КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качественная газета США в первой половине XIX в
Журналистика США конца XVIII в. Борьба федералистов и республиканцев В 1783 г. Англия признала США, заключив с ними мир. Однако в действительности такого государства еще не существовало. Имела место конфедерация штатов с весьма слабой, а порой и просто призрачной центральной властью. При относительно зажиточном населении правительство постоянно нуждалось в деньгах, так как у него не было возможности собирать, а у населения—желания платить регулярные налоги. В суровую зиму 1780 г., когда американская армия замерзала на зимних квартирах, Вашингтон писал конгрессу: «У нас нет ни денег, ни кредита даже на покупку досок для дверей наших хибар... Если бы солдаты могли, как медведи, сосать лапу и так провести зиму!» И все это происходило на фоне относительного материального благополучия населения, не желавшего платить налоги. В городке неподалеку от места дислокации голодной, замерзающей армии, по сообщениям газет, состоялся бал- «Более сотни изысканно одетых молодых леди и джентельменов собрались насладиться холодным ужином с вином, пуншем и тортами». Но если в годы войны Конгресс был вынужден хоть как-то содержать свою армию, то после заключения мира она была сокращена до 100 человек! У центральной власти не было ни армии, ни чиновников — исполнителей ее воли на местах, ни денег — ничего, кроме долгов. В послевоенный период в США складываются две партии — федералистов и республиканцев. Федералисты (находились у власти в 1787—1800 гг.) выступали за сильное государство с армией и чиновничеством, высокие налоги и расходы на оплату государственного аппарата, долгов и развитие промышленности. Республиканцы (их не следует путать с нынешней республиканской "партией США) были сторонниками слабого правительства, местного самоуправления, минимальных налогов и государственных расходов. Признанный лидер федералистов, министр финансов Александр Гамильтон, был безусловно незаурядной личностью. Этот бастард из обедневшего аристократического рода обладал блестящими способностями организатора, оратора и журналиста, непомерным честолюбием и доходившей до авантюризма склонностью к риску. Свою федералистскою программу он изложил в целом ряде статей, среди которых наибольшую известность получила серия «Федералист» из 85 памфлетов, написанная _в соавторстве с Мэдисоном и Джеем и публиковавшаяся в 1787— 1788 гг. в «Нью-Йорк Индепендент Джорнэл» Республиканцев возглавлял богатый плантатор из Вирджинии Томас Джефферсон, автор «Декларации независимости» и первый госсекретарь. Также обладая незаурядными способностями, он, однако, был полной противоположностью Гамильтону. Домосед, не склонный к риску и интригам, Джефферсон представлял собой тип кабинетного ученого и играл в своей партии скорее роль знамени, чем организатора. Журналистика принимала активное участие в послевоенной политической борьбе. Конец XVIII в — эпоха расцвета партийной печати как в США, так и в Англии. Оставаясь частными, газеты того времени обычно ориентировались на политические партии и служили их рупорами, а не третейскими судьями, как это чаще всего бывает сейчас. Почти все газеты молодой республики разделились на федералистские и республиканские, так что в каждом мало-мальски значительном городе обе партии были представлены своими газетами. Официальным органом федералистов фактически стала «Газетт оф де Юнайтед Стейтс», созданная в Нью-Йорке на деньги министерства финансов, руководимого Александром Гамильтоном. Впоследствии издание было перенесено в Филадельфию, а с 1793 г. газета стала ежедневной. Редактором «Газетт оф де Юнайтед Стейтс» был Джон Фенно. Аналогичным республиканским органом стала филадельфийская «Нэшнал Газетт» (1791 —1793), издававшаяся поэтом Филиппом Френо на деньги госдепартамента, который возглавлял Томас Джефферсон. Хотя «Нэшнал Газетт» финансировалась не так щедро, как ее главная федералистская соперница, благодаря своей близости к госсекретарю она была лучше информирована о международных делах. Издание прекратилось из-за эпидемии желтой лихорадки в Филадельфии. Наиболее популярной федералистской газетой была основанная в 1793 г. в Нью-Йорке ежедневная «Минерва». Ее издатель, Ной Вебстер, человек высокообразованный, автор первых работ по теории и истории журналистики, которые помещались на страницах «Минервы». Одним из первых он попытался на основе обобщения опыта мировой печати определить ее функции. Особое значение придавалось пропаганде и агитации. Причем пропаганда «Минервы» не ограничивалась лишь политикой. Вебстер уделял большое внимание пропаганде школ и просвещения. Для лучшего освещения международных событий он впервые в Америке стал пользоваться не только европейскими газетами, но и слугами штатного европейского корреспондента. С 1796 г. газета стала акцентировать внимание на новостях бизнеса и получила новое название — «Коммершиал Эдветайзер». Так в США появилась первая специализированная газета для бизнесменов. Сам Вебстер постепенно разочаровался в политике, ушел от дел и посвятил себя новому занятию — созданию толкового словаря. Наиболее популярной республиканской газетой была ежедневная филадельфийская «Аврора» (1790—1822). Ее издатель, внук Б. Франклина Бенджамин Бах, был одним из последних представителей «персонального журнализма». Все создание номеров газеты, начиная со сбора новостей и заканчивая типографской работой, лежало на нем одном. Рабочий день Баха продолжался 15—17 часов — и так каждый день, кроме воскресенья. Баху удалось выявить и опубликовать немало сенсационных материалов, как, например, крайне невыгодный для США и потому державшийся правительством федералистов в тайне договор Джея с Англией. Работа в типографии над номером была закончена к утру 29 июня 1775 г. К тому времени в ожидании новостей у издательства собралась большая толпа. Передав тираж продавцам, Бах сразу же пошел организовывать митинги протеста против договора Джея. Кроме названных выше газет, в США выходило немало других партийных изданий. Дело федералистов поддерживали «Нью-Йорк Ивнинг Пост», основанная Вильямом Колемаком в 1801 г., «Поркьюпайнс Газетт», выходившая в Филадельфии с 1797 г. под редакцией Вильяма Коббетта, «Массачусетс Сенти-нел», издававшаяся с 1784 г в старом центре американской журналистики, Бостоне, Бенджамином Расселом и другие, не столь влиятельные печатные органы. На стороне республиканцев в Нью-Йорке выступала еженедельная «Индепендент Гэ-зетт» (1783—1798) Джона Холта. преобразованная после его смерти новым владельцем, Дэвидом Деннистоном, в ежедневную «Америкэн Ситизэн». Сильной поддержкой республиканцы пользовались на Юге. Здесь наиболее влиятельной республиканской газетой оставалась «Ричмонд Экземинер» Джемса Каллендера. Полемика между газетами и их нападки на политических противников были крайне резкими и изобиловали, как бы сейчас сказали, «непарламентскими» выражениями. Но то, что кажется нам сейчас дикостью, было нормой в спорах между соперничавшими партиями и газетами того времени. Широко известно, насколько велик в США престиж Джорджа Вашингтона, но так кажется лишь со стороны. А для республиканских газет первый президент был выразителем идей федералистов, а стало быть — мишенью для нападок. «Если один человек способен оболванить целую нацию — то такой человек — Вашингтон», — злословила республиканская «Аврора». В своей критике первого президента эта газета далеко вышла за рамки разумного и объявила его английским шпионом! Но если по отношению к Вашингтону приходилось соблюдать хоть какие-то приличия, то со следующим президентом-федералистом, Джоном Адамсом, можно было не церемониться. «Президент, избранный с перевесом всего в 3 голоса, подло обманул надежды народа на мир,— писала уже известная нам «Аврора».— И этот жулик, случайно ставший президентом, вообразил себя государством. Бедный старик, как он обманывается!». «Аврора» с завидным упорством продолжала травлю нового президента, и все четыре года нападки на «старого, лысого, слепого калеку Адамса» не прекращались. Конец XVIII в. дал первые примеры «макрекерской» журналистики, т. е. журналистики, специализирующейся по разоблачениям, Особую роль здесь сыграла «Ричмонд Экземинер» Джемса Каллендера, ранее высланного из Англии, где он был известен своей скандальностью. В Америке он стал влиятельным республиканским журналистом. Не довольствуясь обычной руганью в адрес политических противников, Каллендер начал изучать их биографии. Результат не заставил себя ждать. Вскоре ему удалось найти и опубликовать сенсационную новость: лидер враждебной партии, почтенный отец семейства Гамильтон за счет своего министерства содержит любовницу' Новость потрясла Америку, и в атмосфере назревавшего скандала Каллендер чувствовал себя, как рыба в воде. Вопреки советам друзей и элементарной осторожности Гамильтон опубликовал ответ Каллендеру, в котором излагалась вся правда деньги министерства выплачивались любовнице не добровольно, а по причине шантажа. Расчет Гамильтона на то, что его страстная исповедь вызовет симпатии сограждан, не оправдался. Напротив, в выигрыше оказался Каллендер, так как его информация подтвердилась из первых рук. На политической карьере Гамильтона можно было поставить крест. Чтобы защититься от нападок прессы, правительство федералистов провело в 1798 г. через Конгресс законы, согласно которым клевета на президента или Конгресс каралась большим штрафом и тюремным заключением на срок до пяти лет. Но само понятие клеветы на практике могло трактоваться весьма широко и включать в себя любую критику в адрес правительства. Так, например, журналисту Томасу Куперу, назвавшему президента Адамса некомпетентным, на суде было предложено доказать, что президент не в состоянии справиться с обязанностями, в противном случае его заявление признавалось клеветой. Доводы Купера не убедили суд, журналист был оштрафован и отправлен в тюрьму. В первые месяцы действия закона было арестовано 25 человек, из которых 10 признаны виновными Семеро лиц, признанных виновными, были журналистами. В их число входил и Каллендер, сильно досадивший правительству своими нападками. Однако новый закон все же не повис дамокловым мечом над американской прессой, а скорее сыграл роль бумеранга, вызвал всеобщее возмущение. Известны и анекдотические примеры судебных процессов. Во время салюта в честь президента Адамса один фермер с грубоватой прямотой сказал «Они стреляют ему в зад» За столь крамольное высказывание он попал под суд, и дело, как и следовало ожидать, получило широкую огласку. Газетам этот процесс позволил «участливо» просклонять зад президента на своих страницах. Непопулярные законы были одной из причин поражения федералистов на очередных выборах. В 1800 г президентом США был избран республиканец Джефферсон, прекративший аресты и выпустивший из тюрем осужденных. Новому президенту пришлось сполна испытать на себе всю горечь унижения своего предшественника. Федералистская пресса обрушилась на него с той же яростью, с какой в прошлом республиканская нападала на Адамса. Помилованный Джефферсоном Каллендер сразу же начал изучать прошлое своего освободителя Поиски опять увенчались успехом: выяснилось, что у нового президента имеется наложница-мулатка. Верный своему правилу делать личное общим достоянием, Каллендер незамедлительно опубликовал эту новость. Однако Джефферсон — как ни велик был соблазн — не возобновил массовые гонения на печать. Его убеждения в необходимости свободы слова любой ценой остались незыблемы. Сам он в 1802 г. заявлял, что готов защищать даже право на ложь, так как народ в конечном итоге сможет отличить ее от правды. Весьма любопытно его высказывание, сделанное несколько ранее: «Если бы пришлось выбирать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я без колебаний выбрал бы последнее». Выдающийся человек своего времени, Джефферсон является не только одним из основателей либертарной концепции свободы печати, базирующейся на принципах либерализма. В приведенном выше высказывании звучит не только идея свободы печати, но и приверженность либеральной программе слабого правительства, опоры на частную инициативу и твердый индивидуализм. С приходом в 1800 г. республиканцев к власти эти идеи восторжествовали и стали лейтмотивом развития американского общества в течение всего XIX в.
К началу XIX в. в журналистике США произошли значительные перемены. Главная из них состояла в окончании периода «персонального журнализма». Теперь издание газеты становится делом целого коллектива журналистов различных специальностей. В течение следующих десятилетий происходит постепенное разделение функций издателя и- главного редактора. Главным редактором становится, как правило, сотрудник по найму, а издателем — состоятельный человек или компания. Изменяется система сбора информации. Если раньше газеты вынуждены были довольствоваться слухами, информацией из других газет, другими, по сути дела, случайными источниками, то в начале XIX в. они пользуются услугами своих репортеров и специальных корреспондентов, в том числе европейских. Журналисты стремились ускорить и доставку новостей в издательство. Для этой цели чаще всего пользовались почтовыми голубями, а не обычной почтой, хотя и надежной, но не слишком торопливой. Самые богатые и влиятельные газеты могли позволить себе раскошелиться на быстроходные шхуны и конные эстафеты между крупными городами для скорейшей доставки новостей. К началу XIX в. во всех основных центрах атлантического побережья главную роль в информировании населения по каналам журналистики взяли на себя ежедневные газеты. Обычно ежедневная газета выходила на четырех страницах. В середине XIX в. стали появляться восьмиполосные ежедневные газеты. При резко увеличившемся формате количество столбцов на странице возросло до четырех-пяти. Первую и последнюю страницы, то есть почти половину объема газеты, обычно занимала реклама, состоявшая из небольших объявлений по нескольку строчек каждое. В одном столбце могло поместиться примерно 10—15 таких объявлений, стоивших рекламодателям в среднем по 40— 50 центов. Размещение иллюстрированных объявлений большого размера в те времена не практиковалось. Рекламировались чаще всего товары, корабельные транспортные услуги, театральные постановки. Среди новых типов рекламы следует отметить рекламу бирж и страховых компаний. В 1841 г. Волни Палмер и Джон Хупер создали первое в Америке рекламное агентство. Их примеру последовали другие. Поначалу деятельность рекламных агентств ограничивалась посредничеством между рекламодателями и печатными изданиями. Вторую и третью полосы занимали информационные и аналитические материалы, часто объединявшиеся в рубрики. Макет газеты за столетие почти не изменился: как и в начале XVIII в., материалы печатались в вертикальной последовательности, из столбца в столбец, что по-прежнему исключало возможность броских заголовков, по длине выходящих за рамки одного столбца. Журналистика США с самого начала развивалась децентрализованно. Местная пресса всегда играла в ней ключевую роль. Однако наиболее важным экономическим, культурным и журналистским центром страны с начала XIX в. становится Нью-Йорк. Этот стремительно растущий город с 200-тысячным населением в 1830-е годы, многочисленными банками, офисами, театрами и издательствами играл роль экспериментальной лаборатории, где опробовалось все новое в журналистике, что впоследствии перенималось издателями других городов. Среди наиболее влиятельных нью-йоркских ежедневных газет следует назвать «Джорнэл оф Коммерс», основанную в 1827 г. Начало издания было неудачным, но дела пошли на поправку, когда оно было перекуплено компанией нью-йоркских купцов. «Джорнэл оф Коммерс» стала влиятельной финансово-экономической газетой в быстро растущем центре американского бизнеса. Именно эта газета впервые приобрела быстроходную шхуну и в 1833 г. организовала первую конную эстафету Филадельфия—Нью-Йорк. Немалым влиянием в Нью-Йорке пользовалась газета «Курьер энд Инкуаэрер», возникшая в 1827 г. в результате слияния двух газет. Ее издатель Джемс Уэбб, был известен отвагой и решительностью. В юности он бежал из родительского дома, чтобы поступить в армию, откуда впоследствии был уволен за многочисленные дуэли. В журналистике он также проявлял агрессивные наклонности, нередко выясняя отношения с конкурентами с помощью кулаков. Уэбб смело шел на новшества. Он одним из первых стал размещать важную информацию на первой странице, заменяя ею рекламу. Для оперативного сбора информации газета держала целую небольшую эскадру шхун и лодок, а также ежедневную конную курьерскую службу Вашингтон—Нью-Йорк. По мере развития ежедневной прессы информационные функции еженедельных газет постепенно отходят на второй план, уступая первое место анализу. Наиболее распространенными жанрами еженедельников того времени были памфлет, эссе, письмо. Появляются новые жанры - литературная и театральная рецензия, аналитическое обозрение, возникшее из заметок, объединенных рубриками. По объему еженедельные газеты обычно превосходили ежедневные. Важный шаг в развитии еженедельников был сделан с появлением воскресных газет. По примеру английских воскресных газет в Нью-Йорке в 1809 г. стала выходить «Нью-Йорк Обсервер». Издание сразу же встретило сильное сопротивление церкви, усмотревшей в нем нарушение религиозного праздника. Однако издателей Вильяма Эллиота и Джемса Крисси больше волновал успех не на том, а на этом свете - воскресенье было оптимальным днем для чтения прессы, поскольку в будни после работы это занятие было затруднено плохим освещением. В качестве оправдания издатели выдвигали тот довод, что выпуск готовился не в воскресенье, а в субботу. Их пример оказался заразительным, и к 1823 г. в США выходило уже пять воскресных газет: четыре в Нью-Йорке и одна в Филадельфии. Тиражи газет были пока еще очень невелики. Самые влиятельные газеты выходили тиражом 3—4 тыс. экземпляров. Сказывалась узость аудитории, состоявшей почти исключительно из состоятельных, образованных людей. Основной массе населения пресса была недоступна как по цене, так и по содержанию Американская журналистика начала XIX в. имела огромный резерв потенциальных читателей Для того, чтобы задействовать этот резерв, она сама должна была пройти определенную ступень в своем развитии. В историческом плане эта ступень соответствует эпохе промышленного переворота
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |