Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-методологические проблемы социального познания




S2 353


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _______.

материалистической диалектике («две концепции разви­тия»). Идеи развития и «полярности», особенно остро и глубоко «выстраданные» в немецкой классической и мате­риалистической диалектике, сегодня являются ключевы­ми для естествознания.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе' все бо­лее склоняются к выводу о том, что если объектом клас­сической науки были простые системы, а объектом не­классической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают истори­чески развивающиеся системы, которые с течением вре­мени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

Системы, характеризующиеся открытостью и самораз­витием, постепенно начинают определять облик совре­менной постнеклассической науки. А это требует новой методологии их познания. В литературе определяют та­кие признаки самоорганизующихся систем как: откры­тость — для вещества, энергии, информации; нелиней­ность — множество путей эволюции системы и возмож­ность выбора из данных альтернатив; когерентность (сцеп­ление, связь) — согласованное протекание во времени процессов в данной системе; хаотический характер пере­ходных состояний в них; непредсказуемость их поведе­ния; способность активно взаимодействовать со средой, изменять ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование системы; гибкость струк­туры; способность учитывать прошлый опыт.

1 См. например: Проблемы методологии постнеклассичес­кой науки. М., 1992; Степан В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.


_________________________________ Глава IX

Объектом современной науки (и естествознания в том числе) становятся — и чем дальше, тем чаще — так назы­ваемые «человекоразмерные» системы: медико-биологичес­кие объекты, объекты экологии, включая биосферу в це­лом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в пер­вую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина» и т. д.

Изменение характера объекта исследования в постнек-лассической науке ведет к изменению подходов и мето­дов исследования. Если на предшествующих этапах на­ука была ориентирована преимущественно на постиже­ние все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современ­ной науки все более определяют комплексные исследо­вательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисцип­линарные исследования.

Реализация комплексных научных программ порожда­ет особую ситуацию сращивания в единой системе дея­тельности теоретических и экспериментальных исследо­ваний, прикладных и фундаментальных знаний, интен­сификации прямых и обратных связей между ними. Все это порождает усиление взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях науки идеалов, норм и методов познания.

5. Еще более широкое применение философии и ее мето­дов во всех, естественных науках.

В том, что философия как органическое единство своих двух начал — научно-теоретического и практически-духов­ного — пронизывает современное естествознание — в этом, кажется, сегодня не сомневается ни один мыслящий есте­ствоиспытатель. В постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего, в силу специфики его пред­мета и возрастания роли человека в нем), чем на предыду­щих этапах, «задействованы» все функции философии —

12* 355


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

онтологическая, гносеологическая, методологическая, ми­ровоззренческая, аксиологическая и др.

Проблема, опять же в том, о какой конкретно филосо­фии идет речь, и как именно она влияет на развитие есте­ственных наук конца XX в. Предметом активного обсуж­дения сегодня являются вопросы о самой философии как таковой; о ее месте в современной культуре; о специфике философского знания, его функциях и источниках; о ее возможностях и перспективах; о механизме ее воздействия на развитие познания (в том числе научного) и иных форм деятельности людей.

В этой связи большой интерес представляют идеи из­вестного «философствующего физика» В. В. Налимова. Он считает, что философия «остановилась на наших гла­зах», что ей «не удалось перебросить мост ни в сторону науки, ни в сторону религии», что назрела необходимость в «постфилософии». Он убежден, что следует включить в картину физического мира, «в картину мироздания пред­ставление о вездесущности сознания, смыслов (и их цен­ностных оценок) и спонтанности». А это означает, что «проблема «сознание-материя» становится серьезной про­блемой физики»', а не только философии.

6. Методологический плюрализм, осознание ограничен­ности, односторонности любой методологии — в том чис­ле рационалистической (включая диалектико-материали-стическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейерабенд: «Все дозволено».

В свое время великий физик В. Гейзенберг говорил о том, что надо постигать действительность всеми дарован­ными нам органами. Но нельзя, подчеркивал он, огра­ничивать методы своего мышления одной-единственной философией. Вместе с тем недопустимо какой-либо ме­тод объявлять «единственно верным», принижая или во-

1 Налимов В. В. Размышления о путях развития философии / / Вопросы философии. 1993, № 9, с. 88.


_________________________________ Глава IX

обще отказывая (неважно, по каким основаниям) дру­гим методологическим концепциям. В современной на­уке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), а еще более, чем раньше, нужны интуиция, фантазия, вообра­жение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.

В естествознании XX в. все чаще говорят об эстети­ческой стороне познания, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теориям, законам, концеп­циям. Красота — это не только отражение гармонии ма­териального мира, но и красота теоретических построе­ний. Поиски красоты, т. е. единства и симметрии зако­нов природы — примечательная черта современной физи­ки и ряда других естественных наук. Характерная особен­ность постнеклассической науки — ее диалектизация — широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания. Объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалекти­ческий характер самого процесса познания.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игно­рирования роли разума.

Эту важную особенность, ярко проявившуюся в науке XX в. подчеркивал В. И. Вернадский, который писал, что «научная творческая мысль выходит за пределы логи­ки (включая в логику и диалектику в разных ее понимани­ях). Личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой (как бы расширенно мы ее ни понима­ли) не охватываемые.

Интуиция, вдохновение — основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем — не вызываются ни научной, ни логи-


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

ческой мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе»1.

В этой связи русский ученый призывал «усилить наше научное внимание» к указанным вненаучным, внерацио-нальным формам, в частности, обратившись «за опытом» к философским течениям старой и новой индусской мыс­ли, ибо с этой областью явлений мы «не может не счи­таться».

Во второй половине XX в. стало очевидным, что раци­ональные правила метода никогда в полной мере не со­блюдались. Это очень обстоятельно аргументировал Пол Фейерабенд на обширном материале истории науки. Незыблемый и неизменный авторитет позитивной и бес­пристрастной науки все более подрывался. Все громче се­годня звучат голоса тех, кто отказывается от проведения демаркации «наука-ненаука», подчеркивает социокультур-ную обусловленность содержания теоретического знания, роль ненаучных элементов в нем.

Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» общефилософские и общемиро­воззренческие соображения (в том числе понятия древне­восточных философских систем), интуитивные подходы и другие «человеческие компоненты». Вместе с тем науч­ное сообщество достаточно строго относится к нарушите­лям норм и регулятивов традиционного научного дискур­са. Однако попытки введения «внепарадигмальных вкрап­лений» в содержание научного знания становятся все бо­лее распространенным явлением в постнеклассической науке и все убедительнее ставят под сомнение утвержде­ния о незыблемости рациональных норм и принципов.

Все большее число современных философов, методо­логов и представителей частных наук приходят к следую­щему выводу: «То, что воспринимается сегодня как на­рушение границ научности, как включение иррациональ-

" Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 464. 358


_________________________________ Глава IX

ных мотивов в науку, как обращение к мистике и т. д. в большинстве случаев должно рассматриваться как попытка преодолеть состояние интеллектуального разрыва, попыт­ка усилить интуитивные и внелогические способности че­ловеческого мышления, работающего близко к естествен­ной границе своих возможностей»'. Многие из этих умоз­рительных построений впоследствии, на более поздних стадиях развития научного познания могут быть рациона­лизованы, когда надобность в них отпадает. «Признание фундаментальной роли интуитивного суждения наравне с логикой представляет собой коренное изменение мето­дологии математики и физики (а значит и вообще есте­ственных наук). Этому способствовало еще одно дости­жение науки — компьютерная революция XX в. Она по­зволила во все более возрастающей степени передавать машине все более усложняющиеся логические операции. Человеческий мозг все более освобождался от формали­зуемой, стандартизованной, рутинной логической дея­тельности»2.

8. Самое широкое включение в поле зрения естествозна­ния человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъек­та. Уже на этапе неклассического естествознания стало очевидным — и новые открытия все более демонстрирова­ло это, — что «печать субъективности лежит на фундамен­тальных законах физики» (А. Эдингтон), что «субъект и объект едины», между ними не существует барьера (Э. Шрединтер), что «сознание и материя являются раз­личными аспектами одной и той же реальности» (К. Вай-цзеккер) и т. п. А Луи де Бройль полагал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описа-

1 Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 36.

5 Фейнберг Е. Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопро­сы философии. 1995. № 7. С. 43.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

нию внешнего мира» — вывод, выражающий, на наш взгляд, крайнюю позицию по рассматриваемой проблеме.

Один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг отмечал, что в его время следует уже говорить не о картине природы, складывающейся в естественных науках, а о кар­тине наших отношений с природой. Поэтому разделение мира на объективный ход событий в пространстве и време­ни, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, уже не может служить отправной точкой в понима­нии науки XX в. В поле зрения последней — не природа сама по себе как таковая, а «сеть взаимоотношений человека с природой». Тем самым, даже требование объективности в атомной физике ограничено тем, что полное отделение на­блюдаемого феномена от наблюдателя уже невозможно. А это означает, что нельзя более говорить о поведении микро­частиц вне зависимости от процесса наблюдения (т. е. вне присутствия человека) и о природе «как таковой».

Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить гово­рить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой. А это значит, что «активное вопрошание природы» есть лишь неотъемлемая часть ее внутренней активности. Тем самым объективность в современной теоретической физике (да и в других науках) «обретает более тонкое значение», ибо научные результаты не могут быть отделены от исследова­тельской деятельности субъекта. «Открытый современной наукой экспериментальный диалог с природой, — писали И. Пригожий и И. Стенгерс, — подразумевает активное вмешательство, а не пассивное наблюдение. Перед уче­ными ставится задача научиться управлять физической реальностью, вынуждать ее действовать в рамках «сцена­рия» как можно ближе к теоретическому описанию»1. При этом подчеркивается, что в мире, основанном на неста-

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 84.


_____ ____________________________ Глава IX

бильности и созидательности (а современный мир именно таков), человечество опять оказывается в самом центре мироздания. И это не отход от объективности, а все более полное приближение к ней, ибо она открывается только в процессе активной деятельности людей.

Соединение объективного мира и мира человека в со­временных науках — как естественных, так и гуманитар­ных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценнос­тно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекораз-мерным» объектам не только не допускает, но и предпо­лагает включение аксиологических (ценностных) факто­ров в состав объясняющих положений.

В естествознании XX в. формируется и получает все более широкое распространение так называемый «ант-ропный принцип». Его суть афористически выразил Дж. Уилер: «Вот человек, какой должна быть Вселенная». Иначе говоря, антропный принцип устанавливает связь су­ществования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц.

Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся систе­ма, включенность в нее человека не может быть отброше­на как некое проявление «научного экстремизма». Нужно отметить, что, во-первых, «человеческое измерение» не может быть «вытравлено» из антропного подхода, во-вто­рых, последний находится в русле усиливающейся тен­денции к гуманизации современной (постнеклассической) науки, и, в-третьих, именно на основе антропного принци­па формируется постнеклассический взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект.

Таким образом, развитие науки XX в. — как естествоз­нания, так и обществознания — убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассив-


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция

но наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход со­бытий», просто не существует. Человека — «единствен­ного наблюдателя», которого мы способны себе предста­вить — невозможно вычленить из окружающего мира, сде­лать его независимым от его собственных действий, от про­цесса приобретения и развития знаний. Вот почему мно­гие исследователи считают, что сегодня наблюдается смы­кание проблем, касающихся неживой природы, с вопро­сами, поднимаемыми в-области социологии, психологии, этики.

Естествознание XX в. имеет дело с объектом, так или иначе затрагивающим человеческое бытие, и тезис о «цен­ностной нейтральности» знания все более становится не­адекватным уровню его современного развития. Учет вклю­ченности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческий деятельности, привно­сит в научное знание новый гуманистический смысл. Все отчетливее в современном естествознаии начинает осоз­наваться установка на соединение когнитивных и ценнос­тных параметров знания.

9. Внедрение времени во все естественные науки, все бо­лее широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» естествознания).

В последние годы особенно активно и плодотворно идею «конструктивной роли времени», его «вхождения» во все области и сферы специально-научного познания развивает И. Пригожий. Он пишет: «Время проникло не только в биологию, геологию и социальные науки, но и на те два уровня, из которых его традиционно исключали: макроскопический и космический. Не только жизнь, но и Вселенная в целом имеет историю, и это обстоятельство влечет за собой важные следствия»1. Главное из них —

1 Пригожи» И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 277,


_________________________________ Глава IX

необходимость перехода к высшей форме мышления — диалектике как логике и теории познания.

Одна из основных его идей — «наведение моста между бытием и становлением», «новый синтез» этих двух важ­нейших «измерений» действительности, двух взаимосвязан­ных аспектов реальности, однако, при решающей роли здесь времени (становления). И. Пригожий считает, что мы всту­паем в новую эру в истории времени (которое «проникло всюду»), когда бытие и становление могут быть объедине­ны. «В наше время и физика, и метафизика (здесь в смыс­ле философия. — В. К.) фактически совместно приходят к концепции мира, в которой процесс становления является первичной составляющей физического бытия и (в отличие от монад Лейбница), существующие элементы могут взаи­модействовать и, следовательно, рождаться и уничтожать­ся»1. Он уверен, что мы находимся на пути к новому син­тезу, новой концепции природы, к новой единой картине мира, где время — ее существенная характеристика. Время и изменение первично повсюду, начиная с уровня элемен­тарных частиц и до космологических моделей.

Исходя из идей Пригожина, в послегаллилеевском есте­ствознании можно отчетливо различить три блока (уровня):

1. Классическое естествознание от Ньютона до Менде­леева, где основным объектом исследований являются мак­ротела и равновесные макросистемы. 2. Неклассическое естествознание (основа которого — квантовая механика и квантовая электродинамика), где главным объектом позна­ния служат микросистемы). 3. Естествознанием сегодняш­него дня (постнеклассическое) с синергетической основой. «Объектом естествознания третьего уровня являются вновь макросистемы, но изучаемые и понимаемые уже не только с позиций синтеза механики и квантовой механики, но плюс к этому еще с единых позиций историзма, самоорганиза-

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый ди­алог человека с природой. С. 375.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

ции материи, господства необратимости, с позиций, охва­тывающих как единое целое и микро- и макромиры»1.

Понятие «история» применяется ко все более широко­му кругу природных объектов и вводится даже в квантово-механическую интерпретацию, где его раньше не было. Причем историзм, согласно Пригожину, определяется тре­мя минимальными условиями, которым отвечает любая история: необратимость, вероятность, возможность появ­ления новых связей.

Исторический аспект любой науки, в том числе о нежи­вых (и, казалось бы, неразвивающихся) объектах все более выдвигается на передний план познания. Так, в последние годы активно формируется новое направление исследова­ний — эволюционная химия, предметом которой является химическая эволюция. Новые открытия в этой области зна­ния (особенно разработка концепции саморазвития откры­тых каталитических систем) обосновали «... включение в химическую науку принципа историзма, с помощью кото­рого только и можно объяснить самопроизвольное (без вме­шательства человека) восхождение от низших химических материальных систем к высшим — к тем, которые и состав­ляют «лабораторию живого организма»2. Крупный физик и методолог науки К. фон Вайцзеккер пишет, характеризуя научное познание нашего времени в целом, что развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии.

Тем самым современное естествознание убедительно под­тверждает идею Гегеля (и Энгельса) о необходимости овла­дения естествоиспытателями диалектическим методом. И это обстоятельство обусловлено не «указаниями свыше» и не какими-то авторитетами, а тем простым и очевидным (тем более в конце XX в.) фактом, что все в природе совершается в конечном счете диалектически, а не метафизически.

1 Кузнецов В. И. Общая химия: Тенденции развития. М., 1989. С. 214.

2 Там же. С. 169.


_________________________________ Глава IX

10. Усиливающаяся математизация естественнонаучных (особенно физических) теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

Эта особенность современного естествознания привела к тому, что работа с его новыми теориями из-за высокого уров­ня абстракций вводимых в них понятий превратилась в но­вый и своеобразный вид деятельности. В этой связи неко­торые ученые говорят, в частности, об угрозе превращения теоретической физики в математическую теорию. Компью­теризация, усиление альтернативности и сложности науки сопровождается изменением и ее «эмпирической составля­ющей». Речь идет о том, что появляются все чаще сложные, дорогостояющие приборные комплексы, которые обслужи­вают исследовательские коллективы и функционируют ана­логично средствам промышленного производства.

В науке XX в. резко возросло значение вычислитель­ной математики (ставшей самостоятельной ветвью мате­матики), так как ответ на поставленную задачу часто тре­буется дать в числовой форме. В настоящее время важ­нейшим инструментом научно-технического прогресса ста­новится математические моделирование. Его сущность — замена исходного объекта соответствующей математичес­кой моделью и в дальнейшем ее изучение, эксперименти­рование с нею на ЭВМ и с помощью вычислительно-ло­гических алгоритмов. В современной науке математичес­кое моделирование приобретает новую форму осуществ­ления, связанную с успехами синергетики. Речь идет о том, что «математика, точнее математическое моделиро­вание нелинейных систем, начинает нащупывать извне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой природой, между самодостраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшими про-

1 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое ми-ровидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 19.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

Что касается современной формальной логики и разра­батываемых в ее рамках методов, законов и приемов пра­вильного мышления, то, по свидетельству ее выдающего­ся представителя, «она расплавилась в разнообразных ис­следованиях математики, а также в таких новых дисцип­линах на научной сцене, как информатика и когнитоло-гия, кибернетика и теория информации, общая лингвис­тика — каждая с сильным математическим уклоном»1.

Развитие науки — особенно в наше время — убедитель­но показывает, что математика — действенный инструмент познания, обладающий «непостижимой эффективностью». Вместе с тем стало очевидным, что эффективность матема-тизиации, т. е. применение количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнооб­разному содержанию частных наук, зависит от двух основ­ных обстоятельств: от специфики данной науки, степени ее зрелости и от совершенства самого математического аппа­рата. При этом недопустимо как недооценивать последний, так и абсолютизировать его («игра формул»; создание «кле­ток» искусственных знаковых систем, не позволяющих до­тянуться до «живой жизни» и т. п.). Кроме того, надо иметь в виду, что чем сложнее явление или процесс, тем труднее они поддаются математизации (например, социальные и духовные процессы, явления культуры).

Потребности развития самой математики, активная математизация различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности и быстрый прогресс вычислительной техни­ки привели к появлению целого ряда новых математичес­ких дисциплин. Таковы, например, теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, те­ория оптимального управления и др.

11. Стремление построить общенаучную картину тира на основе принципов универсального (глобального) эволюцио-

1 Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8. С. 89.


_________________________________ Глава IX

низма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Становление эволюционных идей имеет достаточно дли­тельную историю. Уже в XIX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знания, но воспри­нимались скорее как исключение по отношению к миру в целом. Однако вплоть до наших дней принцип эволюции не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной была физика, которая на протяже­нии большей части своей истории в явном виде не вклю­чала в число своих фундаментальных постулатов принцип развития.

Представления об универсальности процессов эволю­ции во Вселенной реализуется в современной науке в кон­цепции глобального эволюционизма. Последний и обес­печивает экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эво­люционного процесса. Идея глобального эволюционизма демонстрирует процесс перехода естествоиспытателей пе­риода постнеклассической науки к диалектическому спо­собу мышления, где ключевым принципом (как уже отме­чалось ранее) является принцип историзма.

В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины. Но определяющее значение в его утверждении сыграли три важнейших концептуальных направления в науке ХХ^в.: во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Таким образом, глобальный эволюционизм:

• характеризует взаимосвязь самоорганизующихся си­стем разной степени сложности и объясняет генезис но­вых структур;


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

• рассматривает в диалектической взаимосвязи соци­альную, живую и неживую материю;

• создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за со­стояние мира, в который он «погружен»;

• является основой синтеза знаний в современной, по-стнеклассической науке;

• служит важнейшим принципом исследования новых типов объектов — саморазвивающихся, целостных систем, становящихся все более «человекоразмерными».

Сегодня ученые стремятся построить единую физичес­кую картину мира, в фундаменте которой лежит синтез ре­лятивистской и квантовой идей, идея возможности постро­ения единой теории всех фундаментальных взаимодействий. Аналогичные — «синтетические устремления» — проявля­ются и в других науках. Например, математики стремятся построить огромное здание математики на единой основе теории множеств. Биологи хотят построить целостную тео­ретическую биологию, основные принципы которой пред­полагают выявить в исследованиях современной молекуляр­ной биологии, генетики, синтетической теории эволюции.

12. Формирование нового— «организминеского» видения (понимания) природы.

Последняя все чаще рассматривается не как конгломе­рат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. На­рушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

Все более укрепляется идея взаимосвязи и гармоничес­кого отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика, которая включает не


________________________________ Глава IX

только взаимоотношения между людьми, но и взаимоот­ношения между человеком и природой.

Органицистская познавательная модель задает новую исходную систему отсчета для рассмотрения природной реальности. Здесь уже центральное место занимает прин­цип органической целостности применительно и ко всей природе и к ее различным подсистемам. Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз — основные формы организации жизни, уровни (стадии) ее организации.

Справедливости ради надо сказать, что «организмичес-кий подход» к природе не является таким уж совсем новым, ибо по существу своему он было достаточно четко сформу­лирован уже Шеллингом в его афоризме о том, что природа есть «всевеликий организм». Рассматривал Шеллинг (а за ним и Гегель) и восходящую иерархию эмпирических форм, наблюдаемых в природе — от неорганической природы к органической и далее к человеку. Принцип целесообразно­сти, лежащий в основе живого организма, стал у Шеллинга общим принципом объяснения природы в целом.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, не­равновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фун­даментальные характеристики мироздания сегодня высту­пают на первый план, что, конечно, не исключает «при­сутствия» в универсуме противоположных характеристик.

Введение нестабильности, неустойчивости, открытие не­равновесных структур — важная особенность постнекласси-ческой науки. «Сейчас внимание школы Пригожина и мно­гих других групп исследователей направлено как раз на изу­чение нестабильного, меняющегося, развивающегося мира. А это есть своего рода неустойчивость. Без неустойчивости нет развития»1. Тем самым при исследовании развивающе­гося мира надо «схватить» два его взаимосвязанных аспекта

1 Князева Е. И., Курдюмов С. П. Синергетика как новое ми-ровидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 11.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция _________

как целого: стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность. А это значит, что при­знание неустойчивости и нестабильности в качестве фунда­ментальных характеристик мироздания требует соответству­ющих методов и приемов исследования, которые не могут не быть по своей сущности диалектическими.

Ключевые идеи по рассматриваемому вопросу четко сфор­мулированы И. Пригожиным: нестабильность мира не озна­чает, что он не поддается научному изучению; неустойчи­вость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость мо­жет выступать условием стабильного и динамического само­развития, которое происходит за счет уничтожения, изъятия нежизнеспособных форм; устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Это два противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режима развития процессов; порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно: один включает в себя другой — это два аспекта одного целого и дают нам различ­ное видение мира; мы не можем полностью контролировать окружающий нас мир нестабильных феноменов, как не мо­жем полностью контролировать социальные процессы1.

Таким образом, современная наука даже в малом не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и нео­пределенностей. Они «пронизывают» все мироздание — от свойств элементарных частиц до поведения человека, общества и Универсума в целом. Поэтому в наши дни все чаще говорят о неопределенности как об атрибутивной, интегральной характеристике бытия, объективной действи­тельности во всех ее сферах.

Таковы основные концептуально-методологические сдвиги, произошедшие в современном постнеклассичес-ком естествознании конца XX в.

1 См.: Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.


Глава X




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.