КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии обучения (образовательные технологии)
Виды технологий обучения: 1) традиционная (репродуктивная) 2) инновационные.
Характеристика традиционной технологии обучения: Обучение по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. Главные методы обучения: объяснение в сочетании с наглядностью. Ведущие виды деятельности обучающихся: слушание и запоминание. Главное требование и критерий эффективности: безошибочное воспроизведение изученного. Таким образом, технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение обучающимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.
Инновационные технологии обучения: 1) технологии развивающего обучения; 2) технология поэтапного формирования умственных действий; 3) технология разноуровневого обучения; 4) технология адаптивного обучения; 5) технологии проектного обучения; 6) исследовательские технологии; 7) игровые технологии; 8) диалоговые технологии; 9) тренинговые технологии; 10) авторские технологии (например, технология В.Ф.Шаталова).
Краткая характеристика технологии развивающего обучения (Д.Б.Эльконин. В.В.Давыдов) Цели: - формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий; - формирование способов умственного действия (анализ, синтез, классификация и т.д.); - воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания; - умение делать содержательные обобщения, что обеспечивает переход от частного к общему и обратно; - овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.
Краткая характеристика технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Д.Э.Эльконин, Н.Ф.Талызина) Знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего нужно обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное.
Краткая характеристика технологии разноуровневого обучения. Эта технология предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ведь в образовательном пространстве участвуют обучающиеся, имеющие различные способности, интересы, склонности, потребности, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. А унифицированные программы и методики, используемые в традиционной технологии, не могут обеспечить полноценного развития каждого обучающегося.
Краткая характеристика технологии проектного обучения. Эта технология – одна из возможностей решения проблемы превращения обучающегося в субъект учебной деятельности. Цель: реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта обучающихся и их представлений о мире (а не просто усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ). Сущность: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Проект – замысел, план; разработанный лан сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.
Краткая характеристика исследовательских технологий. В них могут принимать участие как сильные, так слабые обучающиеся, только уровень исследования будет разным. В результате работы и у обучающихся формируется познавательная активность, развивается логическое мышление, творческие способности, кругозор, устная и письменная речи, умение обобщать и классифицировать информацию, умение работать с научным текстом.
Краткая характеристика игровых технологий. Представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета (игры, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Преимущества игровых технологий: - игра учит жить в реальном мире; - игра предоставляет новые возможности и активизирует способности; - игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых; - в игре формируются установки профессиональной деятельности (если это деловая или ролевая, имитационная игра по профессиональной деятельности); - в игре легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка; - в игре, как правило, проявляется не только интеллектуальная составляющая личности – вся личность; - игра обеспечивает свободу от страха за последствия ошибок.
Недостатки игровых технологий: - менее эффективна для усвоения теоретических знаний; - требует специальных навыков подготовки и проведения; - большие временные затраты на подготовку и проведение.
Краткая характеристика диалоговых технологий. Данные виды технологий связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «педагог – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «педагог – автор», «обучающийся – автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач. Смысл слова дискуссия — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений. Эффективность. Рассматривая вопрос эффективности дискуссии, в качестве примера обычно приводят результат эксперимента, осуществленного К. Левиным в США в годы второй мировой войны. Эксперимент предусматривал осуществление рекламной компании субпродуктов. Поскольку домохозяйки бойкотировали их покупку, а ресурсы военного времени не позволяли поставлять достаточное количество мяса, было решено попробовать различные варианты рекламы. К. Левин поставил цель сравнить эффективность воздействия традиционной формы рекламы — лекции и новой формы — выработки собственного коллективного решения на основе групповой дискуссии. Через неделю после проведения эксперимента опросом было выявлено, что в группах, слушавших лекцию, изменение мнения произошло у 3% домохозяек. В группах, где прошли групповые дискуссии, мнение изменилось у 32% домохозяек. Со времени этого эксперимента К. Левина в социальной психологии было проведено много других исследований. Были выявлены две важные закономерности: - Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; - Если решение проблемы инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Сейчас можно считать доказанным тот факт, что диалог — это основа творческого мышления, что развитие творческого мышления невозможно вне диалога. Среди современных технологий обучения и воспитания диалоговым технологиям принадлежит одно из заметных мест.
Авторская технология обучения В.Ф.Шаталова Каждый педагог привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Поэтому, кроме обозначенных технологий обучения, существует ряд авторских технологий. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значимой авторской идеи. В качестве примера рассмотрим обучающую технологию В.Ф.Шаталова. Основные положения: - изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; - использование при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов); - письменное, фронтальное повторение по опорным конспектам; - быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; - общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; - активная взаимопомощь; - урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой).
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 10108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |