Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конце1Г1уально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в. 4 страница




2 Там же. С. 320.

3 Моисеев Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мыш­ление// Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 66.


________________________________ Глава IX

а. В целостности общества, биосферы, ноосферы, ми­роздания и т. п. Одно из проявлений целостности со­стоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое. Это хорошо уже понимал В. И. Вернадский, ко­торый писал, что история научного познания показала, что «наука не существует помимо человека и есть его со­здание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки. Находя правильности и законнос­ти в окружающем его мире, человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму. В научно вы­раженной истине всегда есть отражение — может быть чрезвычайно большое — духовной личности человека. На­туралист-эмпирик всегда должен с этим считаться»1.

б. Для конца XX в. характерной является закономер­ность, состоящая в том, что естественные науки объеди­няются, и усиливается сближение естественных и гума­нитарных наук, науки и искусства. Естествознание дли­тельное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельнос­ти. Гуманитарные науки — на постижение человека, че­ловеческого духа, культуры. Для них приоритетное зна­чение приобрело раскрытие смысла, не столько объясне­ние, сколько понимание, связь социального знания с цен­ностно-целевыми структурами.

Идеи и принципы, получающие развитие в современ­ном естествознании (особенно в синергетике) все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и об­ратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние непрохо­димые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тен­денция к конвергенции двух культур — научно-техни­ческой и гуманитарно-художественной, науки и искус-

Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 149—150.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция ____ .. -

ства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.

в. В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его ме­тодам. Все более распространяется убеждение не только о силе, но и о слабости европейского рационализма и его методов. Но это никоим образом не должно умалять роли разума, рациональности — и науки как ее главного носи­теля — в жизни современного общества.

Ориентацию европейской науки XX в. на восточное мышление четко зафиксировал В. И. Вернадский, кото­рый писал: «Едва ли можно сомневаться, что выдержав­шая тысячелетия, оставшись живой, слившись с единой мировой наукой, мудрость и мораль конфуцианства ска­жется глубоко в ходе мирового научного мышления, так как этим путем в него входит круг новых лиц более глубо­кой научной традиции, чем западноевропейская цивили­зация»1. Тема «Восток—Запад» сегодня активно обсужда­ется в литературе. Разительное несходство двух типов куль­тур пронизывает всю жизнь современной цивилизации, оказывает огромное влияние на происходящие процессы во всех сферах общественной жизни и на пути осмысле­ния возможных перспектив развития человека.

Тот факт, что даже при обсуждении новой концепции природы эта проблема возникает, говорит о ее чрезвычай­ной актуальности. «Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную тради­цию, придающую первостепенное значение эксперимен­тированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спон­танно изменяющемся самоорганизующемся мире»2.

1 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 398.

2 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 65.


________________________________ Глава IX

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (прин­ципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловлен­ного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологи­ческих объектов и уровней их организации, понятие коэ­волюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов — это и есть глобаль­ный эволюционизм. Данное понятие характеризует как материальные, так и идеальные (духовные) системы, т. е. является универсальным. Оно тесно связано с поняти­ем «самоорганизация». Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция — с отношениями между развивающимися системами, с кор­реляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы. Полярные уровни коэволюции — молекулярно-генетический и био­сферный.

Коэволюция остро ставит вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, рели­гии, философии и т. п. Коэволюция совершается в един­стве природных и социальных процессов. Поэтому на со­временном этапе развития науки нужно тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гума­нитарного знания с целью более глубокого исследования механизма коэволюционного процесса1.

Принцип коэволюции является углублением и расши­рением на современном научном материале принципа эво­люции (развития), который, как известно, был основа­тельно разработан в истории философии — особенно в не­мецкой классике (и прежде всего.у Гегеля), а затем — в

1 См.: Философия природы: Коэволюционная стратегия. М., 1995; Родин С. Н. Идея коэволюции. Новосибирск, 1991.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.