Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Струклгурный метод 3 страница





_________________________________ Глава X

значную систему, рассчитанную на активную деятельность воспринимающего субъекта. Символическая деятельность характерна для человеческого сознания. По мнению не­мецкого философа — неокантианца Кассирера, «человек есть животное символическое»; язык, миф, религия, на­ука — суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его мир. Смысл сим­вола реально существует только внутри человеческого об­щения и он тем содержательнее, чем более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать че­рез каждое частное явление целостный образ мира.

Таким образом, «диалектика гуманитарного познания такова, что адекватное понимание субъективного мира оказывается возможным лишь через анализ его внешних объективации, которые выступают в виде текстбв, знаков и символов, словом в виде языка. Язык является той не­посредственной действительностью, действительностью сознания и культуры, из которой только и могут исходить гуманитарные дисциплины»1. Тем самым без таких поня­тий как «текст», «знак», «значение», «символ», «язык» и речи быть не может о социально-гуманитарном познании, а тем более о его специфике.

Однако необходимо иметь в виду, что социокультур-ные явления нельзя полностью формализовать, втиснуть в жесткие рамки формальных знаковых систем. В этом смысле символ богаче, глубже формального знака, так как допускает дву- (и много-) смысленность, неопределен­ность, неоднозначность и даже таинственность.

10. Определяющую роль в социальном познании играет ди­алог (беседа, разговор), который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Сократом и Платоном доведен до высшей формы. Говоря о диалоге,

1 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988. С. 313.


Философско-методологические проблемы социального познания

нельзя не вспомнить и работы Николая Кузанского и труд Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птоле-меевской и коперниковской» и гуманистическую культуру Возрождения, где диалог составляет способ создания со­держания, и «вопросо-ответный метод» Гадамера и др.

В переводе с греческого диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письмен­ном виде. Диалог — отнюдь не простая, как кажется на первый взгляд, а довольно сложная, наполненная много­образным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием. В диа­логе осуществляются два естественных человеческих стрем­ления: стремление сказать и быть услышанным и стремле­ние понять и быть понятым. Очевидно, что способ этого осуществления аналогичен и способу, каким осуществля­ется сама философия. Поэтому поиск этого способа пред­полагает обращение к философии, а именно к ее началу, т. е. к античности.

Античность не только породила философию в виде по­становки тех вечных философских проблем, которые яв­ляются вечными не потому, что они не разрешимы, а по­тому, что они должны разрешаться каждый раз заново, но она создала и тот способ, каким вообще возможно найти ответы на эти «вечные вопросы». Она создала диалог. И сама проблема диалога предстает как один из этих «вечных вопросов», обращение к которому на протяжении всей ис­тории философской и научной мысли отличается посто­янством.

Как справедливо отмечает В. А. Лекторский, развитие индивидуальной идентичности возможно только на основе постоянной коммуникации с другими, диалога с иными точками зрения, позициями, возможностью понять эти дру­гие позиции и посмотреть на себя с иной точки зрения. «Сегодня, — подчеркивает В. А. Лекторский, — можно го­ворить о становлении новых форм человеческой личности и


_________________________________ Глава X

соответствующем изменении и переосмыслении проблема­тики человека. Человек ведет не только диалог с другими, но и с самим собою, со своей историей, с непрозрачными пластами своей психики, меняясь в ходе этого диалога»1.

Процесс понимания всегда носит диалогический харак­тер, поскольку понимание тесно связано с общением (за­частую косвенным), предполагает «встречу субъектов». Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыс­лей, культур и т. д. В последнее время резко возрос ин­терес к проблемам диалога как основы творческого мыш­ления и понимания. И это не случайно. Ведь диалогичес­кие отношения это, по словам Бахтина, почти универ­сальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, во­обще все, что имеет смысл и значение.

Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов, каждый из этих двух субъек­тивных миров в этом процессе раскрывает свои смысло­вые глубины. «Не будет преувеличением сказать, что ло­гика диалога во многом заменяет эксперимент в гумани­тарных науках»2. Значимость диалога в разрешении мно­гих проблем современности несомненна. Этот факт нахо­дит свое отражение и в сфере гуманитарного мышления, где эта значимость состоит в том, что когда два человека, встречаясь, обмениваются мыслями, то здесь предстоят друг другу два мира, два взгляда на мир, и не один из них не является абсолютно истинным. Истину не может позна­вать и сообщать кто-то один. Каждый имеет право сказать свое слово об этом мире.

В последние годы — в силу разных причин — «искусст­во говорить», спорить, вести полемику в устной форме вновь

1 Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и крити­цизме // Вопросы философии. 1977. № 11. С. 52.

2 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. С. 64.


Философско-методологические проблемы социального познания

выдвигается на передний план. Отсюда — возрождение ин­тереса к риторике, необходимость формирования новой ус­тной культуры. Традиционная риторика как модель рече­вого общения представляет собой достаточно строгую сис­тему, предписывающую, что, где, когда и как говорить (те­ория ораторского искусства). Современные риторические исследования выходят далеко за пределы такого узкого по­нимания и представляют собой, скорее, теорию условий, форм, правил и принципов эффективной коммуникации.

Сегодня фундаментальным является путь построения логики диалога, под которым имеются в виду различные модели рационального диалога, которые тем не менее по­зволяют изучать и нерационализированные реальные диа­логи (и другие способы и формы социального речевого общения), поведение их участников и формировать нор­мативные кодексы процессов общения.

Подчеркивая важную роль диалога в социально-гума­нитарном познании, необходимо четко представлять, что «подлинная диалогичность в конструктивной полемике с другими подходами предполагает высокую ответственность и максимальную напряженность развертывания творчес­кого потенциала собственной позиции. Диалог, разуме­ется, вовсе не означает утраты принципов, какого-то рас­слабления сознания. Он предполагает внимание к другим исходным установкам и предпосылкам, способность вос­принять основания иных позиций, вовсе не обязательно разделяя их и соглашаясь с ними»1. Монологизм же счи­тает, что любая проблема в принципе может быть решена на основе его собственных исходных предпосылок.

11. Особо важное значение для социального познания имеет философия и такой ее метод как диалектика. Последняя, как отмечал М. М. Бахтин, родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне — диалогу

1 Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 108.


_________________________________ Глава X

личностей. Особая роль философии и прежде всего диа­лектического мышления в социальном познании имеет не только онтологическое (динамичность и целостность его предмета), но мировоззренческое («вооружает» определен­ной системой ценностей), логико-гносеологическое (воо­ружает системой норм, принципов познания и форм мыш­ления) значения. Особая роль диалектики определяется тем, что, как говорил Маркс, при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими ре­активами, то и другое должна заменить сила абстракции.

Последняя и призвана заменить эксперимент, который есть основа естественных наук и не является характерным способом познания в обществознании, хотя он имеется и тут (например, социальные и экономические эксперимен­ты). В то же время в историческом исследовании экспе­римент фактически невозможен, а объекты знания и ис­следования разделены во времени и принципиально раз­личны по качеству. Поэтому вполне справедливо утверж­дение о том, что «если прогресс естественных наук опре­деляется в основном совершенствованием техники наблю­дения и эксперимента, то успехи социального исследова­ния в такой же степени зависят от совершенствования ло­гики абстрактного мышления»1, от умелого и сознатель­ного применения принципов диалектического метода.

Особую важность для социального познания диалекти­ческого метода подчеркивали не только Гегель и Маркс, но и такие мыслители XX в. как, например, Т. Адорно, Г. Гадамер и ряд других. Так, Т. Адорно в статье «К логи­ке социальных наук» необходимость диалектического под­хода в науках об обществе «выводит» из него самого. Дело в том, что, по его мнению, «общество противоречиво и все же определимо; рационально и иррационально в одно и то же время; системно и хрупко, представляет собой слепую

1 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. С. 63.


Философско-методологические проблемы социального познания

природу и опосредовано сознанием. Социологические ме­тоды исследования должны перед ним склониться»1. Ина­че говоря, «склониться» перед реальной диалектикой об­щественного развития и адекватно выразить ее в теории.

Академик И. Д. Ковальченко, подчеркивая важность установления четкой взаимосвязи общего и единичного в историческом процессе, обращал внимание на то, что «не­обходимость исторического развития стала очевидной давно и связана с проникновением в историческую науку диа­лектического подхода. Реализация такого подхода в прак­тике исторических исследований особенно остро стоит в настоящее время»2.

12. Социальное познание ориентировано преимуществен­но на качественную сторону изучаемой им действительнос­ти. Здесь явления и процессы исследуются главным обра­зом со стороны качества и единичного (индивидуально­го), а не количества и всеобщего. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в на­уках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, ком­пьютеризации, формализации знания и т. п.

«Человеческая реальность» как предмет социального познания уже в силу своего исключительного своеобраз­ного характера, делает использование математического аппарата весьма затруднительным. Особенно мешают (объективно) внедрению математических методов в эту сферу сугубая индивидуализированность (и даже уникаль­ность) социальных объектов; постоянное «присутствие» субъективных (в том числе чисто иррациональных) мо­ментов; обилие не поддающихся контролю, случайных

1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы фило­софии. 1992. № 10. С. 76-77.

1 Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С. 22-23.


_________________________________ Глава X

отношений, трудность их локализации; диалогичность по­нимания, его «размытость», полифоничность и незавер­шенность смыслов, их постоянное переосмысление и т. д.

Сказанное, однако, не свидетельствует о принципиаль­ной невозможности математизации гуманитарных наук. Определенные надежды на этот счет все больше связывают с теорией нечетных множеств. Последние понимаются как множества с нечеткими границами, когда переход от принадлежности элементов данному множеству и к непри­надлежности их к нему происходит постепенно, не резко.

Применение количественных методов в гуманитарных науках становится все более широким и эффективным. В одних из них (экономика, социология) они уже внедрились достаточно основательно, в другие они только осторожно входят (история, искусствоведение и др.). Так, в рамках исторической науки возникла и формируется особая дис­циплина — клиометрия (буквально — измерение истории), в которой математические методы выступают главным сред­ством изучения истории. Как бы широко математические методы ни использовались в гуманитарных науках, они для них остаются вспомогательными методами, но не главными.

13. Своеобразное сочетание эмпирического и теоретичес­кого компонентов в социальном познании. Возможности эм­пирических методов в социальном познании, хотя и огра­ничены, но они здесь применяются в возрастающем мас­штабе и в своеобразном преломлении. Это опросы, анке­тирование, тестирование, модельный эксперимент, наце­ленные прежде всего не на чисто объективные свойства рассматриваемых явлений, а на их^человеческие характе­ристики, на выявление ценностных, смысловых и иных экзистенциальных связей человека с миром. Очень вели­ко здесь значение методов вживания, сопереживания, по­нимающих методик и т. п.

Вместе с тем верно подчеркивается следующее важное положение: «В принципе ввиду крайней подвижности и расплывчатости эмпирического базиса гуманитарной тео-


Философско-методологические проблемы социального познания

рии его функции довольно пассивны. Роль теоретическо­го базиса гуманитарного знания более весома и значительна: он полностью владеет монополией на генерацию идей и теорий»1. Тем самым получается, что обществознание дол­жно быть еще более теоретичным, не быть только факту-альным, а возвышаться над качественной конкретикой. При этом В. В. Ильин фиксирует парадокс: феномен те-оретизма в гуманитаристике, без которого она не была бы наукой, препятствует выполнению ее профессиональных задач — быть наукой о проявлении собственно человечес­кого в человеке.

Поэтому нет никакого формально-логического проти­воречия (непоследовательности, путаницы мысли) между тем, что социальные науки имеют своим предметом и об­щество в целом и отдельного человека (или единичное историческое событие). И вовсе не надо, во-первых, эли­минировать субъективность из рассмотрения (ибо в пер­вом случае — предмет познания здесь сплошь состоит из субъектов), и, во-вторых, «сдвигать» исследовательский интерес — во втором случае — на чисто человеческие, эк­зистенциальные, персонально жизненные моменты.

14. Отсутствие общепризнанных парадигм. Наиболее четко эту особенность социального познания выразил от­нюдь не его представитель, а выдающийся логик и фило­соф современности Г. X. фон Вригт. По его мнению, «в социологии не существует всеобще признанных парадигм, и это та особенность, которая отличает ее от естествознания. Однако несомненно также, что марксистская социология играет (играла. — В. К.) роль господствующей парадигмы, хотя развитие марксистской науки свидетельствует о мно­гочисленных попытках вырваться из-под власти парадигм... Следовательно, есть основание говорить о существовании параллельных типов социологии. Они отличаются не столь-

1 Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие пробле­мы. М., 1993. С. 85.


__________ ГлаваХ

ко в том, что придерживаются противоречащего друг другу понимания фактов, сколько в принимаемых парадигмах, в рамках которых дается описание и объяснение фактов»1.

Отсутствие общепризнанных парадигм означает неиз­бежность «теоретического анархизма» в гуманитарных на­уках, ибо здесь нет «единственно истинной теории». По­этому множественность конкурирующих между собой кон­цептуально-теоретических схем социальной реальности и возможность свободного выбора любой из них — это нор­ма, а не какая-то аномалия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.