КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И квотирование
И нетарифное регулирование, лицензирование Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является постоянно возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих других направлений общей экономической деятельности государства. Конечно, государство и раньше довольно активно вмешивалось в сферу международных экономических отношений, используя торгово-таможенную, протекционистскую политику, стимулируя экспорт, осуществляя выравнивание торговых и платежных балансов. Но в настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются во все большей мере под воздействием внешних факторов, внимание к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось. К основным методам государственного регулирования ВЭД относятся: а) валютное регулирование; б) таможенное регулирование; в) тарифное регулирование, под которым понимается регулирование цен и тарифов, в том числе таможенных платежей; г) нетарифное регулирование, к которому относятся: — лицензирование и квотирование; — сертификация; — фитосанитарный и ветеринарный контроль; — экологический контроль; — экспортный контроль; — иные виды ограничений и запретов в ВЭД. Основы валютного регулирования в сфере ВЭД закреплены в Декрете КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. В соответствии с данным Декретом под валютными ценностями понимаются: а) валюта Украины, к которой относятся собственно валюта Украины, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в валюте Украины; б) иностранная валюта, в понятие которой включаются как собственно иностранная валюта, так и банковские металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте и банковских металлах.
К валютным операциям в сфере ВЭД относятся операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обороте как способа платежа, операции, связанные с ввозом, переводом на территорию Украины, вывозом и переводом за ее пределы валютных ценностей и другие. Иностранные валюты делятся на следующие группы: 2 группа - не конвертируемые валюты по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира (российские рубли, грузинские лары и др.). 3 группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют). Таможенноерегулирование ВЭД осуществляется в соответствии с Законом «О ВЭД», Таможенным кодексом Украины от 11.07.2002г., Законом «О едином таможенном тарифе» от 5.02.92 г., Законом «О едином сборе, который взыскивается в пунктах пропуска через государственную границу Украины» от 04.11.99 г. и другими нормативно-правовыми актами. Таможенное регулирование основывается на исключительной юрисдикции Украины на ее таможенной территории, исключительной компетенции таможенных органов Украины по осуществлению таможенного дела, едином порядке перемещения товаров через таможенную границу Украины. Таможенное оформление товаров в полном объеме и их пропуск через таможенную границу Украины могут осуществляться только после уплаты соответствующих таможенных платежей. К таможенным платежам, подлежащим уплате на таможне, относятся: таможенная пошлина, таможенный сбор, акцизный сбор и НДС.
Под таможенной пошлиной понимают налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины. Порядок уплаты и ставки таможенной пошлины определяются Единым таможенным тарифом Украины. Виды пошлины являются едиными для всей территории Украины. В зависимости от метода ее начисления применяются адвалорные (в процентном отношении к стоимости товара), специфические (в денежном размере на единицу товара), комбинированные (соединяет всебе адвалорные и специфические) пошлины. Устанавливаются также такие пошлины, как сезонная, ввозная и вывозная пошлина. В отдельных случаях при ввозе на таможенную территорию Украины и вывозе за ее пределы товаров, независимо от других видов пошлин, могут применяться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Подробная характеристика и процедура применения специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины, расследования для установления фактов, которые дают основания для применения данных видов пошлины, закрепляются законами Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» и «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О применении специальных мер в отношении импорта в Украину» от 22.12.98 г. Таможенные сборы взыскиваются за осуществление таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины (фактически за процедуру по оформлению таможенной декларации). Виды и ставки таможенных сборов установлены Постановлением КМУ «О ставках таможенных сборов» от 27.01.97 г. № 65. Акцизный сбор представляет собой косвенный налог на некоторые товары, который включается в цену товара и оплачивается покупателями подакцизных товаров. Механизм акцизного сбора закреплен Декретом КМУ от 26.12.92 г. «Об акцизном сборе». Акцизный сбор не взимается при реализации подакцизных товаров на экспорт за иностранную валюту. Также не подлежат налогообложению акцизным сбором товары, перемещаемые через таможенную территорию Украины транзитом.
Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который выступает частью новообразованной стоимости, входит в цену реализации товаров (работ, услуг) и уплачивается потребителем в госбюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Объект налогообложения по НДС возникает также при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получении работ (услуг), которые предоставляются нерезидентам для их использования или потребления на таможенной территории Украины, в том числе операции по ввозу (пересылке) имущества по договорам аренды и залога. К операциям по продаже товаров, которые экспортируются налогоплательщиками, применяется нулевая ставка НДС. Составной частью системы государственного регулирования ВЭД является регулирование цен и тарифов, в соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании«от 03.12.90 г., Указом Президента Украины «О мерах по усовершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» от 10.02.96 г. № 124/96 и др. Основу цены как экономической категории составляет стоимость товара, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. В науке существует множество классификаций цен, однако наибольшее значение в ВЭД имеет разделение цен на две группы: свободно устанавливаемые цены и цены, регулируемые государством. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. При осуществлении экспортных и импортных операций непосредственно или через внешнеторгового посредника в расчетах с зарубежными партнерами могут применяться контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка. В частности, таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров осуществляется проверка контрактной цены на предмет ее соответствия ценам на идентичные (подобные) товары. Ведь от этого зависит размер таможенных платежей. В случае их не соответствия таможенные органы вправе самостоятельно определять такую стоимость, исходя из цен на идентичные товары. Субъект ВЭД вправе обжаловать такие решения (ст. 265 ТКУ).
В случаях, определенных Указом Президента Украины от 10.02.96 г. №124/96, контрольные цены субъектов ВЭД ограничиваются индикативными ценами. Индикативные цены – это установленные цены на товары, которые отвечают ценам, установленным на соответствующий товар на рынке экспорта и импорта на момент осуществления экспортных (импортных) операций с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных законодательством Украины. Индикативные цены могут применяться не на все товары, а лишь на некоторые.
Относительно одного вида товара может устанавливаться только один вид лицензии. Говоря о квотировании ВЭД, следует различать следующие виды экспортных (импортных) квот: а) глобальные (ограничение объема без определения стран экспорта или импорта); б) групповые (ограничение объема с определением группы стран экспорта или импорта); в) индивидуальные (ограничение объема с определением конкретной страны экспорта или импорта); г) антидемпинговые, компенсационные и специальные (ограничение объемов импорта в Украину товаров, являющихся объектом вышеуказанных мер по защите отечественного товаропроизводителя). К методам государственного регулирования ВЭД относятся также запреты, ограничения и обеспечительные меры в отношении импорта, экспорта и транзита товаров и услуг, а также экспортный контроль. Ст. 17 Закона «О ВЭД» устанавливает, что в Украине запрещается: а) экспорт с территории Украины предметов, которые являются национальным, историческим или культурным достоянием украинского народа; б) импорт или транзит товаров, о которых заведомо известно, что они причиняют вред здоровью или угрожают жизни населения или животного мира, или могут привести к разрушению окружающей среды; в) импорт продукции или услуг, которые содержат пропаганду войны, расизма, геноцида и т. п.; г) экспорт и импорт товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности. К обеспечительным мерам относятся специальные импортные процедуры, применяемые в Украине, включающие применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур и режим предварительных импортных депозитов, которые вносятся в банки. В частности, государственные закупки по импорту комплексных сооружений или массовых партий товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны проводиться путем процедуры международных торгов. Режим предварительных импортных депозитов вводится НБУ с целью регулирования платежного баланса Украины. При этом НБУ устанавливает порядок осуществления таких операций и размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора, который не может превышать 50 % (например, в конце 90-х вводился режим предварительных импортных депозитов для экспорта семян подсолнечника). Государственный экспортный контроль представляет собой комплекс мер, которые осуществляют государственные органы по обеспечению государственного контроля за международными передачами товаров, их использованием юридическими и физическими лицами в соответствии с международными обязательствами Украины и интересами национальной безопасности. Предметом экспортного контроля являются товары военного назначения и двойного использования. Дефиниции этих понятий даны в Положении о государственном экспортном контроле, утвержденном Указом Президента Украины от 13.02.98 г. № 117/98. На территорию Украины разрешается импорт только тех товаров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих товаров и требований, которые действуют на территории Украины. Сертификация продукции и услуг регламентируется Законом Украины «О стандартизации» от 17.05.2001 г. и Декретом КМУ «О стандартизации и сертификации» от 10.05.93 г.; ветеринарный контроль — Законом «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 г., санитарный контроль — Законом Украины «О карантине растений» от 30.06.93 г., экологические стандарты и требования — Постановлением КМУ от 20.03.95 г. N° 198 «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу». В случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины на определенный товар применяются соответствующие международные стандарты и требования или стандарты и требования, которые действуют в ведущих странах-экспортерах определенных товаров. Указанные стандарты и требования, а также процедура их применения не могут использоваться с целью создания барьеров для осуществления субъектами ВЭД этой деятельности. К импортируемым товарам применяется национальный режим их сертификации. Современная внешнеэкономическая политика государства направлена на защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов ВЭД, создание равных возможностей для развития предпринимательской деятельности, поощрение конкуренции и ограничение монополизма в ВЭД, на основе системы средств защиты внутреннего рынка, способных обеспечить защиту его от иностранной конкуренции.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |