Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-исследовательских программ И. Лакатоса




Методология

Изучая закономерности развития научного знания, бри­танский философ и историк науки Имре Лакатос (1922— 1974) цель своих исследований видел в логико-норматив­ной реконструкции процессов изменения знания и пост­роения логики развития научных теорий на основе изуче­ния реальной эмпирической истории науки.

В своих ранних работах (из которых наиболее извест­ная «Доказательства и опровержения») Лакатос предло­жил вариант логики догадок и опровержений, применив ее в качестве рациональной реконструкции развития зна­ния в математике XVII—XIX вв. Уже в этот период он четко заявил о том, что «догматы логического позитивиз­ма гибельны для истории и философии математики... Ис­тория математики и логика математического открытия, т. е. филогенез и отнтогенез математической мысли не могут быть развиты без критицизма и окончательного от­каза от формализма»'.

Последнему (как сути логического позитивизма) Лака­тос противопоставляет программу анализа развития содер­жательной математики, основанную на единстве логики доказательств и опровержений. Этот анализ и есть не что иное как логическая реконструкция реального историчес­кого процесса научного познания. Линия анализа про­цессов изменения и развития знания продолжается затем философом в серии его статей и монографий, в которых изложена универсальная концепция развития науки, ос­нованная на идее конкурирующих научно-исследователь­ских программ. Изложим основные моменты этой кон­цепции.

' Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. С. 7, 9-10.


___________^^_____. ___________ Глава XI

Основная идея концепции Лакатоса и ее цель

Сам Лакатос рассматривал свою концепцию как завер­шающий этап в развитии доктрины фальсификационизма — от наивного (догматического) к методологическому (Поппер) и далее — к утонченному методологическому фальсификационизму. Его методология рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно свя­занных теорий — притом не отдельных, а серии (совокуп­ности) теорий, за которыми стоит исследовательская про­грамма. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории в их серии, в последователь­ности, определяемой реализацией исследовательской про­граммы. «В соответствии с моей концепцией, — писал философ, — фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а «исследовательская программа»1.

Лакатос называет свой подход историческим методом оценки конкурирующих методологических концепций, оговаривая при этом, что он никогда не претендовал на то, чтобы дать исчерпывающую теорию развития науки. Предложив «нормативно-историографический» вариант методологии научно-исследовательских программ, Лака­тос, по его словам, попытался «диалектически развить этот историографический метод критики».

Применяя этот свой метод, философ стремился пока­зать (и это было его главной целью), что всякая методоло­гическая концепция функционирует в качестве историог­рафической (или метаисторической) теории (или исследо­вательской программы) и может быть подвергнута критике посредством критического рассмотрения той рациональной исторической реконструкции, которую она предлагает.

В реализации данной цели нашла свое воплощение основная идея концепции Лакатоса, которая, по его сло-

1 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструк­ции // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 217.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

вам, «заключается в том, что моя «методология» в отличие от прежних значений этого термина лишь оценивает впол­не сформировавшиеся теории (или исследовательские про­граммы) и не намеревается предлагать никаких средств ни для выработки хороших теорий, ни даже для выбора меж­ду двумя конкурирующими программами. Мои «методо­логические правила» обосновывают рациональность при­нятия эйнштейновской теории, но они не заставляют уче­ных работать с исследовательской программой Эйнштей­на, а не Ньютона»1.

Тем самым концепция Лакатоса лишь оценивает сово­купность теорий (исследовательские программы) в их сфор­мировавшемся «готовом» виде, но не сам механизм их ста­новления и развития. Знание этого механизма «остается в тени», он не является предметом специального анализа, но и не игнорируется полностью. Основное внимание об­ращается на критерии оценки результатов развития науч­ного знания, а не на сам этот процесс. При этом Лакатос подчеркивает, что «всякому историческому исследованию должна предшествовать эвристическая проработка: исто­рия науки без философии науки слепа»2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.