Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксплуатация туристских ресурсов




Цели оздоровления и отдыха

Прежде всего туризм преследует цели отдыха и оздоровле-1 ния собственно туристов. Это очень важно. Любой рачитель-1 ный хозяин, даже в период рабовладельческого строя и во| все иные времена, в том числе и сегодня, ценит труд работ-! ника (в общем понимании члена общества, гражданина го-| сударства) и стремится к тому, чтобы он был здоровым и| работал, т.е. трудился, создавая общественно-полезный про-1 дукт. Больные граждане не будут работать эффективно и яв-1 ляются нагрузкой для общества и государства. Они не мо-1 гут эффективно платить налоги и пополнять казну. Стало! быть, человеку надо дать возможность отдыха и восстанов-1 ления физических и духовных сил. Государство заботится! (по крайней мере, таковой тезис записан в конституциях й| иных основополагающих актах всех государств) о здоровь своих граждан, в том числе и российское.

Статья 7 Конституции России гласит:

1. Российская Федерация — социальное государство, полити­
ка которого направлена на создание условий, обеспечивающи
достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье л/0 it, устанавливается гарантированный минимальный размер шпаты труда, обеспечивается государственная поддержка се­чи, и, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи- /mv граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран­тии социальной защиты.

\\ статье 37 Конституции РФ записано:

.f. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудо-чоыу договору гарантируются установленные федеральным за-hniiDM продолжительность рабочего времени, выходные и празд­ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Аналогичные положения записаны в конституции и осно-noi юлагающие законы подавляющего числа государств, а i.i к же определены в международных соглашениях иГик, статья 1 «Хартии Туризма» (1985 г. ВТО) гласит: /. Право каждого человека на отдых и досуг, включая пра-ич на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый пе-1>ш>1)ический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, при­чтется во всем мире.

Теазис второй и не менее главный

Каждое государство обладает и разумно эксплуатирует (поп природные и иные ресурсы. Есть различные полезные ископаемые и живые ресурсы,.эффективно добываемые и используемые в экономике различных стран.

Государства зоны Персидского залива живут безбедно за i чет нефти. Тем не. менее, Арабские Эмираты — важнейший |уристский центр в регионе. Туризм в купающихся в золо-ic г гранах успешно соперничает с нефтедобывающей отрас-ц|. ю. Сегодня стоит задача превратить эти страны еще и в крупнейший региональный центр круизного туризма. Китай пиамирует к 2010 г. принимать 130 млн. туристов.

Однако, кроме угля и нефти, алмазов и золота, оказыва-t'loi есть и другие достаточно эффективные природные ре-ivpcu, способные приносить солидные экономические вы-miii.i даже без всякого приложения усилий. Таким, напри­мер, яплнется прилив и отлив в местечке Монт Сент-Ми-Miciii.. И данной местности высота прилива очень велика. Дни шлива пологое и вода прибывает и убывает с очень Оомыиой скоростью, при отливе обнажается дно залива, ко-риЬии и гавани ложатся на песок, всадник на лошади не спо-i оПеп догнать уходящую кромку воды, а также и убежать от пег мри приливе. Это поразительное зрелище является весь-

ма привлекательным для туристов, которые способны гла­зеть на это природное явление часами. Местные жители и администрация туристского центра активно используют зре­лище прилива и отлива для привлечения туристов, что дает работу местным жителям и пополняет казну за счет доходов от продажи сувениров и туристских услуг, предоставления услуг питания. Собственно тур состоит из созерцания как прилива, так и отлива, а между этими этапами явления есть естественный промежуток времени, в который туристы по­сещают местные рестораны, магазины и развалившийся за­мок на островке в заливе. Других туристских ресурсов, имеющих существенное значение, в местечке нет. Посещае­мость туристами этого городка весьма высокая. С опреде­ленной степенью достоверности можно утверждать, что при­лив, как туристский ресурс, кормит этот город и его насе­ление14.

Поскольку важнейшей экономической функцией туризма является эффективная эксплуатация туристских ресурсов территории для получения экономической и политической выгоды, то и цели туризма ориентированы на достижение этих общих, для всех без исключения стран и территорий, целей. Туризм прямо и опосредовано служит и активно ис­пользуется в целях экономики данного региона или терри­тории, государства. А для многих, например островных тер­риторий и карликовых государств, является единственным источником существования населения и администрации ре­гиона или страны. Яркий пример тому — Канарские остро­ва — крупный туристский центр мирового значения, прини­мающий туристов в семь раз больше проживающего там ме­стного населения.

Следует упомянуть и всемирно известный туристский центр Санкт-Петербург, расположенный во Флориде (США). При численности жителей 250 тыс. человек, из которых 60 тыс. заняты в сфере туристских услуг, курортный городок на берегу Мексиканского залива принимает ежегодно до 5 млн.

туристов15.

В Финляндии в отрасли туризма трудится более 80 тыс.при общей численности населения 5 млн. чел.), обо-if в сфере туризма составляет свыше 32 млрд. FIM, а до-руризма в валовом доходе страны 4%.

ТЕЗИС ТРЕТИЙ Поли тика и туризм

нитика и экономика неразделимы. Туризм находится пристальным вниманием государства и политиков, яв-ся важным инструментом осуществления политического государства. В правительстве Франции, считающейся ястским регионом №1 в Европе, на заседаниях прави-тва министр туризма занимает место справа от премьер-ястра, и не по причине личного взаиморасположения. В эмике этой ядерной индустриально развитой державы зм занимает важнейшее место. Малейшие тенденции, цетельствующие об уменьшении туристских потоков, вы-ают активные действия правительства, направленные на анение политических и экономических причин, иниции-таковые обстоятельства. Париж живет туризмом и ся признанной туристской меккой. [>изм — важнейшая отрасль экономики Мексики и не рбумаге, а на деле. Именно поэтому Президент Мексики *о открывает ведущие международные туристские вы-1ки в стране. Столь высокий уровень внимания к.сопро-ению выставочного мероприятия убедительно свиде-гвует о чрезвычайном внимании правительства к туриз- который является самой главной и интенсивно разви-цейся отраслью экономики страны. В России туристские гародные и тем более внутренние туристские выстав-|йобделены вниманием руководства, даже местный губер-не всегда удостоит своим вниманием такое мероприя-отрасли, приоритет которой установлен федеральным за-эм. Но мало ли принято законов. И эти факты доста­ло верно отражают место туризма в российской эконо-

в данный период.!олитические цели туризма весьма обширны. 1режде всего туризм способствует укреплению стабильно-i мира в сообществе и предотвращению местных и регио-|яьных военных конфликтов. Туризм важное и действен-средство для сохранения мира. Военные действия, не-эильность экономики, криминогенная обстановка — все факторы не способствуют привлечению туристов и, бо-того, в отдельных случаях переориентируют туристские жи (вместе с доходами, которые в данном случае следу-Г рассматривать как упущенную выгоду для туристского ре-эна) в другие более спокойные и безопасные регионы с

умными руководителями и правительствами.

Война и туризм не совместимы. Югославия, всегда считав­шаяся жемчужиной Адриатики в смысле туризма, по причине гражданской междоусобной войны практически вы­была из числа туристских регионов и еще долго не войдет обратно. Разрушена инфраструктура, земля усеяна минами, люди обездолены, строения разрушены. Кому охота ехать в место, где можно увидеть только разруху, горе, слезы, и рис­ковать жизнью??? Абхазия, благодатный край еще со времен Одиссея, считавшийся всесоюзной здравницей СССР, чер­номорское побережье которой было элитным районом отды­ха для партноменклатуры и простолюдинов в советские вре­мена, в силу грузино-абхазского конфликта в 90-е годы ста­ла закрытым районом для туризма. Здравницы пустуют и ра­зорены, население района, исторически ориентированного на туризм, голодает по причине отсутствия работы. Россия пресекает любые попытки отдыхающих россиян прорваться на Пицунду по причине невозможности обеспечения безо­пасности туристов (не только их имущества, но и жизни). Районы и территории, находящиеся в зонах военных кон­фликтов, терпят фантастические убытки от прекращения ту­ризма.

Терроризм наносит большой ущерб туризму. Израиль, по­тенциально интересная страна для туризма, терпит также убытки от снижения туристских потоков вследствие непре­кращающихся террористических актов, конфликтов с пале­стинцами и соседними странами.

Для стран, экономика которых существенным образом за­висит от туризма, любое сокращение туристских потоков грозит кризисом и безработицей, утратой важных составляю­щих бюджета. Туризм в Турции в последние годы развива­ется в значительной мере за счет российских туристов. Те­ма туризма является важной заботой правительства не на словах, а на деле. Только за счет обслуживания российских туристов в Турции создается 800 тыс. рабочих мест, а сум­мы денег, привозимые «челноками», исчисляется миллиар­дами долларов. Значительная часть ремесленников и про­мышленных предприятий Турции трудится на Россию. В крупных городах многие жители носят кожаные куртки, пальто, практически все они сделаны в Турции. Как только возникла напряженность с чеченскими экстремистами, пра­вительством Турции были приняты жесткие меры пре­сечения их деятельности на территории страны, конфликт был исчерпан в считанные часы и больше не повторился, поскольку возникла опасность снижения интенсивности ту­ристских потоков из России на турецкие курорты и умень ения числа челночных туристов, закупающих огромное ко-чество товарной массы и вывозящих ее в Россию. Достаточно было Правительству России ввести повышен-ае налоги на «челночную» деятельность, турки немедля дзили свои пошлины. Кожаные куртки надо вывозить из аны, и Россия важный регион потребления турецкой про-дии. Это уже не только экономика, но и политика с боль-эй экономической буквы. А лавры состояния прекрасных эртов Кавказских Минеральных вод, пустующих в связи! нестабильной обстановкой в соседней Чечне и всем регио- Кавказа, абсолютно не устраивают турецкие власти. Кипр в 1998 г. ощутил сильное снижение туристского ин-еса россиян и туристов из других регионов в связи с во-шыми приготовлениями и демаршами, с поставкой новей-ей военной техники, конфликтами на демаркационной ли-яи северной и южной территорий острова. Поскольку опас-сть возникновения конфликта в связи с планируемой по-авкой зенитного комплекса С-300 могла сорвать турист-лй сезон, президент Кипра принял решение об изменении повий контракта. Ракетный комплекс не прибыл, туристы ^иехали, киприоты юга острова остались сыты. |Доездки в Индию были отменены практически на 90% по­те проведения этой страной в мае 1998 г. ядерных взрывов, ристский сезон был сорван, страна понесла существенные 5ытки.

|, Египет понес катастрофические потери в экономике от •шжения туристских потоков после террористических актов Луксоре в ноябре 1997 г., когда от рук исламских экстре-«истов погибли 58 западноевропейских туристов. Прак-ически стране, экономика которой в значительной мере риентирована на туризм, был объявлен бойкот в мировом ристском сообществе. Правительству страны пришлось пе-есмотреть свое отношение к вопросам обеспечения безо-асности туризма и привлечь военных к этой работе. Ми-|истр туризма лично объехал полмира в целях восстановле­ния утраченного доверия. Цены на туристские услуги в стра-

для зарубежных туристов снизились в два раза. Туристские потоки из России резко снижены, и новые артеры планируются лишь на зимний сезон 1998-1999 гг. Исключая вышеизложенное, первая и главенствующая оль принадлежит идеологии. Каждая общественная полити­ко-экономическая система стремится доказать мировому со-5ществу и своим гражданам правильность избранных док-рин развития общества и превосходство их над другими. В эм смысле туризм был и есть важное средство пропаган- образа жизни, политического строя, экономического устройства страны, достижений в культурной и научно-тех­нической и иных областях хозяйства.

Так, идеологический туризм широко использовался совет­скими политиками для утверждения превосходства социали­стического строя над всеми иными. Туризм выездной для собственных граждан в СССР был практически сведен к ми­нимуму и являлся действенным премиальным средством для узкого круга достойных и идеологически устойчивых, вер­ных режиму. Каждый кандидат на туристскую поездку за ру­беж тщательно проверялся и согласовывался партийным бю­ро на месте, в райкоме и выше, не считая иных, так назы­ваемых компетентных органов. Зато граждане государств восточной Европы (социалистического блока) ездили в СССР чуть ли не бесплатно.

Идеология довлеет над политикой туризма и даже эконо­микой. Отдельные страны облегчают туристские формально­сти для увеличения туристских потоков. Так, Египет, Тур­ция, Кипр, Тунис вводят режим безвизового посещения для туристов из России. В то же самое время Эстония, далеко не самая благополучная в смысле экономики страна, вводит по политическим мотивам ужесточение визового режима именно для российских туристов, делая безвизовым въезд для западных туристов и в, частности, туристов из Финлян­дии. До 1990 г. эстонские здравницы, гостиницы, мотели и кемпинги были переполнены туристами из соседних регио­нов СССР. Из Ленинграда в Нарву ездили за отличной сме­таной к обеду, а эстонские колхозники заполняли ленин­градские рынки доброкачественными сельскохозяйственны­ми продуктами. Теперь поставлен заслон не только туристам, но и продовольственным товарам, которые успешно замене­ны продуктами из Голландии и Дании, что привело в Эсто­нии к кризису перепроизводства.

В настоящее время образ отдыха в Эстонии исключитель­но в силу политических решений постепенно пропадает у значительной части потенциальных туристов из России, считающихся в мире одними из самых состоятельных, ос­ваивающих, и весьма не безуспешно, другие территории, в частности Финляндию. Численность туристов, проследовав­ших через КПП на Нарве за три месяца в 1998 г. состави­ла 600 человек, в том числе всего 4 туристские группы. В прежние времена в период 1960-1980 гг. столько следовало за несколько часов выходного дня. Одни страны бьются за продвижение своего туристского продукта в Россию и тра­тят сотни тысяч долларов на рекламу, лишь бы приехали ту­ристы. А другие упорно несут огромные убытки, лишь бы эти самые туристы не приехали. Например, Министерство

туризма Израиля компенсирует российским туристским фирмам до 50% расходов на рекламу туристских ресурсов и туров в Израиль, если фактические расходы на эти нужды превысили 100 тыс. долларов США и документарно подтвер­ждены. Это политика и идеология, превалирующая над эко­номикой.

В начале 90-х годов Финляндия ограничивала потоки ту­ристов из России. Ставился во главу угла тезис о вредном влиянии русско-азиатской культуры на самобытную фин­скую культуру страны. Генерировалось отвращение к русско­му туристу и непристойные действия в отношения них. Так, в 1992 г. отдельные жители г. Тампере буквально оплевыва­ли русских туристов16. Численность туристских групп не превышала 20 в месяц. Но достаточно было Финляндии вой­ти в число стран Единого рынка, как режим Tax-Free пере­стал распространяться на иностранных туристов из стран ЕС, прибывающих в Финляндию, резко уменьшился торго­вый оборот товарами туристского спроса. Одновременно в России была установлена конвертация рубля, образовался устойчивый рынок потребительского спроса высокой плате­жеспособности. Политика в отношении российских туристов была в корне пересмотрена. Был облегчен визовый режим, сняты квоты на посещение, туристские потоки из России в Финляндию существенно возросли и туризм в Финляндию занимает одно из ведущих мест в статистике выездного ту­ризма в России. Россиянин стал желанным, и идет борьба между регионами за туриста, в которую включились все об­ласти Финляндии вплоть до Лапландии, куда к Полярно'м кругу посмотреть на Сайта Клауса приглашают российских детей и их родителей десятки туристских фирм. Роль одно­дневных «челноков» в приграничных районах Восточной Финляндии возросла столь сильно, что в туристской стати­стике их причислили к туристам, а не визитерам-экскурсан­там. Достаточно сказать, что объем товаров, приобретенных в Финляндии по системе Tax-Free, в 1997 г. составил 430 млн. FIM, фактически все товары купили российские туристы.. Политика и сама стала объектом туризма. Проведение крупных международных политических форумов и совеща­ний представляет собой выгодный объект деятельности для туристских фирм. Туризм для высокопоставленных лиц и политических лидеров используется для формирования об­щественного мнения и подготовки серьезных политических решений. Проведение молодежных всемирных фестивалей, спортивных соревнований, олимпиад и Игр Доброй Воли,привлекающих внимание мировой общественности, несет большую политическую и идеологическую нагрузку. В орга­низации таких мероприятий специализированные турист­ские фирмы и предприятия играют ведущую роль.

Тезис четвертый

Гуманитарные цели17 должны превалировать над всеми иными18

Туризм оказывает существенное влияние на социальную, культурную, образовательную сферы жизни государств. В рамках международных связей и стремлении к миру, осно­ванному на справедливости и уважении чаяний отдельных личностей и общества в целом, туризм выступает положи­тельным и постоянным фактором, содействующим взаимно­му познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия ме­жду народами.

Современный туризм возник в связи с проведением соци­альной политики, приведшей к предоставлению трудящим­ся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно яв­ляется признанием основного права человека на отдых и до­суг. Он стал фактором социального равновесия, взаимопо­нимания между людьми и народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к исто­рическим и культурным ценностям народов. На практике ду­ховное содержание туризма должно преобладать над сегмен­тами экономического и материального характера и влиять на полное гармоничное развитие человеческой личности, спо­собствовать повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, способствовать обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, осво­бождению человека, понимая этот процесс как уважение его достоинства и индивидуальности, признания самобытности культур и моральных ценностей народов.

Так, защита исторических, культурных и религиозных мест при любых обстоятельствах, особенно при возникновении конфликтов, должна представлять собой одну из важнейших обязанностей государств и мирового сообщества.

На деле все вышеперечисленные цели могут тесно пере­плетаться между собой и взаимодополнять друг друга. Так юбилейные торжества по случаю 2000-летия рождения Ии­суса Христа и возникновения в истории человеческой циви­лизации религии, имеющей приверженцев в обшей сложно­сти 26% населения планеты, несут множество целей. Глав­нейшая — это торжество конфессии и ее великий праздник. Это, разумеется, мощная пропаганда религии в целом. Да­лее следуют более прозаические цели. Торжества должны вызвать огромные потоки паломников на все святые места, и в первую очередь в Рим, столицу христианского (по край-ней мере католического) мира и на Святую Землю. Так, Ва­тикан выделил огромные средства на обустройство Рима для торжеств и приема паломников всех рангов. Планируется прибытие в Италию, и в частности в Рим, более 30 млн. ту­ристов с паломническими или религиозными, культурно-ис­торическим целями в этот год. Поток туристов не ослабнет и в последующие годы. Результаты обустройства сферы ту­ристского обслуживания и индустрии туризма будут эффек­тивно использованы в последующем и для расширения ту­ристских потоков туристов других видов туров, а также для подготовки Рима как кандидата для проведения Олимпиады 2010 г. или других глобальных мероприятий всемирного мас­штаба. Такое мощное вливание средств в индустрию туриз­ма, а 30 млн. паломников следует разместить, накормить и перевезти, им надо предоставить и другие виды обслужива­ния, в том числе и охрану, несомненно, пойдет на пользу всей туристской индустрии страны и выдвинет Италию на передовые позиции в мировом лидерстве в этой сфере дея­тельности. Отметим, что Италия и без этих паломников при­нимает 37 млн. туристов ежегодно.

Огромный интерес к этой проблеме имеет и Израиль, на чьей территории находятся Святые места, храмы, основные объекты поклонения христиан. Так, национальная израиль­ская авиакомпания EL AL уже заключила с Ватиканом со­глашение о перевозке 7 млн. паломников в год юбилейных торжеств. Это уже серьезная экономическая акция и сделка века. Это количество посетителей превышает ровно в два раза количество туристов, прибывших в Израиль в 1997 г. Прием паломников в юбилейный год планируется, строятся гостиницы, готовятся к работе все предприятия сферы ту­ризма, и все это находится под четким контролем государ­ства. Туризм для Израиля — наиважнейшая отрасль эконо­мики. Одновременно регион Ближнего Востока весьма не­спокойный, постоянно возникают региональные конфликты, а возникновение местной войны, даже непродолжительной, может свести на нет все огромные усилия и капиталовложе­ния, затраченные на подготовку глобальных мероприятий.

ствам, они вновь придут в это же агентство или туристскую компанию в следующий раз, разумеется, если компания мо­жет удовлетворить их пожелания в направлении и виде ту­ристской поездки. Именно поэтому крупные компании еже­годно разрабатывают новые маршруты. Это в значительной мере объясняется постоянством обслуживаемого континген­та туристов и желанием агентства предложить им что-либо новое, не потерять клиента. Так, немецкие маркетологи, изучая покупательский спрос на туристский продукт, при­шли к следующему выводу: когда немецкие туристы обра­щаются к своему постоянному туристскому агентству, для них имеет большое значение:

- наличие квалифицированных экспертов, которые могут
дать хороший совет — куда лучше совершить путешествие
или как провести отдых — 68%;

- месторасположение агентства — 51%;

- приятная атмосфера в офисе фирмы — 51%;

- хорошее обслуживание — 46%;

- приемлемые цены — 42%;

- широкий ассортимент предлагаемых услуг и туров —
42%.

Однако любой турист всегда на первое место ставит во­прос надежности туристской фирмы. Самый распространен­ный вопрос, который задают туристы: «А надежна ли тури­стская фирма, куда обратиться, чтобы не обманули?» По­следнего боятся все без исключения. Цена экономии средств и ущербного отдыха слишком велика, и люди, естественно, боятся получить плохое обслуживание, утратить или не по­лучить ожидаемое туристское впечатление.

Для собственно туриста, являющегося главным субъектом в сложном сплетении отношений в сфере туризма, и самих организаторов туризма, опосредовано для себя преследую­щих получение выгоды, главными целями являются по­лучение туристом удовольствия и отдыха, а также познава­тельные цели.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.