КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы научной рациональности 7 страница
Особенности постпозитивизма: 1. Ослабление внимания проблемы в формальной логике 2.Активное обращение к истории науки, концентрация внимания на динамике развития науки, его противоречиях 3. Отказ от жестких ограничений между империей и теорией, наукой и философией 4.Анализ социокультурных факторов научной деятельности 5.Замена верификации фальсификацией 6.Признание роли философии. Кун написал книгу структура научных революций и выявил механизм развития науки, как единства «нормальной науки» и некумулятивных скачков научной революции. Нормальная наука- это парадигма. Парадигма-это разделение определенным научным сообществом научные достижения. Научные достижения являются образцом постановки научных проблем и способов их решения. Лакатос ввел понятия научно-исследовательские программы. Наука по Лакотосу –это поле борьбы, которая ведет к смене научных программ. В социологии управления смена позитивной программы на культороцентрискую программу. «Твердое ядро и защитный пояс» Твердое ядро-концепция программы. Защитный пояс призвана защитить твердое ядро от размывания. Отрицательная эвристика. Фейерабенд -методологический анархизм, нельзя теории ранжировать и сравнивать, теории не соизмеримы. Тезис о кумулятивизме: Наука-есть процесс накопления знаний. Наука- борьба неизмеримых теорий. Полани- идеи неявного знания, которые являются предпосылочным знанием Наука питается разными типами знаний, но не обыденными. Они являются неявными и предпосылочными. Концепция теоретического реализма П. Фейерабенда Пол Фейерабенд (1924-1974) исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. Это путь для преодоления схоластичности современной философии науки. Пролиферация – максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки. Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки, и научные идеи, и мышление ее создателей должны рассматриваться как нечто диалектическое – сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс. Наука, ее история и философия должны развиваться в тесном единстве и взаимодействии. Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский подход к анализу науки, развитию знания. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки.. Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие. Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив, которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными правилами. Его методологическое кредо «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!» означало, что исследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются и заслуживающими внимания. Резко выступал против неопозитивистского схоластического конформизма с его требованием оставлять все так, как есть. Подчеркивает, что методологические директивы не являются статичными, неизменными, а всегда носят конкретно-исторический характер. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Данные истории играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепциями. И кроме того, эти данные служат той основой, исходя из которой можно наиболее достоверно объяснить эволюцию теории, которую нельзя не учитывать в методологических оценках. Пол Фейерабенд критикуеткумулятивизм, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Фейерабенд — ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Согласно Фейерабенду, плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке. Анархизм, считает Фейерабенд, не является слишком привлекательной политической доктриной, однако он служит прекрасным лекарством для философии познания и науки, для тех, кто склонен ограничивать себя одним универсальным методом. Но если нет жестких критериев научности, то естественно предположить связь научных фактов с ненаучными. Последние влияют на науки и обладают самостоятельной ценностью. Наука, философия, религия и даже магия — все уместно, все обладает самостоятельной ценностью. Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий, здесь нет единой линии. Концепция личностного и неявного знания М. Полани Личностное знание – термин, введенный в методологию науки американским философом М. Полани и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого». Неявное знание – информация, используемая в практической и познавательной (в т.ч. научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционного оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, из рук в руки. Согласно современной философии науки, любая научная теория (в т.ч. формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением в науке ее когнитивного бессознательного. Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний - частью еще более широкой и неопределенной реальности – интертекста. 12.2. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Знание – это своеобразная социальная и индивидуальная память – способ сохранения и использования наследуемого и вновь создаваемого объема информации. Для общества значимо знание о природе, формах и способах деятельности, образцах поведения, нормах и приемах коммуникации. Преобладающая область знания – не теоретическое (идеи, теории, мировоззрение, философия) а повседневное, дотеоретическое, массовое знание. Черты повседневного знания: 1. наличие нормативных систем – внутренний механизм существования социальных традиций, в рамках которых живет человек. Как знание нормы включают образцы поведения и деятельности и предполагают их воспроизведение в новых условиях. Следует различать знание правил от следования им по привычке (это лишь навык приспосабливаться к тому, что принято, не задаваясь вопросом, почему это так); 2. наследуемое знание дается нам преимущественно как типичное и мы разделяем его с другими людьми. Типичные способы и мотивы деятельности, типы поведения позволяют понимать других, осуществлять совместную деятельность; 3. социальное распределение. Разные люди или типы людей обладают запасом знания в разных объемах и содержании – возраст, профессии, культуры, языки. Платон: знание – самая мощная из всех способностей, идея блага – самое важное знание. Суть познания: душа вспоминает, извлекает из самой себя то, что уже существует от века в ее глубинах – истинное знание (эпистема) и понимание. Эпистема – истинное знание или знание ом бытие. В противоположность ему нение (докса) – промежуточное знание между наукой и незнанием, бытием и небытием. 5 ступеней познания предмета. 1. имя 2. определение 3. изображение 4. само знание, понимание и правильное мнение о предмете 5. понимание – наиболее родственно, близко тому, что познается само по себе и есть подлинное бытие. Аристотель: «все люди от природы стремятся к знанию». Имеющие опыт достигают больших результатов, чем те, кто обладает отвлеченными знаниями, т.к. опыт – это знание единичного, а всякое действие относится именно к конкретному человеку. Невозможно знание без чувственного восприятия, но невозможно доказательство посредством последнего. Знание направлено на общее, а не случайное. Есть различие между знанием и мнением, хотя их предмет может быть одним и тем же, но знание рассматривает его по существу, а мнение – нет. Один человек не может иметь об одном предмете одновременно и знание и мнение. Научное знание возникает при тех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы. Локк: все наше знание из ощущений. Мнение определяет через понятие вероятности – «когда человек склоняется к какому-то положению как вероятному, то называется мнением или убеждением». Кант: наряду с миром явлений существует мир «вещей в себе», под воздействием которых возникают чувственно воспринимаемые явления. Познание явлений не приближает нас к познанию вещей в себе, возникает проблема познаваемости реального мира. Априорное знание включает законы, принципы, аксиомы и постулаты. Гегель. «Феноменология духа», 1807: знание и истина, познаваемая в знании, нераздельны, принадлежат природе самого сознания. Сознание производит проверку – соответствует ли его знание объекту и соответствует ли объект тому, что знает сознание. Мнение – это непосредственное чувственное знание с его видимостью подлинной достоверности. Сщуествует научное знание – знание в общем виде, всеобщее знание разума. Наука не может сразу отличить и отбросить неподлинное обыденное знание. Поэтому должно происходить последовательное формообразование самого сознания до уровня науки. Главным должно быть стремление к получению абсолютного знания, т.е. освобожденного от какой-либо зависимости от объекта и полностью освобожденного от индивидуального человеческого я. Абсолютное знание (или дух) – возможность благодаря собственному усилию субъекта, независимо от объекта, условий, средств и приемов познания, представлять самому себе все сущее. Это, по Гегелю, есть категория «понятие». Наука же – постижение самостью себя в понятии. Аналитическая философия в 20 в. Б. Рассел. К исследованию знания нужно применить метод анализа – разложения сложных форм знании на простые и выявления схемы знания, состоящей их этих простых форм. Нужно признать существование значительно зазора между знанием и его объектом даже в научном познании, проблема достоверности восприятия вещей. Знание и опыт, знание и вера, знание и истина, знание и мнение отличаются лишь степенью правдоподобности. Витгенштейн. Стремился снять преклонение перед словом «знание». Проблемы жизни, любви, счастья, долга, судьбы лучше передаются, показываются в музыке, поэзии, живописи, нравственных, религиозных, эстетических переживаниях, чем в повествовательном, словесно-логическом знании. Проблема знания связана с анализом высказываний субъекта о его значении как «состоянии сознания». Заявление «я знаю это» устанавливает отношение между мной и фактом, подтверждает, что данный факт принят моим сознанием, но не означает адекватность, соответствие факту объективно. В результате он открыл особый вид знания – принятые на веру, передаваемы по традиции эмпирические суждения, на которые мы опираемся в своих действиях, рассуждениях и при построении логически обоснованных, проверенных знаний (общие представлении о земле, ее прошлом). Поппер – концепция о «трех мирах» (физический, психический и мир знания). Два основных значения понятия знания: 1) знание – состояние сознания или ментальное состояние; 2) объективное содержание мышления: единицы знания, дискуссии, критические споры. Знание в объективном смысле не зависит от чьей-либо веры или стремления соглашаться, это знание «без познающего субъекта». Поппер: эпистемология должна заниматься только объективным знанием, знание в субъективном смысле не имеет к науке никакого отношения. Такая постановка вопроса не удовлетворительна. Нужно выяснить конструктивную роль веры в познании как признании истинности того или иного утверждения без рационального обоснования и доказательства.Вера вызвана не отсутствием или недостатком информации. Витгенштейн: существуют эмпирические предложения, в которых мы не сомневаемся, воспринятые в процессе обучения. В научно познании нельзя экспериментировать, если нет чего-то несомненного. Вера обладает социально-коммуникативной природой, т.е. возникает как необходимое следствие нашего бытия среди людей. Часто вера трактуется отрицательно, как то, что не имеет достаточных оснований, поэтому ее необходимо исключить из познавательной деятельности субъекта. На самом деле нужно признать существование объективных оснований субъективной веры. Обоснование веры и знания противоположно направлены. Знание становится таковым в результате логического оформления, обоснования, проверки, доказательства достоверности и истинности, в результате обретает не только когнитивную, но и социальную значимость, включается в культуру. Вера базируется на подтверждающем ее результаты опыте, на социальной санкции и общезначимости того, во что верят. Верования не являются плодом наших размышлений, мыслями или суждениями, они – наш мир и бытие, все, что мы безоговорочно принимаем в расчет, хотя и не размышляем об этом. Верования унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде как система прочных, принятых на веру объяснений и интерпретаций, образов реальности. В европейской культуре – вера в разум и интеллект. Сомнение – состояние беспокойства, порождающее желание перейти к состоянию веры. Признание фундаментального значения веры в познавательной деятельности субъекта предполагает признание того, что теория познания и конкретно учение об истине должны строиться не отвлеченно от человека, но на основании доверия к человеку как целостному субъекту познания.
13.1. Исторические типы науки (античный, средневековье).
Преднаука - специализированное знание первых цивилизаций. Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Ведь люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание носило рецептурный характер - было тесно связано с конкретными практическими задачами - ведением календарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п. Знание также хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы, оно было неотделимо от мифологии. Преднаука как познавательная деятельность имела такую же цель как наука, познать вещи, их свойства и отношения. Представители милецкой школы. Их интересовало, что такое первое вещество, чем оно представлено, из чего состоит; проблема множественности и единства, целого и части. Античная наука – уже исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие соответствующей науки Древних Китая и Индии. Наука началась с Платона, он открыл способность к теоретизированию, способность к рефлексии. Античные мыслители, создававшиеучения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной. В отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий. Эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово “теория” означает “созерцание”. Согласно Аристотелю, “теория” означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. Научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей. Возникает критическая традиция: в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа); письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль); универсальная модель: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм.» Период античности характеризуется развитием философии и неразвитостью зарождавшихся частных наук. Философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании, стремиться к достижению объективно-истинного и доказательного характера своих всеобщих утверждений («аксиом» всего рационального знания). Частные науки (геометрия, механика, оптика и др.) изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты и поэтому их истины не имеют всеобщего характера; истины философии «выше» истин частных наук. Античная наука носит теоретический умозрительный характер, далекий от практических нужд. Средневековый тип науки не меньше, чем античность, внесла вклад в развитие европейской цивилизации. Средневековая культура очень много дала для формирования науки. В Средние века задачи научного мышления кардинально меняются: главным теперь становится рациональное объяснение и описание новой реальности, зафиксированной в текстах Священного Писания. Поскольку мир и природа в этой реальности понимаются как созданные Творцом, складывается и новое понимание идеальных объектов. Средневековые ученые приписывают им не только, так сказать, «античные характеристики», но и такие свойства, как наличие «скрытых сил и энергий» (фактически, божественных, определяющих протекание природных процессов), «активность и голоса» (вещи в Средние века понимались как живые; они были созданы Богом, и последний в них присутствовал), «любовную потенцию и ориентацию» (мир был создан любящим человека Творцом). Так как человек понимает себя как «созданного по образу и подобию» Бога, он приходит к убеждению, что может проникнуть в замыслы Творца и воспользоваться его работой. Отсюда средневековые науки (алхимия, магия, астрология и др.), нацеленные на такое описание мира, которое позволяет действовать синхронно с божественными силами и энергиями, как бы на волне божественной активности и любви. Практически это означало, что идеальным объектам науки приписывались свойства двоякого рода: одни заимствовались из античных наук, а другие – из религиозных учений. Философия христианства имела определенные черты: 1. Универсализм. Принцип- все равны перед богом. Знание-это проникновение в суть божественного творения, которая универсальна. Основа развития человечества-полис. Каждый полис своего рода космос. 2. Телеологизм -это божественное расхождение и божественное происхождение всего. Христианская идеология способствует созданию представления о времени, как она направлена, идущего из прошлого в будущее к определенной цели. Время носило циклический характер. Полис предполагал, все возвращаются на круги своя. Божественный промысел предполагает движение вперед. Характеристики времени, как прогресс, линейность, необратимость, усложнение реальности. Гуманитарные науки получили большой импульс. Средневековье породило понятие –всемирный (универсальный), исторический (развивающийся по времени) процесс. 3. Символизм. Онтологический символизм заключается в том, что любая вещь лишь знак другой фундаментальной сущности. Знак божественной сущности. Гносеологический символизм – все исполнено высшим смыслом. 4. Иерархизм, подоплекой были низшие и высшие силы: небесный и мирской мир.
13.2.Языковая картина мира. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетённых в наличную практику человека (наука же выходит за её рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечётки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более чётко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере её проникновения во все новые области объективного мира. Причём он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, термины «электричество», «холодильник» когда-то были специфическими научными понятиями, а затем вошли в повседневный язык. Особенности и функции языка науки Стремление к точности языка. Отчасти этому способствовало то, что ученые говорили на латыни. «Привычка» сохранилась и в современной науке (фармакология) Специфические черты 1. точность, однозначность выражения языка; 2. во избежание парадоксов в науке принято различать язык объектный и метаязык. На нем описывается язык объектов В языке науки можно выделить понятийные слои: 1)Специфичных для данной дисциплины терминов (тезаурус). 2)Слой общенаучных понятий. Основные источники – частные дисциплины, философия, неспециализированное функционирование языка. Объект, состояние, свойство, причинность, устойчивость, закон, пространство, время, система...- общие. Они определяют структуру познавательной деятельности, нацеливая внимание исследователя на определенные аспекты изучаемого объекта. 3)Элементы естественного языка в виде вспомогательных, общезначимых слов и грамматики. Употребление метафор в науке. Метафоры скрывают уподобление, они не точны, позволяют разорвать цепи строгости, точности, выразить неясную гипотезу. Принципы построения формализированного языка: 1.четкое разграничение 2.задается первичный алфавит (перечень исходных знаков, символов, терминов) 3.правила интерпретирования знаков и символов 4.правила составления сложных выражений из элементарных знаков и символов 5.формулируются правила, с помощью которых осуществляется переход от одних сложных элементов к другим производным сложным элементам Функции языка Главная функция языка заключается в назывании, чтобы слово могло быть репрезентантом конкретного объекта. Неопозитивизм: было отмечено, что слова не просто обозначают, они имеют подсмыслы. Была поставлена проблема создать адекватный нейтральный формализированный язык. Язык науки не может быть нейтральным по отношению к опыту и культуре. Постнеклассическая философия: преувеличение значения концептуальной зависимости терминов (Т.Кун): 1.Обозначение объектов мысли (репрезентирование) 2.При репрезентировании мы в то же время категоризируем их (разбиваем на группы) 3.В языке происходит создание идеальных объектов (создаем объекты с определенными выделенными свойствами) 4.Средство оформления мысли. Лишь в такой форме знание может войти в состав науки 5.Функция коммуникации в науке 6.Посредством языка структурируется познавательная деятельность, опыт. В языке науки следует различать: термин, понятия и определения. Понятия – мысль об объекте, отражающем объект в его отличительных и сущностных чертах. Термин – словесное выражение понятия. Определение (дефиниция) – отграничить это понятие (явление) от других понятий (явлений). Основными характеристиками понятия являются содержание понятия и объем. Содержание понятия – информация о признаках, характерных для данного объекта или группы объектов. Объем – множество объектов, обозначенных данным понятием. Объем и содержание находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем больше нетривиальной информации содержится в понятии, тем меньше объем понятия. Объем бывает единичный, общий и пустой (нулевой). Группа, которая обозначается, состоит из одного, нескольких и нет объектов. В основе пустоты: логическое противоречие («большая половина», «законопослушные преступники»); фактические противоречия (молодильное яблоко) Языковая картина мира показывает связь между языком, как сложной симматической системой и содержания мировоззрения, который выражается или объективируется через язык. Проблемы языка: 1.Проблема соотношения бытия и языка. Аристотель установил 10 значений слова есть и выводил 10 форм бытия. Философы доказывали, что если есть слово, мысль о боге-скорее всего он реально существует. 2.Проблема языкового формализма и языковых структур (в неклассической философии). Исследователи изучали формальную структуру языка и таким образом находили соответствие со структурами бытия. Лакон,психоаналитик. Языковые структуры связаны со структурами личности. Леви-Стросс, этнограф. Разработал методологию анализа структур языка и через анализ структуры языка анализировал устройство традиционных обществ. Выявил, что первобытное мышление основано на семметрических оппозициях: свой-чужой, черный-белый. Мышление сявзано с противоположностями: мы или враги. 3.Проблема текста и интертекстуальности (постнеклассическая философия). В классической и неклассической философии язык имеет своего субъекта. Тест имеет одного несколько авторов или не имеет вообще.Рационализм предполагает, что бытие и мышление связаны между собой, субъектно-объектные отношения. Постнеклассическая философия отрицает рационализм, утверждает, что бытие не прозрачно для субъекта, нет связи между языком и реальностью. Делез заявлял, что языковые знаки не обладают функцией не только репрезентации объекта, но и даже указания на его наличие (на наличие объекта). Семулятор-знак без значения (есть знаки, но нет реального содержания, пример Жириновский). 14.1. Исторические типы науки (классический, современный). Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический. Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века. Основные ученые: Начало положено в трудах Коперника (1473-1543)- создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения. Джордано Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной. Декарт (1596-1650) – геометрия - универсальный инструмент познания. Галилей (1564-1642) - открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики. И. Кеплер (1571 - 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики, она приобрела окончательный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории. Лейбниц (1646-1716) - родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907). Основные принципы: имеет парадигмой механику; картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма; убежденность в социальной нейтральности науки, ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины; идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы; предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех; строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона; наукаисследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности - необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире; выработан категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира; утверждает стабильность и универсальность порядка природы; пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов: открытие Ш. Кулоном (1736-1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791-1867) понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом (1831-1879) математической теории электромагнитного поля.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |