины от 03.10.92 г. «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» с 01.01.93 г. Минюст осуществляет обязательную государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, а также ведет Единый реестр таких актов. Однако указанная регистрация не является неоспоримым доказательством соответствия подзаконного акта законам Украины. Поэтому субъект хозяйствования в случае, если он считает, что зарегистрированный нормативный акт ущемляет его права по сравнению с действующим законодательством, имеет право подать в суд иск о признании такого акта недействительным. Таким образом, Минюст осуществляет преимущественно функции охраны прав субъектов хозяйствования. О защите нарушенных прав субъектов хозяйствования со стороны этого органа можно говорить лишь в случае, когда органы Минюста (посредством функций государственной исполнительной службы) осуществляют исполнение решений судов и иных органов (должностных лиц) согласно законам Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве». Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госпредпринимательство Украины) осуществляет свои полномочия на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 25.05.2000 г. № 721/2000 и является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, Комитет является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования (став правопреемником Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства и Лицензионной палаты Украины после их ликвидации). Основными задачами Госпредпринимательства Украины является: — участие в формировании и реализации единой государственной политики в сфере предпринимательства; — координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере; — содействие формированию системы финансово-кредитной, консультативной и информационной поддержки предпринимательства и др. В соответствии с возложенными на него задачами Комитет: а) готовит предложения по формированию единой государственной политики в сфере предпринимательства и обеспечивает их реализацию; б) обобщает практику применения законодательства по вопросам, принадлежащим к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту и Кабинету Министров Украины; в) согласовывает проекты нормативно-правовых актов и директивных писем, которые готовятся органами исполнительной власти, по вопросам регулирования предпринимательской деятельности (так называемых «регуляторных актов»), готовит предложения о целесообразности их издания; г) применяет в пределах своих полномочий меры по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; д) сотрудничает по вопросам проведения единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства, развития предпринимательства с соответствующими международными организациями; е) ведет Единый лицензионный реестр и Реестр субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивает доступ к данным этих реестров органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины; ж) организует в пределах своих полномочий контроль за соблюдением установленного порядка лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации предпринимательства; з) обеспечивает поддержку деятельности уполномоченных по вопросам защиты прав предпринимателей и выполняет другие функции. Комитет в пределах своих полномочий издает приказы и принимает решения, а также в случае необходимости вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти издает совместные акты. Комитет возглавляет председатель, которого назначает по представлению Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия в этой должности Президент Украины. Важно учитывать, что Госпредпринимательство вправе издавать разъяснения по вопросам регуляторной политики в сфере хозяйствования. Данные разъяснения субъект хозяйствования вправе использовать для защиты своих прав во взаимоотношениях с различными органами управления. Кроме того, субъект хозяйствования может обратиться в территориальный орган Комитета или непосредственно к уполномоченному по вопросам защиты прав предпринимателей, который имеет право применять меры по защите их прав и интересов. В частности, Госпредпринимательства вправе входить с представлениями к органам управления об отмене либо приостановления действия актов, положения которых ущемляют права и интересы предпринимателей по сравнению с действующим законодательством. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) осуществляет полномочия в соответствии с За коном Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30.10.96 г. и Указа Президента «О Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от 14.02.97 г. №142/97. В соответствии с данными нормативными актами ГКЦБФР является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подчиненным Президенту и подотчетным Верховной Раде Украины. Основными задачами Комиссии являются: 1) формирование и обеспечение реализации единой государственной политики по развитию и функционированию рынка ценных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг к международным стандартам; 2) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на территории Украины, соблюдение требований законодательства в этой сфере; 3) защита прав инвесторов путем осуществления мер по предотвращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применения санкций за нарушение законодательства в пределах своих полномочий; 4) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений по его совершенствованию; 5) осуществление государственного регулирования и контроля в сфере совместного инвестирования. ГКЦБФР устанавливает требования по выпуску (эмиссии) и обращению ценных бумаг и их производных; устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и иные специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирует эти разрешения (лицензии) в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах; разъясняет порядок применения законодательства о ценных бумагах; определяет порядок ведения и ведет реестр аудиторов и аудиторских фирм, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений, осуществляющих деятельность на рынках ценных бумаг и их производных, а также выполняет иные функции, возложенные на нее законодательством. Таким образом, любой субъект хозяйствования может обратиться за разъяснением в ГКЦБФР или с жалобой на действия аудиторов, посредников на рынке ценных бумаг, и Комиссия должна рассмотреть данное обращение и принять меры к разрешению вопроса. Комиссия имеет право: а) выносить в случае нарушения законодательства о ценных бумагах, ее собственных нормативных актов предупреждения, приостанавливать на срок до одного года размещение (продажу) и обращение ценных бумаг того или иного эмитента, действие выданных ею специальных разрешений (лицензий), аннулировать действие таких разрешений (лицензий); б) обращаться в суд и хозяйственный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением законодательства Украины о ценных бумагах; в) осуществлять контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и ее соответствие установленным стандартам; г) проводить самостоятельно или вместе с другими соответствующими органами проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовых бирж и саморегулятивных организаций; д) направлять эмитентам, лицам, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовым биржам и саморегулятивным организациям обязательные к исполнению распоряжения об устранении нарушений требований законодательства о ценных бумагах и требовать предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством; е) изымать во время проведения проверок на срок до трех суток документы, которые подтверждают факты нарушения актов законодательства о ценных бумагах; ж) назначать своих представителей для осуществления контроля за регистрацией акционеров для участия в общих собраниях акционеров акционерных обществ. Систему ГКЦБФР составляют Комиссия, ее центральный аппарат и территориальные органы. Комиссия образуется в составе Председателя и шести членов Комиссии, которые назначаются и освобождаются Президентом по согласованию с Верховной Радой Украины на семь лет. Одно и то же лицо не может быть членом Комиссии более двух сроков подряд. Территориальными органами ГКЦБФР являются управления и отделения, действующие на основании положения, которое утверждается Комиссией, и координируют свою деятельность с местными государственными администрациями и органами местного самоуправления. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., иными нормативно-правовыми актами и является государственным органом со специальным статусом, цель деятельности которого — обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. Основной задачей АМКУ является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования, содействия развитию добросовестной конкуренции. Систему органов АМКУ, которую возглавляет Председатель Комитета, составляют Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения. АМКУ образуется в составе председателя и десяти государственных уполномоченных, из числа которых назначаются два первых заместителя и три заместителя председателя АМКУ. Комитет создает территориальные отделения. Председатель АМКУ назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Срок полномочий Председателя АМКУ составляет семь лет и он не может назначаться на эту должность более чем на два срока подряд. Государственные уполномоченные Комитета назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом по представлению Премьер-министра Украины на основании предложений Председателя АМКУ. Срок полномочий государственного уполномоченного также составляет семь лет. Исключительно к компетенции АМКУ как высшего коллегиального органа, в частности, относятся: а) предоставление разрешения или запрет согласованных действий в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции»; б) проверка решений, принятых государственными уполномоченными и административными коллегиями АМКУ, проверка законности и обоснованности постановлений об административных правонарушениях, вынесенных государственными уполномоченными и административными коллегиями; в) пересмотр решений, принятых АМКУ, в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и по заявлениям и делам о согласованных действиях, концентрации; г) утверждение и официальное толкование собственных нормативно-правовых актов, а также предоставление рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции. АМКУ как высший коллегиальный орган может рассматривать любой вопрос, относящийся к компетенции его органов. Государственный уполномоченный Комитета имеет следующие полномочия: — беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и организаций во время проведения проверок и расследований по заявлениям и делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции при условии предъявления служебного удостоверения и документов, подтверждающих проведение проверки или расследования; — изымать или налагать арест на предметы, документы или иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их местонахождения; — при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в иных предусмотренных законом случаях требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно- хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом; — составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления по этим делам; — принимать предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции распоряжения и решения, давать заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, предварительные заключения о согласованных действиях; — давать обязательные для рассмотрения рекомендации и вносить предложения органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, субъектам хозяйствования, объединениям об осуществлении мероприятий, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также о прекращении действий или бездеятельности, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию и устранение причин возникновения этих нарушений и условий, которые им содействуют; — осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции. Решения и распоряжения государственных уполномоченных Комитета принимаются от имени АМКУ. Таким образом, АМКУ обладает широким кругом полномочий, позволяющим осуществить защиту субъектов хозяйствования от нарушений их прав на свободную экономическую конкуренцию. Важнейшее место в системе органов защиты субъектов хозяйствования от нарушения их прав как налогоплательщиков и собственников имущества занимают органы административно-налогового обжалования (апелляционного согласования). К этим органам относятся органы налоговой службы, рассматривающие жалобы налогоплательщиков в порядке административного обжалования (апелляционного согласования). Данные органы действуют на основании Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г., Закона Украины «О государственной налоговой службе» и «Положения о порядке представления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы» в редакции приказа Государственной налоговой администрации от 02.03.2001 г.1 Данные органы призваны рассматривать жалобы субъектов хозяйствования на неправомерные решения налоговых органов. Органы административно-налогового обжалования занимают особое место в структуре иных административных органов, рассматривающих жалобы на решения и действия нижестоящих органов управления. Данное место предопределено особым порядком взаимодействия субъектов хозяйствования с такими органами обжалования, выходящими за рамки Закона «Об обращениях граждан». Данный порядок подчинен жестким процедурам, предусматривающим: а) пресекательные сроки рассмотрения жалоб, когда нарушение таких сроков со стороны органов административно-налогового обжалования влечет удовлетворение жалобы налогоплательщика, а нарушение сроков со стороны субъекта хозяйствования — утрату права на процедуру администраитвно-налогового обжалования; б) приостановление на время административно-налогового обжалования действия обжалуемого решения, в том числе приостановление начисления штрафных санкций; в) действие принципа толкования законодательства в пользу налогоплательщика. В частности, в соответствии с Законом от 21.12.2002 г. в случае если норма закона либо иного нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, то решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу налогоплательщика; г) возможность достижения налогового компромисса, когда учитывается реальная возможность погашения налогового долга в определенном (не полном) размере в интересах сторон и т.п. Органы административно-налогового обжалования (апелляционного согласования) имеют трехзвенную структуру, к которой относятся: 1. Начальник налоговой инспекции, вынесшей решение о взыскании налогового долга. 2. Областное управление апелляций Государственной налоговой администрации в области (г. Киеве и г. Севастополе). 3. Главное управление апелляций Государственной налоговой администрации Украины. Важно учитывать, что решение Государственной налоговой администрации Украины по рассмотрению жалобы субъекта хозяйствования является окончательным для порядка административного обжалования (апелляционной процедуры), но не препятствует обращению налогоплательщика — субъекта хозяйствования в суд за защитой своих прав. Среди иных административных органов данной группы можно назвать: — органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора; — органы охраны окружающей среды; — государственный комитет по статистике; — государственную инспекцию по контролю за ценами; — комитет Украины по вопросам стандартизации и сертификации; — комитет по надзору за охраной труда; — государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики и иные органы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |