КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательный процесс в российском парламентеДепутатская неприкосновенность в Российской Федерации. Конституционный статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ": 1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД. 2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления. 3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе. 4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС. Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутатского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Конституционный статус депутата законодательного органа РФ определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах «императивного мандата» и «свободного мандата». Понятие «императивный мандат» включает в себя совокупность трех элементов: обязательности наказов избирателей для депутата, обязательной отчетности депутата и права избирателей на его отзыв. В данном случае депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он избран. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил название в науке «свободный мандат». Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. В соот с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории. Депутатом Государственной Думы может быть только гражданин РФ, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом. Для депутатов Думы существуют ограничения: 1. они не могут быть депутатами любого другого представительного органа, в том числе членами Совета Федерации; 2. замещать иную государственную и муниципальную должность; 3. находиться на государственной и муниципальной службе, 4. заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, 5. состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Формами деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации являются: а)участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных; б)участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания; в)участие в работе комитетов и комиссий палат, согласительных и г)участие в парламентских слушаниях; д)внесение законопроектов; е)внесение парламентского и депутатского запросов; ж)обращение с?ами к членам Правительства на заседании з)обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Кроме того, депутат Государственной Думы имеет право участвовать в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп, а также должен работать с избирателями. Одним из важнейших полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений. Депутаты и члены палат Федерального Собрания имеют право запроса Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, на который органы обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федерального Собрания РФ, либо письменный не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса.
Неприкосновенность установлена статьей 98 КРФ. Гарантии депутатской деятельности — это условия и средства, обеспечивающие реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность. Выделяются следующие виды гарантий: организационные, материальные и специальные. К организационным гарантиям относи тся право на прием в первоочередном порядке членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Все эти органы и лица обязаны дать ответ на их обращения или предоставить запрашиваемые ими документы или сведения безотлагательно. Кроме того, для содействия в осуществлении своих полномочий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют пять помощников, работающих по трудовому договору, и до тридцати помощников, работающих на общественных началах. К материальным гарантиям депутатской деятельности относятся: установление ежемесячного денежного вознаграждения члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы в размере ежемесячного вознаграждения федерального министра, право бесплатного использования всех видов транспорта, кроме такси, предоставление служебного жилого помещения в г. Москве на весь срок депутатских полномочий. Специальной гарантией депутатской деятельности является депутатская неприкосновенность. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в течение всего срока их полномочий не могут быть: а)привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б)задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев за держания на месте преступления) или допросу; в)подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи и переписку. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (90 голосов) или депутатов Государственной Думы (226 голосов). При этом член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к ответственности за высказывание мнения или выражения позиции при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу парламентария. В 1994—2001 гг. в Государственной Думе было три случая лишения депутата депутатской неприкосновенности. Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов «продукцией» правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный. орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит: 1. Президенту РФ, 2. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, 3. Правительству РФ, 4. законодательным (представительным) органам субъектов РФ. 5. Правозаконодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения; обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Она необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: а)принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало б)одобрение закона Советом Федерации (в соот с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от в )подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный закон, однако это право не распространяется на федеральный конституционный закон. Федеральное Собрание может либо согласиться с этим, либо преодолеть его вето (путем повторного рассмотрения и одобрения большинством не менее 2/з от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы); г) опубликование закона (как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |