Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения о защите прав субъектов хозяйствования




§1

Защита прав субъектов хозяйствования является одним из глав­ных направлений правовой работы. Использование возможностей правовой работы предусматривает активизацию действий самих субъектов хозяйствования по повышению уровня реализации дей­ствующего законодательства, направленного на защиту их прав и законных интересов.

Некоторые авторы под защитой прав субъектов хозяйствования понимают введение в действие системы прав и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение реализа­ции прав этих субъектов и недопущение их нарушений2. Однако данное определение представляется спорным, поскольку защита в данном случае представляет собой только введенную в действие систему. Таким образом, за пределами данного явления оказывает­ся сама совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов при их нарушении. Думается, что это слишком узкий подход к понятию защиты. По нашему мнению, уже само наличие этой совокупности позволяет говорить о защите. Когда же данные способы и средства вводятся в действие, следует говорить о механизме защиты.

Таким образом, защита прав субъектов хозяйствованияэто совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов хозяйствования при их нарушении.

Говоря о защите прав и интересов субъектов хозяйствования, не­обходимо провести разграничение защиты и охраны. Для охраны прав, чаще всего выражающейся в установлении запретов, осуществляется статичная функция правового регулирования. Защита же чаще пред­усматривает активную деятельность, что обусловливает использование правовыми нормами приемов управомочивания и обязывания.

Охрана прав и интересов, выступая частью правового обеспечения прав и свобод субъектов хозяйствования, осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности хозяйственно-правовых норм, кото­рые обеспечивают нормальное и беспрепятственное развитие от­ношений.

С другой стороны, как было указано выше, защита — это сово­купность правовых средств, способов и форм, которые использу­ются при нарушении законных прав субъектов. Охрана — непре­рывное и постоянно осуществляемое влияние, воздействие. В такой позиции содержание охраны представляется более широким, не­жели защита.

Обеспечение государством равной защиты всех субъектов хозяй­ствования закреплено в ст.ст. 13,42 Конституции Украины, ст.ст. 6, 20, 47 ХК Украины и многих других нормативных актах.

К основным правам и свободам субъектов хозяйствования, кото­рые подлежат охране и защите, некоторые авторы относят: а) граж­данство (национальность), неприкосновенность имущества и возмож­ность распоряжаться им на свое усмотрение, тайну корреспонденции; б) свободу ведения предпринимательской и иной хозяйственной де­ятельности; в) свободу выбора организационно-правовой формы хозяйствования, формы локального или корпоративного самоуправ­ления; г) право на равенство перед законом, а также специфические виды равенства: перед налогообложением, лицензированием, ис­полнением общественных обязанностей и т.п.; д) право на собствен­ность (и производные режимы имущественной основы хозяйство­вания); е) право на деловую репутацию, включая право на имя и контроль его использования; ж) право на безопасность, которая включает в себя право на защиту со стороны правосудия, процессу­альные гарантии перед контролирующими органами государства и местного самоуправления.

Согласно пункту 2 ст. 20 ХК права и законные интересы субъек­та хозяйствования защищаются путем:

— признания наличия или отсутствия прав;

признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей;

— признания недействительными хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным законом;

— восстановления положения, которое существовало до наруше­ния прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

— прекращения действий, которые нарушают право или созда­ют угрозу его нарушения;

— присуждения к выполнению долга в натуре;

— возмещения убытков;

— применения штрафных санкций;

— применения оперативно-хозяйственных санкций;

— применения административно-хозяйственных санкций;

— установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;

— другими способами, предусмотренными законом.
Следует обратить внимание, что данный перечень не является

исчерпывающим и субъекты хозяйствования могут использовать иные способы для защиты своих прав и законных интересов. Но такие способы должны быть предусмотрены в законе.

Для того, чтобы данные положения не остались всего лишь де­кларациями, государству необходимо создать взаимосвязанную систему органов, осуществляющих защиту прав и законных инте­ресов субъектов хозяйствования, которая должна выполнять в го­сударстве и обществе определенные функции.

Важно учитывать, что органы защиты прав субъектов хозяй­ствования не сводятся только к судебным органам. Думать так — значит упрощать проблему и не видеть всего комплекса мер, кото­рые может предпринять субъект хозяйствования для защиты своих прав и интересов.

В частности, субъект хозяйствования имеет право направлять обращения (заявления, жалобы, предложения) в административные и правоохранительные органы, которые в пределах своей компетен­ции по общему правилу обязаны рассмотреть, принять меры и уведомить заявителя о разрешении его вопроса в 10-дневный срок с даты получения обращения, а если решение вопроса требует до­полнительного изучения документов, выезда на место и т.п., то в течение одного месяца.

При неполучении ответа в установленный срок субъект хозяй­ствования имеет право обжаловать бездействие должностных лиц административных органов в вышестоящую инстанцию или в хо­зяйственный суд.

Однако не любые акты и иные документы могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В частности, ВАСУ в разъ­яснении № 02-5/35 от 26.01.2000 г. «О некоторых вопросах прак­тики разрешения споров, связанных с призванием недействитель­ными актов государственных или иных органов» относит к «неоспариваемым» в судебном порядке:

а) акты следственных, судебных и прокурорских проверок который действующим законодательством уставлен процессуальный порядок обжалования и изменения;

б) постановления специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

в) различного рода письма, информация, разъяснения и т.п., которые направляются государственными или другими органами в адрес подчиненных им структур и других органов по поводу конкретных ситуаций;

г) исполнительные надписи нотариусов;

д) акты ревизий, документальных проверок, действия служебных лиц, совершенные в процессе или по результатам проверок и т.п., поскольку эти акты не имеют обязательного характера.

е) инкассовые поручения (распоряжения) государственных органов на бесспорное списание средств предприятий и организаций, т.к. они являются расчетными документами, а не актами соответствующих органов.

Основаниями для признания акта недействительным являет­ся несоответствие его требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, который издал этот акт. Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или орга­низации — истца по делу. Если по результатам рассмотрения дела факта такого нарушения не установлено, у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения иска.

Правила применения отдельных способов защиты — возмещения убытков, применения штрафных, оперативно-хозяйственных и административно-хозяйственных санкций регяаментировааы в разделе V ХК Украины. Как правильно отмечает Н.А. Саниахмето-ва, для защиты своих прав субъекты хозяйствования могут исполь­зовать одновременно два или более способов защиты. Так, при из­дании государственным органом акта, нарушающего права субъек­та хозяйствования, он вправе потребовать как признания недействи­тельным такого акта, так и взыскания в судебном порядке убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государствен­ных либо других органов или должностных лиц, приведших к на­рушению прав субъекта, а также вследствие ненадлежащего осу­ществления такими органами или их должностными лицами пред­усмотренных законодательством обязанностей в отношении субъ­екта хозяйствования.

Попробуем систематизировать функции органов охраны и за­щиты прав субъектов хозяйствования, поскольку функции — это те направления ее действия, которые необходимы для решения

стоящих перед ней (системой органов) задач. К указанным функ­циям относятся:

а) регулятивная функция, которая заключается в координационно-обеспечительном воздействии на поведение участников общественных отношений хозяйственно-правовыми средствами. При этом регулирование разнонаправленных и разномотивированных действий людей осуществляется как посредством установления обязанностей, запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной для общества в целом деятельности;

б) охранительная функция, предполагающая реализацию отраслевых мер и механизмов охраны нарушенных прав или охраняемых законом интересов. Эта функция включает в себя как предотвращение правонарушений, так и восстановление нарушенных прав субъектов хозяйствования;

в) экономическая функция, обеспечивающая эффективное регулирование и охрану прав и законных интересов субъектов, что отражается на развитии экономики страны;

г) политическая функция, которая связана с поведением высших органов управления страной и играет определяющее значение для развития хозяйственной деятельности в стране;

д) воспитательно-идеологическая функция, связанная с формированием правосознания субъектов хозяйствования. Эта функция призвана способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию и Конституции;

е) социальная функция, призванная урегулировать социальные отношения и обеспечить социальные права участников рыночных отношений. Основная ее задача — воздействие на правосознание субъектов с целью формирования социально направленных позитивных установок, ориентиров на общечеловеческие ценности;

ж) компенсационная (восстановительная) функция, состоящая в восстановлении нарушенных прав или компенсации понесенного ущерба, причиненного хозяйственным правонарушением. Реализация данной функции напрямую зависит от эффективности работы государственного аппарата, слаженности его механизмов;

з) информационная (информационно-коммуникативная) функция, обусловленная предписывающим характером правовых норм: правовая информированность уже сама по себе играет важную роль в упорядочении сознательной деятельности субъектов хозяйствования;

и) превентивная функция, состоящая в воздействии, устраняю­щем угрозу правонарушения со стороны субъекта и в отноше­нии субъекта;

й) организаторская функция, заключающаяся в создании вну­тренней упорядоченности, системности влияния различных органов, ликвидация дублирования в системе, подчиненности и подконтрольности органов один другому. Принцип разде­ления властей эффективен на любом уровне воздействия, особенно при осуществлении контроля и надзора за субъекта­ми хозяйствования. Каждый контролирующий орган должен иметь «противовес» в лице иного контролирующего органа. Так, работники милиции контролируются органами проку­ратуры и т.д.

В теории сформированы три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая форма, воплощающаяся в государственной деятельности по разработке и принятию юридических норм, в которых закрепляются программа поведения людей.

2. Правоисполнительная форма находит выражение в государственной деятельности при принятии мер по исполнению норм права. Она состоит, главным образом, в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

3. Правообеспечительная (правоохранительная) форма, представляющая собой государственную деятельность по осуществлению контроля и надзора за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их на­рушителям.

В зависимости от соотношения функций и форм их осуществле­ния органы защиты и охраны прав и законных интересов субъектов хозяйствования можно подразделить на три группы:

— административные органы, т.е. органы, осуществляющие административно-юрисдикционные функции по охране и защите прав хозяйствующих субъектов в пределах специальных полномочий, предоставленных таким органам законом (примерами таких органов могут служить Министерство юстиции Украины, Антимонопольный комитет Украины и др.);

— правоохранительные органы, которые сформированы государством с целью защиты прав и законных интересов субъектов от незаконных посягательств — пресечения, прекращения и расследования правонарушений (примерами таких органов являются прокуратура, милиция), а также органы, оказыва­ющие юридическую помощь (адвокатура, нотариат);

— судебные органы, т.е. органы, целью деятельности которых является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и принятие законного решения по делу, восстанавливающего права и законные интересы хозяйствующих субъектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.