Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии обучения (образовательные технологии)




Виды технологий обучения:

1) традиционная (репродуктивная)

2) инновационные.

 

Характеристика традиционной технологии обучения:

Обучение по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка.

Главные методы обучения: объяснение в сочетании с наглядностью.

Ведущие виды деятельности обучающихся: слушание и запоминание.

Главное требование и критерий эффективности: безошибочное воспроизведение изученного.

Таким образом, технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение обучающимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

 

Инновационные технологии обучения:

1) технологии развивающего обучения;

2) технология поэтапного формирования умственных действий;

3) технология разноуровневого обучения;

4) технология адаптивного обучения;

5) технологии проектного обучения;

6) исследовательские технологии;

7) игровые технологии;

8) диалоговые технологии;

9) тренинговые технологии;

10) авторские технологии (например, технология В.Ф.Шаталова).

 

Краткая характеристика технологии развивающего обучения (Д.Б.Эльконин. В.В.Давыдов)

Цели:

- формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий;

- формирование способов умственного действия (анализ, синтез, классификация и т.д.);

- воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания;

- умение делать содержательные обобщения, что обеспечивает переход от частного к общему и обратно;

- овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.

 

Краткая характеристика технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Д.Э.Эльконин, Н.Ф.Талызина)

Знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего нужно обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное.

 

Краткая характеристика технологии разноуровневого обучения.

Эта технология предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ведь в образовательном пространстве участвуют обучающиеся, имеющие различные способности, интересы, склонности, потребности, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. А унифицированные программы и методики, используемые в традиционной технологии, не могут обеспечить полноценного развития каждого обучающегося.

 

Краткая характеристика технологии проектного обучения.

Эта технология – одна из возможностей решения проблемы превращения обучающегося в субъект учебной деятельности.

Цель: реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта обучающихся и их представлений о мире (а не просто усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ).

Сущность: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Проект – замысел, план; разработанный лан сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

 

Краткая характеристика исследовательских технологий.

В них могут принимать участие как сильные, так слабые обучающиеся, только уровень исследования будет разным. В результате работы и у обучающихся формируется познавательная активность, развивается логическое мышление, творческие способности, кругозор, устная и письменная речи, умение обобщать и классифицировать информацию, умение работать с научным текстом.

 

Краткая характеристика игровых технологий.

Представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета (игры, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

 

Преимущества игровых технологий:

- игра учит жить в реальном мире;

- игра предоставляет новые возможности и активизирует способности;

- игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых;

- в игре формируются установки профессиональной деятельности (если это деловая или ролевая, имитационная игра по профессиональной деятельности);

- в игре легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;

- в игре, как правило, проявляется не только интеллектуальная составляющая личности – вся личность;

- игра обеспечивает свободу от страха за последствия ошибок.

 

Недостатки игровых технологий:

- менее эффективна для усвоения теоретических знаний;

- требует специальных навыков подготовки и проведения;

- большие временные затраты на подготовку и проведение.

 

 

Краткая характеристика диалоговых технологий.

Данные виды технологий связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «педагог – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «педагог – автор», «обучающийся – автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.

Смысл слова дискуссия — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Эффективность.

Рассматривая вопрос эффективности дискуссии, в качестве примера обычно приводят результат эксперимента, осуществленного К. Левиным в США в годы второй мировой войны. Эксперимент предусматривал осуществление рекламной компании субпродуктов. Поскольку домохозяйки бойкотировали их покупку, а ресурсы военного времени не позволяли поставлять достаточное количество мяса, было решено попробовать различные варианты рекламы. К. Левин поставил цель сравнить эффективность воздействия традиционной формы рекламы — лекции и новой формы — выработки собственного коллективного решения на основе групповой дискуссии. Через неделю после проведения эксперимента опросом было выявлено, что в группах, слушавших лекцию, изменение мнения произошло у 3% домохозяек. В группах, где прошли групповые дискуссии, мнение изменилось у 32% домохозяек. Со времени этого эксперимента К. Левина в социальной психологии было проведено много других исследований.

Были выявлены две важные закономерности:

- Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

- Если решение проблемы инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Сейчас можно считать доказанным тот факт, что диалог — это основа творческого мышления, что развитие творческого мышления невозможно вне диалога. Среди современных технологий обучения и воспитания диалоговым технологиям принадлежит одно из заметных мест.

 

Авторская технология обучения В.Ф.Шаталова

Каждый педагог привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Поэтому, кроме обозначенных технологий обучения, существует ряд авторских технологий. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значимой авторской идеи. В качестве примера рассмотрим обучающую технологию В.Ф.Шаталова.

Основные положения:

- изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;

- использование при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

- письменное, фронтальное повторение по опорным конспектам;

- быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

- общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

- активная взаимопомощь;

- урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 9751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.