Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антинаркотическая настороженность, антинаркогенные установки, антинаркогенный контроль в работе социального педагога и родителей




Антинаркотические барьеры — преграды (препятствия) на пути начала и продолжения поцесса наркотизации. Они бывают двух типов: внешние (общественные) и внутренние (личностные). Внешние антинаркотические барьеры — понимание человеком незаконности оборота наркотиков и опасение санкций в случае участия в этом обороте (в форме потребления, изготовления или распространения). Внутренние антинаркотические барьеры — твердое понимание сущности наркотизма и гибельности потребления наркогенных веществ в сочетании с умением противостоять наркогенному давлению среды. Это недоверие к утверждениям о приятно­сти и безвредности наркотиков; способность противостоятьпредложениям или принуждению испробовать тот или иной из их числа или вообще неизвестное вещество; стремление избегать общения с потребителями наркотических веществ;способность достигать душевного равновесия способами, со­вместимыми со здоровым образом жизни, без помощи ка­кой-либо «химии».

Антинаркогенное (вариант — антинаркотическое) воспита­ние — систематическое воздействие родителей и учителей на эмоции, волю, нравственность ребенка (подростка) с целью формирования у него устойчивых антинаркотических барье­ров, воспитание его в духе здорового образа жизни.

Антинаркотическая пропаганда — совокупность материа­лов антинаркотического характера и способов их трансля­ции массовому читателю, слушателю, зрителю в интересах преодоления наркотизма как общественного явления.

приобщение к наркомании происходит в тот самый период жизни, когда ребенок находится в пределах компетенции учителя и родителей. И поэтому проблема предупреждения наркомании — это, прежде всего, их проблема. Другие участники антинаркотической деятельности — медики и работники правоохранительных органов — реально способны принять участие в ее решении только на последующих (вслед за приобщением к наркотикам) этапах наркомании, поскольку они занимаются последствиями приобщения. При этом медики занимаются лечением, а работники правоохранительных органов — пресечением незаконного оборота наркотиков и связанными с их потреблением правонарушениями.

По существу, воздействие на наркоманию как общественное явление наиболее экономичным для общества и наиболее эффективным может быть именно через учителя и родителей. Но возложение на учителя обязанностей антинаркотической деятельности должно быть не еще одной, дополнительной ко множеству других, нагрузкой, а функцией, для осуществления которой государство создает ему благоприятные условия. Без повышения общественного и материального положения учителя трудно требовать от него эффективного противодействия наркотизму, хотя, кроме него, эту задачу в обществе не сможет решить никто. Так что если в обществе действительно есть политическая воля к преодолению наркомании, начинать надо с повышения статуса учителя, поднятия уровня его компетенции в вопросах наркотизма и организации его антинаркотической деятельности. Многие учителя и руководители школ в настоящее время наркомании как бы «не замечают», и лишь какое-либо из ряда вон выходящее событие в школе заставляет их хоть обратить внимание на эту проблему. То это случай самоубийства кого-либо из учащихся, то выяснение факта, что учащиеся давно уже устраивают «наркотические вечеринки», то случаи, когда учащиеся разных классов угощают друг друга какими-то одурманивающими пилюлями. Иногда буквально целые классы «коллективно» становятся на путь одурманивания. И все это — вне поля внимания учителей.

В-третьих, учитель должен обладать антинаркотической настороженностью, т. е. он должен уметь оценивать те или иные моменты поведения учащегося с точки зрения возможного приобщения к наркотикам. Он должен четко улавливать любые признаки необычности в выражении лица, поведении, настроении, манерах учащихся, темах случайно услышанных разговоров, во внешнем виде. Это может быть и чрезмерная оживленность (время от времени), и периоды пониженного настроения, пассивности, отключенности от происходящего на уроке. Сюда же относится и способность обратить внимание на изменения характера направленности интересов и круга общения подростков. Настораживать должны и факты, когда к кому-либо из учащихся в школу начинают приходить посторонние люди. Каждый из таких моментов требует пояснения. Антинаркотическая настороженность учащихся и текущий антинаркотический контроль со стороны учителя должны подкрепляться антинаркотической ответственностью — небезразличием. Все отмеченное следует уметь своевременно распознать не только у учащихся своего класса, но у любого из учеников школы в различных ситуациях.

Важно обращать внимание на изменения, которые, возможно, происходят в классе после прихода в него нового ученика. Если что-то изменилось, следует обязательно выяснить: что именно? Иногда он может оказаться наркотическим лидером класса и начать вовлечение в потребление наркотиков многих из числа своих одноклассников. Таких случаев немало. Заслуживает внимания и появление в классе каких-либо новых группировок, когда учащиеся на переменах с какого-то периода начали держаться группой в стороне от прочих и постоянно что-то обсуждать.

Необходимо четко знать, что до недавнего времени школьные туалеты были «дикой территорией». Там малышей издавна приобщали к курению, а теперь — вполне возможно — приобщают к наркотикам. Школьные туалеты давно уже превратились из места, куда заходят на короткое время в связи с физиологической потребностью, в «клубы по интересам», с направленностью, вредной для педагогического процесса. Так что следить необходимо не только за их санитарным состоянием.

Наркомания отличается от других заболеваний тем, что при ней нет процессов, которые вели бы к выздоровлению. Напротив, в ходе ее все более закрепляются механизмы, способствующие ее дальнейшему развитию. Формирование этого заболевания происходит буквально у всех на глазах и по существу имеет общественный характер не только в силу его социальной значимости и опасности, но и потому, что наркотическое заражение происходит почти всегда в процессе общения. По сути дела, наркомания весьма успешно эксплуатирует эту сторону человеческой деятельности, подчиняя ее своей природе.

Необходимо единство позиций всего педагогического коллектива в отношении любых проявлений наркотизма, и в первую очередь наркомании, и тем более если речь идет об употреблении веществ этого плана учащимися данной школы. Здесь велика роль руководства школы, которое должно формировать у всех учителей твердые антинаркотические установки, антинаркотическую бдительность, антинаркотическую ответственность. По существу, все это профессиональные требования к учителю и его профессиональный долг.

При общении с учащимися необходимо оценивать степень их информированности в отношении губительности потребления наркогенных веществ, правильности понимания ими наркомании как тяжелого психического заболевания, которое способно распространяться подобно инфекции. Необходимо оценивать также, не подвергаются ли учащиеся давлению с чьей-либо стороны в пользу потребления наркогенных веществ. Необходимо обращать особое внимание на возможных наркогенных лидеров класса, вести с ними отдельную работу. Следует также находить учащихся с твердыми антинаркогенными настроениями и взглядами и всячески поддерживать их авторитет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.