Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевая КПВ представлена производством товара у - 50 ед., а товара х - 15 ед




Согласны ли вы с таким высказыванием: «Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей трактуется неверно. В действительности ресурсы безграничны, поскольку бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности, наоборот, ограничены, так как существуют физические пределы их удовлетворения». Аргументируйте свои рассуждения.

Отобразите графически прямую и обратную, линейную и нелинейную зависимости экономических явлений и процессов. Прокомментируйте выводы.

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Научная, философская и религиозная картины мира.

ВОПРОС 40

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

 

Например: Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величинойспроса.

Закон предложения выражает прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара.

При рассмотрении зависимости экономических показателей на основе реальных статистических данных с использованием аппарата теории вероятности и математической статистики можно сделать выводы, что линейные зависимости встречаются не так часто. Линейные зависимости рассматриваются лишь как частный случай для удобства и наглядности рассмотрения протекаемого экономического процесса. Чаще встречаются модели которые отражают экономические процессы в виде нелинейной зависимости. Если между экономическими явлениями существуют не­линейные соотношения, то они выражаются с помощью со­ответствующих нелинейных функций.

7)Отобразите графически прямую и обратную, линейную и нелинейную зависимости экономических явлений и процессов. Прокомментируйте выводы. Графики — это изображение зависимости между двумя и более переменными. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами. Причем одни из них выступают как независимые, а другие — как зависимые переменные. Графически прямая зависимость изображается в виде восходящей линии (слева направо и снизу вверх) в рамках осей координат. Обратная связь предстает в виде нисходящей линии (сверху вниз и слева направо). Выбор осей координат для зависимых и независимых переменных осуществляется произвольно, руководствуясь принципом удобства и лучшей наглядности, т.е. здесь нет строгих требований. Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями — вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X). Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него —). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению — кривая Филлипса,).

8)В своей книге «Богатство народов» А. Смит поставил вопрос: «Почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит так дорого?» Попытайтесь дать ответ на этот вопрос. Ответ на этот вопрос можно объяснить первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах. Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги. Однако с точки зрения классической политической экономии цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.

9)На решение каких фундаментальных вопросов экономики оказывает влияние государственная политика, предусматривающая: введение закона о минимальной заработной плате; введение прогрессивного налогообложения, которое уменьшит покупательную способность богатых слоев населения; строительство новой шоссейной дороги, освобожденной от уплаты налогов. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства. Государство широко использует налоговую политику, в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта ВВП в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

10. Должны ли права собственности распространяться только на материальные объекты (ресурсы, ценности) или они применимы и к физически неосязаемым условиям (факторам), например таким, как электромагнитные волны, воздух, космическое пространство? Каким образом права собственности связаны с реформированием экономики Республики Казахстан? Право собственности, как правило, рассматривается в цивилистике как абсолютное право, при этом право вещное, право, оформляющее и закрепляющее принадлежность определенному лицу вещей(материальных). Так, например, В.А. Дозорцев прямо указывает, «что объектом права собственности могут быть только материальные вещи, ограниченные в пространстве»; «объектами субъективного права собственности могут быть только индивидуально определенные вещи». В подтверждение приводятся также ссылки на ряд норм действующего Гражданского кодекса, содержащихся в разделе о собственности, которые могут относиться только к материальным объектам. Следует отметить, что многие ценности, рассматриваемые в современном обороте как товар, с большим трудом можно обозначить как материальные(например различные виды энергии) На практике встречается ситуация, когда жители первого этажа городского дома возмущаются тем, что под их окнами паркуются автомобили, отсюда постоянный шум и запах бензина. Жители разбивают цветники и начинают возводить заграждения, а владельцы автомобилей постоянно их разрушают. Как может быть разрешена эта конфликтная ситуация и имеет ли она отношение к проблеме собственности?

12. Определите, какой «пучок» прав собственности реализуется в названных ниже ситуациях:

12.1. Иванов купил автомобиль и совершает в нем поездку на дачу (г)

12.2. фирма сдала часть производственных мощностей в аренду (ж)

12.3. фермер купил участок сельхозугодий, на котором вырастил урожай свеклы и продал ее сахарному заводу (в)

12.4. предприниматель Садыков купил у другого предпринимателя два небольших офиса. Один офис он ликвидировал, а другой реконструировал и расширил (в)

12.5. гражданин Ахметов завещал собственную квартиру своим детям (г)

12.6. суд вынес решение взыскать у предпринимателя Карлина за неуплату долгов действующее оборудование (в,ж)

12.7. гражданин обратился в милицию в связи с кражей имущества из квартиры (а)

12.8. госпредприятие проложило через садовый участок частного лица автомобильную дорогу. Хозяину при этом не была выплачена компенсация за вырубку деревьев.(а)

12.9. хозяин автомобиля не пользуется им для поездок, а держит на стоянке. Воспользоваться автомобилем не позволяет даже родственникам (г)

12.10. человек обрабатывает полученный в собственность земельный участок и не намерен продавать его в будущем (в)

12.11.суд наложил штраф на фирму в связи со сбросом в реку и распоряжения неочищенных стоков (б)

а) нарушение прав собственности

б) запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания

в) права владения, пользования, управления, распоряжения и права на доход

г) права владения, пользования, управления, распоряжения

д) право пользования

е) права владения, распоряжения и пользования

ж) ответственность в виде взыскания

з) право распоряжения

и) нарушение прав собственности

к) право владения и распоряжения

л) право владения

14. Почему современное понимание термина «производство» предполагает использование термина «общественное» - общественное производство? Разве понятие производства как такового недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных фондов производства? Производство-это целесообразная деятельность людей,направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторыпроизводства:труд, капитал,земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ,удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом,для понимания закономерностей процесся производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей,блага и факторов производства. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности,или нужды,которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность). Разве понятия производства как таково не достаточно для того,чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том,что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства,а в обществе,в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер,полагая что он действует абсолютно независимо, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Традиционное понимание общественного богатства,восходящее к основоположникам классической школы,характеризует его как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Чтобы раскрыть это понятие более полно, необходимо рассмотреть факторы производства. В политической экономии существует 2 подхода: неоклассический и марксистский. Неоклассики считали, что существует четыре производственных фактора. Это капитал, труд, земля и рабочая сила. Представители марксистской теории — что процесс производства в первую очередь является процессом труда, который осуществляется под влиянием той или иной общественной формации.

15. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей трактуется неверно. В действительности ресурсы безграничны, поскольку бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности, наоборот, ограничены, так как существуют физические пределы их удовлетворения». Аргументируйте свои рассуждения. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно - технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти). Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.Ограниченность ресурсов относительно друг друга характеризуется категорией редкости, а ограниченность относительно потребностей в них - категорией недостаточности. Поэтому, если пытаться одновременно удовлетворить все потребности людей, можно столкнуться с абсолютной непреодолимой ограниченностью ресурсов. Если же ограничить круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной. Любое экономическое действие, направленное на удовлетворение потребностей, означает выбор этих потребностей, одной или нескольких из всех возможных и подлежащих удовлетворению в данный момент. Следовательно, это превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную.

17. Представим миниэкономику с шестью работниками, каждый из которых может произвести в день либо 4 торта, либо 3 сорочки:

а) изобразите график производственных возможностей такой экономики;

б) сосчитайте, сколько тортов могло бы получить общество, если бы оно готово было обходиться без сорочек;

в) укажите (отметьте) точки на графике кривой производственных возможностей, соответствующие неэффективным методам производства;

г) объясните, почему точки внутри кривой производственных возможностей, являются неэффективными. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации) (Production possibility curve) — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой. Точка M внутри кривой производственных возможностей означает неполное использование ресурсов. Точка N вне кривой недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии.

 

18. Предположим, что на каком-то предприятии (х) производятся только два товара - пылесосы и кухонные комбайны. Варианты производственных комбинаций приведены в табл.18.1:

Таблица 18.1.

Варианты выбора A B C D E

пылесосы 1000 900 750 550 0

кухонные комбайны 0 100 200 300 400

Начертите кривую производственных возможностей:

а) определите на графике точки К (пылесосы - 800 шт.) и L (кухонные комбайны - 200 шт.). Охарактеризуют эти точки;

б) отыщите альтернативные издержки и проанализируйте их.

Отобразите графически, как изменится КПВ, если:

а) использование новых технологий позволит увеличить дополнительно выпуск товара у до 60 ед.;

б) вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить выпуск товара х до 25 ед.;

в) эти процессы произойдут одновременно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.