КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 10. Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным
Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: • гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; • реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; • политическое (XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; • утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма; • широкое распространение идеи социального равенства (2) Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к вещам и явлениям, игнорированием единства противоположностей, преувеличением или недооценкой отдельных сторон, моментов процесса мышления и познания. Основными разновидностями метафизики являются софистика, эклектика, релятивизм, схоластика и догматизм. фистика представляет собой преднамеренное использование неправильных доводов, замаскированных внешней правильностью. Пример софизма: «Сидящий встал, следовательно, сидящий стоит». Софисты в своих рассуждениях субъективистски использовали понятия и суждения, а также неопределенность слов и выражений естественного языка (в частности их многозначность). Гносеологическими корнями софистики является абсолютизация относительности знания. Роль софистики древних в истории философии не следует оценивать только негативно, так как помимо субъективизма она демонстрировала и другие возможности мышления. В частности, софистика демонстрировала также активно-творческий характер мышления, возможность разума впадать в заблуждение, возможность неадекватных представлений о мире в сознании человека. Не случайно А.И. Герцен назвал софистику пиром мышления. Эклектика— это механическое объединение различных по своей природе взглядов, идей, принципов и т. п. Эклекти-ка — это мышление по принципу русской пословицы: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Примером эклектики может служить творчество французского философа XIX века Виктора Кузена. Он считается основателем целой философской школы — «эклектизма». Кузен и его последователи полагали, что все философские системы сводятся к четырем разновидностям: идеализму, сенсуализму, скептицизму и мистицизму, но наилучшая система — эклектизм как попытка сохранить положительные моменты (аспекты) каждой из этих форм. Однако, как справедливо отмечали соотечественники Кузена Ш. Ренувье и И. Тэн, разделение на позитивное и негативное в этих формах по теории Кузена не имело под собой четких критериев. Да и уже сама классификация философских систем является эклектической, так как не имеет общего основания. Релятивизм — это методологический принцип, подчеркивающий, преувеличивающий относительность, условность всякого знания и отрицающий возможность знания безусловного, достоверного, объективного. Данный принцип пронизывает всю историю философии, начиная с заявлений (тезисов) Гераклита, Кратила и Протагора и заканчивая современностью. Действительно, многие современные гносеологические концепции, особенно западных философов, в конечном счете опираются на этот принцип (неопозитивизм, неопрагматизм, постмодернизм и др.). Гносеологическими корнями релятивизма является абсолютизация изменчивости мира, относительности и субъективности познания. Схоластикакак метод — это бесплодные, формальные рассуждения, оторванные от жизни и практики. Гносеологическими корнями схоластики является отрыв теории от практики, абсолютизация умозрительного мышления. Догматизм — это тип мышления, при котором анализ и оценка проблем и положений производится без достаточного обоснования, без учета условий места и времени. Догматизм игнорирует необходимую в мышлении и познании гибкость понятий, развитие знания, потребности практики. Гносеологическими корнями догматизма является одностороннее отношение к истине, игнорирование ее относительности и конкретности.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |