Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. История философской и общественно-политической мыс­ли белорусского народа уходит в глубокую древность




История философской и общественно-политической мыс­ли белорусского народа уходит в глубокую древность. Ее за­рождение связано с образованием древнерусского государ­ства — Киевской Руси. В X-XI вв. на белорусских землях появляются первые литературные памятники, содержав­шие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей бо­лее позднего времени. Наряду с ними распространяются про­изведения, общие для трех братских культур — "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и др.

Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский (около 1130— около 1180). Его "Поучения", "Слова" и религиоз­ные стихи пользовались большой известностью в древнерус­ском обществе.

В XIV-XVI вв. происходит возникновение белорусской народности. Этот процесс совпал по времени с движением в европейских странах, которое получило название Возрожде­ния. Значительная роль в развитии социально-политической и духовной жизни отечества принадлежала Реформации, ко­торая подрывала авторитет официальной теологии и связан­ной с ней схоластической мысли.

Особое место в белорусском Возрождении принадлежит Ф. Скорине (прим. 1486-1551). Великий гуманист первым указал тот путь, по которому белорусский народ должен был войти в семью европейских народов, не утрачивая своей са­мобытности. Этот путь определялся реформационной идеей Евангелия как прямой взаимосвязи человека и Бога посред­ством Слова.

В предисловиях к Библии нашли свое яркое выражение патриотические идеи Ф. Скорины. Патриотизм Ф. Скорины не был созерцательным. Он не только любил свою родину, но и стремился сделать для нее как можно больше. Именно так следует оценивать деятельность нашего славного соотечест­венника.

Продолжателями традиций Скорины во второй половине XVI в. выступили С. Будный (прим. 1530-1593) и В. Тяпинский (прим. 1540-1603). Деятельность С. Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения. Ре­зультатом ее стало открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Кате­хизиса" и оригинального произведения "Оправдание греш­ного человека перед Богом". Свободная и независимая мысль белорусского гуманиста проявилась во всем блеске в критике библейских текстов. Выступая как сторонник рациональ­но-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, он выражал прогрессивное требование своей эпо­хи, для которой было характерно прежде всего обращение к человеческому разуму.

В истории развития политических учений важное место принадлежит А. Волану (прим. 1530-1610) — философу и правоведу, идеологу реформационного движения. Наиболее ярко его талант проявился в области социально-политиче­ской мысли. Гуманистическая направленность воззрений А. Волана особенно ярко выражена в его учении о врожден­ных качествах человеческой натуры. Важнейшим из них мыслитель считал стремление к свободе и равенству. Он при­шел к выводу о том, что «поистине свободным можно назвать жителей только такого государства, где право в равной сте­пени служит всем».

Идея правового общества и государств нашла свое обосно­вание в произведениях Л. Сапеги (1557-1633). Его социаль­но-политические и исторические взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г., а также в письме к архи­епископу Ю. Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В данном письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны слу­жить интересам общества.

Назначение права Л. Сапега видел в том, чтобы гаранти­ровать народу личную свободу, безопасность и право соб­ственности. Он также рассматривал его как узду, которой сдержи­вают каждого наглеца и насильника. Но самое главное состо­ит в том, что право обеспечивает людям свободу. Л. Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он писал, что заслуживает осуждения и презрения тот гражда­нин, который своей свободой похваляется, а "прав своих знать и понимать не хочет", особенно тех прав, которые "не чужим, а своим языком написаны".

Во второй половине XVI в. католическая церковь, потес­ненная Реформацией в Западной Европе, предприняла ду­ховную экспансию на белорусских землях. В 1569 г. (заклю­чение Люблинской унии) в Великом княжестве Литовском начал свою деятельность орден иезуитов. Подчинив себе сис­тему образования Великого княжества Литовского, этот ор­ден буквально в течение полувека сумел подавить правосла­вие, осуществить через массовое окатоличивание денациона­лизацию белорусского народа. С духовной экспансией Запа­да во времени совпала военная экспансия со стороны Моско­вии. Ливонская война принесла неисчислимые беды и стра­дания народам Великого княжества Литовского. Кооперативный эффект этих двух процессов выразился в прерванности «связи времен» на белорусской земле.

В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западно­европейская схоластика. Наиболее видным ее представите­лем явился М. Смотрицкий (прим. 1575-1633), пытавшийся сочетать православную веру с философией Платона и "кано­низированного" Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К их числу исследователи отно­сят С. Полоцкого (1629-1680), виленского магистра филосо­фии А. Дыблинского и др.

Материалистическое направление открыто было заявило о себе мыслителями-атеистами. Наиболее ярко и определенно атеизм был представлен в XVII в. мозырьским земельным судьей С. Лованом и уроженцем брестской земли К. Лыщинским (1634-1689).

В XVIII в. Речь Посполитая как квазиконфедерация, в состав которой входили белорусские земли, переживала пе­риод экономического упадка и политического кризиса, ре­зультатом чего стал раздел Речи Посполитой (1773-1795), совершенный Австрией, Пруссией и Россией. Восстание 1794 г., возглавленное патриотом-"литвином" Т. Костюшко (1745—1817), своей цели — восстановления независимости государства — не достигло.

В последней трети XVIII в. в Беларуси получают распрост­ранение идеи Просвещения, которые были связаны не только с французским Просвещением, но и творчеством прогрессив­ных белорусских мыслителей конца XVII — начала XVIII в. (Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут и др.), последние связы­вали научные задачи с гуманистическими, считали свободу мысли обязательным условием для развития науки.

Последующие события (Отечественная война 1812 г., ру­сификаторская политика царизма) вызвали кризис идеоло­гии и философии Просвещения и вместе с тем их своеобраз­ный ренессанс в Виленском университете. Он проявился в философских работах Я. и А. Снядецких, отражении идей Просвещения в легальных и тайных обществах шубравцев, филоматов, филаретов, "военных друзей" и др.

В 1832 г. царские власти закрывают Виленский универ­ситет, а в 1840 г. "для искоренения у жителей Северо-Запад­ного края всякой мысли о самостоятельности...", был отменен Статут Великого княжества Литовского. Одновременно на­чалось оформление так называемой теории западнорусизма, согласно которой белорусы считались не самостоятельным этносом, а ответвлением российского народа.

Несмотря на русификацию, в 40-50-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции возникает интерес к изуче­нию фольклора, быта, а также исторического прошлого Бе­ларуси. Постепенно из польскоязычного литературного дви­жения выделяется так называемая белорусская школа. На­чинается второе национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежит Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве В. Дунина-Марцинкевича белорусский язык становится основным. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорус­ской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только у отдельных ее представителей сфор­мировалось убеждение о том, что белорусы владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом. Лидером одной из таких групп стал К. Калиновский (1838-1864). Его публицистика, представленная в газете "Мужыцкая праўда", свидетельствовала об определенной зрелости на­ционального движения. Однако поражение восстания стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей этнос на несколько десятилетий назад.

Во второй половине 80-х гг. в Минске возникла группа либеральной интеллигенции, в которую входили ученые М. Довнар-Запольский, В. Завитневич, А. Слупский, поэт Я. Лучина и др. Они стремились пробудить национальное са­мосознание белорусов легальными средствами.

Большое влияние на формирование национального само­сознания оказало творчество духовного отца белорусского возрождения Ф. Богушевича (1840-1900). В предисловии к сборнику "Дудка беларуская" (1891) и других произведени­ях он высказал концептуальный взгляд на историю белору­сов, призвал освободить свою "землицу Беларусь" от соци­ального, политического, религиозного угнетения, культур­ного упадка, возродить гражданский престиж родного язы­ка. Последний он рассматривал как "от Бога нам данный " и "святой для нас", считая его "одеждой души", и призвал бе­речь родной язык, "чтобы не умерли".

После ликвидации в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белоруские издательства: "Загляне сонца i ў наша аконца " (Петербург), "Наша ніва", "На­ша хата" и "Палачанін" (Вильно) и др. Особая роль среди них принадлежала издательству "Наша ніва", благодаря кото­рому была взращена и призвана к ответственной миссии свое­го времени могучая плеяда будущих писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деяте­лей, подлинно национальных идеологов Беларуси. Таковы­ми стали Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цётка), М. Бог­данович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцкевичи, Е. Карский, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, В. Голубок, Я. Лесик, Я. Дроздович и др.

В указанный период значительная часть денационализи­рованной буржуазно-либеральной интеллигенции все еще продолжала идентифицировать себя с русской культурой, упрощенно сопрягая ее главным образом с идеями веховцев и религиозных модернистов. Выразителями подобных взгля­дов были публицисты Я. Окунь, Д. Мейчик, В. Самойло и др.

Созданием белорусской литературной классики, восста­новлением публицистической печати и книгопечатания, фун­даментальными историческими исследованиями ученых (Е. Карский "Белорусы" и др.), становлением национальной школы в театральном и изобразительном искусстве заверша­ется вторая волна достаточно продолжительного по времени национального Возрождения.

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что предпосылки философский мысли в Беларуси уходят далеко в глубь национальной истории и культуры. Однако предпо­сылки (прежде всего историческое сознание и самосознание народа) — еще не само явление, они лишь подготавливают его рождение и развитие. Явление же начинается с обрете­ния формы, адекватной содержанию. Это произошло в 1917 г. с победой Октября. В 1920-е гг. в Беларуси поднялась третья волна национального Возрождения и были созданы институциональные основы для развития философии — от­крыты первые научные учреждения, кафедры, развернута подготовка национальных научных кадров.

Особое место среди первых исследований духовной культуры народа принадлежит юбилейному сборнику "Чатырохсотлецце беларускага друку", выпущенному в 1926 г. Известные ученые республики приняли участие в создании книги. В сборнике весьма подробно рассматривалось историческое развитие Литовско-Белорусского государства XVI в., исследовалось мировоззрение наиболее выдающихся деяте­лей белорусской культуры того времени.

В 1928 г. в Минске увидели свет "Нарысы з ricторыі бела­рускага мастацтва" Н. Щекотихина, ставшие одной из пер­вых попыток систематизации и анализа обширного материа­ла по истории национального искусства.

Существенный вклад в исследование мировоззрения Ф. Скорины внес В. Пичета. В своих трудах он обстоятельно рассмотрел многие аспекты деятельности великого просветителя. Эпоху, в которую жил и творил выдающийся гуманист, В. Пичета назвал "белорусским Возрождением", впервые введя этот термин в научный обиход.

Особое место в первых работах белорусских ученых уделялось С. Будному. Так, Е. Карский обосновал вывод о том, что С.Будный, выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, выражал прогрессивные требования своей эпохи, для которой прежде всего характерно обращение к человеческому разуму.

Проблема национального самосознания и национальной идентичности заняла ведущее место в исследовании И. Абдираловича "Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага светапогляду". (1921) Положения этой работы отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер.

Начало анализу мировоззрения белорусского вольнодумца К. Лыщинского было положено статьей В. Дружчица "Казiмip Лышчынскі — беларускі бязбожнік" (1927).

К концу 1920-х гг. в республике были достигнуты опреде­ленные успехи в изучении истории белорусской культуры. Однако дальнейшим исследованиям значительно воспрепят­ствовал вульгарно-классовый подход, проникший в филосо­фию, социологию, литературно-художественную критику, а также утвердившийся в 1930-е гг. культ личности И. Ста­лина. Довольно широкое "хождение" получило мнение о прошлой белорусской культуре как якобы сплошь реакцион­но-феодальной (XV-XVI вв.) либо буржуазно-националисти­ческой (конец XIX - начало XX в.). Все это привело к тому, что изучение культурного наследия белорусского народа фактически прекратилось.

Четвертая волна национального Возрождения нача­лась в 1950-е гг. в условиях преодоления культа личности. В 1960-1980-е гг. исследования истории философской и об­щественно-политической мысли Беларуси обогатились но­выми трудами. В 1990-е гг. настоятельно заявила о себе необ­ходимость активизации усилий в деле восстановления утра­ченной "связи времен", вызванная к жизни обретением госу­дарственного суверенитета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.