Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О новой парадигме социальной методологии




Сегодня все чаще говорят о том, что социальное позна­ние стоит на пороге методологической революции, ему надо пересмотреть (и очень кардинально) свой методоло­гический арсенал. При этом главное содержание этой ре­волюции мыслится как изменение в самом фундаменте мышления, формирование новой «большой» парадигмы.

Время показало, что старая (марксистская) парадигма выявила свою ограниченность, односторонность, а целый ряд ее элементов все больше расходились с развивающи-ейся действительностью, с новыми явлениями в обществе и отдельных его сферах. Но, как известно, метод должен соответствовать своему предмету, «вырастать» из него, из­менение предмета должно вести к изменению метода. В этой связи небезынтересны рассуждения крупного немец­кого философа, представителя Франкфуртской школы Теодора Адорно.

Он исходит из того, что чрезвычайная сложность об­щества как предмета исследования социальных наук объек­тивно требует сложных (а значит и самых разнообразных)

1 Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. С. 238-239.


Философско-методологические проблемы социального познания

методов его анализа. Как отмечает философ, расхожде­ние между обществом как предметом и традиционными (абстрактно-формальными) методами вызвано неверным пониманием и того и другого. Между тем «общество не единогласно, не просто, а также не нейтрально к любым налагаемым на него категориальным формам, оно заранее ждет иного от своих объектов, нежели категориальная си­стема дискурсивной логики»1. Кстати говоря, ни Адорно, ни тем более Поппер не отрицают роли «дискурсивной» (или общей) логики в социальном познании. Но они счи­тают, что она не может объяснить общество без остатка. Последний должен быть «схвачен» «логикой познания со­циальных наук», в единстве с общей логикой.

Подчеркивая зависимость методов от их предмета, Адорно подвергает критике тех социологов, которые «послушны примату метода, а не предмета»: «потому ли, что стремятся развивать методы из себя самих, потому ли что отбирают предмету извне так, чтобы они соответствовали уже имею­щимся в распоряжении методам»2. Итак, заключает немец­кий философ, сколь бы инструментально ни определялись методы, сохраняется требование адекватности объекту. Нехватка такой адекватности ведет к непродуктивности методов. Сам предмет должен прийти к значению во всей своей полноте, иначе «плох и сам отшлифованный метод».

Из основных причин, вызывающих необходимость раз­работки (а она находится в самой начальной стадии) но­вой методологии социального познания, можно назвать следующие.

1. Изменение предмета исследования (в самом широком смысле), т. е. современной социальной действительнос­ти, усиление ее динамизма, целостности, противоречиво­сти, открытости, взаимозависимости отдельных ее сторон, связей и отношений. Сегодня широким распространени-

1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы фило­софии. 1992. № 10. С. 76.

2 Там же. С. 79.


_________________________________ Глава X

ем пользуется концепция информационного общества, ко­торая главным фактором общественного развития считает производство и использование научной, технической и иной информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Выдвигается проект «глобальной электронной цивили­зации» на базе синтеза телевидения, компьютерной служ­бы и энергетики. «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет науку, культуру, образование, духов­ный мир человека и т. п. Возникают новые механизмы человеческого общения и взаимодействия, расширяется и усиливается взаимозависимость самых разных культур и ре­лигий и т. п.

Необычайная сложность общества конца XX столетия, способного «претерпевать огромное число бифуркаций» (раздвоений), создает новую ситуацию в мире, поскольку сложные системы обладают «высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям» (колебаниям), и это «все­ляет в нас одновременно и надежду и тревогу». Все это привело к тому, что мир «навсегда лишился гарантий ста­бильных, непреходящих законов»1.

2. Устаревание предшествующей парадигмы социально-гуманитарной методологии, ее несоответствие новой со­циально-исторической реальности, ее недостаточность для выражения новых закономерностей.

3. Развитие науки в целом и отдельных научных дисцип­лин, переход научного познания на качественно новый — «постнеклассический» — этап, широкое внедрение науки во все сферы общественной жизни. Особенно бурными темпами развивается синергетика (об этом шла речь выше и будет еще идти ниже).

1 Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 386.


Философско-методологические проблемы социального познания

4. Включение в научный оборот новых литературных ис­точников. В последние годы переведено на русский язык большое количество иностранных источников, в том числе по проблемам социального познания и его методологии. Большой пласт неосвоенных ранее источников представ­лен текстами русских религиозных философов. Открытый доступ получен к литературе на иностранных языках. Вы­ходят свободные от «идеологических шор» работы российс­ких ученых. Появились ранее запрещенные по политичес­ким соображениям труды советских философов, историков, социологов, экономистов и др. Все это требует глубокого, тщательного освоения и творческого использования.

5. Возрастание потребности в практической отдаче со стороны гуманитарных наук — для внедрения их рекоменда­ций в различные сферы общества — в экономику и практи­ческую политику, в управление социальными процессами, в сферы культуры, образования и т. п. Но «хорошая» со­циальная теория невозможна без «хорошего» метода, точ­нее — системы методов, на основе которых она строится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.