КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выпуск шестой
НАЧАЛО XX ВЕКА — СЕРЕДИНА XX ВЕКА ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ ПЛАН 1. Тема кохання в романі Шолом-Алейхема «Пісня над піснями», ідея нездійснення мрії про ідеальне кохання. 2. Композиція роману Шолом-Алейхема «Пісня надпіснями» особливості оповіді. Співвідношення епічного та ліричного у творі. 3. Шолом-Алейхем і Україна, його місце у світовій літературі. Роль роману у художньому доробку письменника.
Завдання: З’ясуйте принципи творення характерів головних персонажів. Література 1. Серебряный И.А. Шолом-Алейхем и народное творчество.- М., 1959. 2. Рубина Р. Шолом-Алейхем. Критико-биографический очерк // Шолом-Алейхем. собр. соч. В 6-ти т. – Т. 1. – М., 1959. – С. 5-11. 3. Правура Л. Вічні цінності у романі Шолом-Алейхема «Пісня над піснями». – 11 кл. // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2001. - №1. – С.9-12. Барабанщиков З.П. «Пісня над піснями» - невичерпне творче джерело: порівняльний аналіз біблійного тексту // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 1998. - №5. – С.19-21
Учебник для музыкальных вузов
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского Всероссийский научно-исследовательский институт искусствознания Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры России в качестве учебника для музыкальных вузов Редактор В. В. Смирнов Издательство «Композитор» • Санкт-Петербург • 2001 ББК 85. 313(3) И 90 Авторы учебника: С.Н.БОГОЯВЛЕНСКИЙ. Музыка Италии; Отторино Респиги; Ильдебрандо Пиццетти; Джан Франческо Малипьеро Н.И.ДЕГТЯРЕВА. Музыка Австрии; Неовенская оперетта; Музыка Германии (с использованием фрагментов текста И. В.Нестьева в разделе «Социально ангажированное искусство») А. К. КЕНИГСБЕРГ. Карл Орф Л.Г.КОВНАЦКАЯ. Музыка Англии; Бенджамин Бриттен Р.Х.ЛАУЛ. Арнольд Шёнберг; Альбан Берг; Антон Веберн И.В.НЕСТЬЕВ. Курт Вайль; Ханс Эйслер; частично раздел «Социально ангажированное искусство» в очерке «Музыка Германии» В.В.СМИРНОВ. Введение; Игорь Федорович Стравинский И.С.ФЕДОСЕЕВ. Пауль Хиндемит Г. Т. ФИЛЕНКО. Музыка Франции; Альбер Руссель; Артюр Онеггер; Дариюс Мийо; Франсис Пуленк Редакционная коллегия: Т. Э. ЦЫТОВИЧ, С.Н.БОГОЯВЛЕНСКИЙ, И.В.НЕСТЬЕВ, Г.Т.ФИЛЕНКО, В.В.СМИРНОВ. Н.И.ДЕГТЯРЕВА Составление и общая редакция В.В.СМИРНОВА 4905000000-12 И––––––––––- без объявл. 082(02)-99 ISBN 5-7379-0066-5 © С. Богоявленский, 1984, 1999 (с изменениями) © Н. Дегтярева, 1999 © А. Кенигсберг, 1999 © Л. Ковнацкая, 1999 © Р. Лаул, 1999 © И. Нестьев, 1999 © В. Смирнов, 1999 © И. Федосеев, 1999 © Г. Филенко, 1984, 1999 (с изменениями) © Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), 1999
От редактора-составителя. 9 Введение. 10 МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ПЕРИОД МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.. 10 ОБЩИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.. 10 ГЛАВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.. 11 ИСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СТИЛЯ.. 15 ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ.. 16 ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ (1882—1971) 21 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 22 СТИЛЬ. 26 Поздний период (1953—1968), 30 ОБЗОР ЖАНРОВ ТВОРЧЕСТВА.. 30 БАЛЕТЫ.. 32 1. 32 2. 33 3. 33 4. 34 5. 36 ОПЕРЫ.. 37 6. 38 7. 40 ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СМЕШАННЫХ ЖАНРОВ.. 42 8. 43 9. 43 КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 44 ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 45 Requiem canticles. 48 10. 49 СИМФОНИИ.. 49 КОНЦЕРТЫ.. 51 11. 53 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ.. 53 12а. 53 12б. 54 ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 54 Piano Rag Music (1919) 55 Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921) 55 13. 55 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ... 56 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ.. 58 Оперы.. 58 Балеты (всего 10) 58 Музыкально-театральныe произведения смешанных жанров. 58 Произведения для оркестра. 59 Концерты. Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 59 Вокально-симфонические произведения. 59 Произведения для голоса в сопровождении фортепиано, инструментального ансамбля, оркестра, а также хора 59 Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных) 59 Фортепианные произведения. 59 Редакции, обработки, инструментовки. 60 Литературные произведения1. 60 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 60 МУЗЫКА ФРАНЦИИ.. 60 ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 1900—1920-х ГОДОВ.. 60 ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ 20-Х ГОДОВ.. 61 30-е ГОДЫ И ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 66 АЛЬБЕР РУССЕЛЬ (1869—1937) 67 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 67 14. 69 15. 69 16. 70 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 71 Произведения для музыкального театра. 71 Оркестровые и вокально-симфонические произведения. 71 Концерты.. 71 Камерно-инструментальные произведения. 71 Хоры, песни, музыка к драматическим спектаклям, 72 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 72 АРТЮР ОНЕГГЕР (1892—1955) 72 ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 72 17. 74 МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-х ГОДОВ.. 74 18. 75 ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСТВА 20—30-х ГОДОВ. СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 78 Симфоническая пьеса «Пасифик - 231» (1924) 79 19. 79 Первая симфония (1930) 80 ОРАТОРИИ 30-х ГОДОВ.. 81 20. 84 21. 85 22. 87 СИМФОНИИ И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 40—50-х ГОДОВ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.. 91 23. 93 Третья симфония (1946) 94 24. 95 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 97 Музыкально-драматические произведения с пением. Оперы.. 97 Оперетты.. 97 Балеты (всего 17) 98 Произведения для оркестра. 98 Концерты.. 98 Кантатно-ораториальные произведения. 98 Камерно-инструментальные произведения. 98 Произведения для клавишных инструментов. 98 Романсы и песни для голоса и фортепиано. 98 Музыка к драматическим спектаклям (всего около 30 постановок) 99 Музыка более чем к 40 кинофильмам, в том числе: 99 Литературные произведения. 99 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 99 ДАРИЮС МИЙО (1892—1974) 99 ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 99 25. 102 БАЛЕТЫ И ОПЕРЫ 20—30-х ГОДОВ. КАНТАТЫ И ОРКЕСТРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 30—60-х ГОДОВ.. 102 ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.. 106 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 107 Оперы (всего 16) 107 Балеты (всего 13) 107 Произведения для оркестра 12 симфоний (1939—1961), в том числе. 107 Произведения для солирующих инструментов с оркестром или камерным ансамблем (всего более 30) 108 Кантаты. Вокально-симфонические произведения. 108 Камерно-инструментальные произведения (кроме фортепианных) 108 Фортепианные произведения. 108 Камерно-вокальные произведения. 109 Музыка к драматическим спектаклям.. 109 Музыка к радиопостановкам и кинофильмам.. 109 Литературные произведения. 109 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 109 ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899—1963) 109 ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. ТВОРЧЕСТВО 10—20-х ГОДОВ.. 109 26. 111 ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСТВА 30-х ГОДОВ.. 111 ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.. 113 27. 114 28. 115 ОПЕРЫ, ДУХОВНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 40—60-х ГОДОВ.. 116 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 117 Оперы.. 117 Балеты.. 117 Симфонические произведения. 118 Кантатно-ораториальные произведения. 118 Инструментальные ансамбли. 118 Фортепианные произведения. 118 Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella. 118 Произведения для голоса и камерного ансамбля. 118 Произведения для голоса и фортепиано. 118 Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.. 118 Литературные произведения. 118 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 119 МУЗЫКА ИТАЛИИ.. 119 ОТТОРИНО РЕСПИГИ (1879—1936) 122 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 122 29. 125 30. 128 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 131 Опеpы (всего 9) 131 Балеты (всего 5) 131 Произведения для оркестра. 132 Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 132 Вокально-симфонические произведения. 132 Камерно-инструментальные произведения. 132 Романсы и песни. 132 Обработки и инструментовки. 132 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 132 ИЛЬДЕБРАНДО ПИЦЦЕТТИ (1880—1968) 132 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 132 31. 134 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 135 Оперы (всего 16)1. 135 Балеты.. 136 Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 136 Вокально-симфонические произведения. 136 Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella. 136 Камерно-инструментальные произведения. 136 Камерно-вокальные произведения. 136 Музыка к драматическим спектаклям.. 136 Литературные произведения. 137 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 137 ДЖАН ФРАНЧЕСКО МАЛИПЬЕРО (1882—1973) 137 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 137 СИМФОНИЧЕСКИЕ И КАМЕРНЫЕ ЖАНРЫ ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА.. 139 СИМФОНИЧЕСКИЕ И КАМЕРНЫЕ ЖАНРЫ ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА.. 140 МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХОРЫ.. 141 32. 142 33. 144 Среди светских хоровых произведений Малипьеро. 148 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 149 Оперы (всего 34) 1. 149 Балеты.. 149 Симфонии (всего 17) 149 Сюиты и одночастные произведения для оркестра. 149 Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 150 Кантатно-ораториальные произведения. 150 Камерно-инструментальные произведения. 150 Камерно-вокальные произведения. 150 Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.. 150 Обработки. 150 Редакция. 151 Литературные произведения (всего 17 книг и множество статей) 151 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 151 АЛЬФРЕДО КАЗЕЛЛА (1883—1947) 151 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 151 34. 154 35. 156 ЭСТЕТИКА И ЧЕРТЫ СТИЛЯ.. 158 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 160 Оперы.. 160 Балет ы.. 160 Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 160 Вокальные и кантатно-ораториальные произведения. 161 Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных) 161 Фортепианные произведения. 161 Транскрипции. 161 Расшифровки и редакции. 161 Литературные произведения. 161 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 161 МУЗЫКА АВСТРИИ.. 161 ПУТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВСТРИИ.. 161 ТЕНДЕНЦИИ АВСТРИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX ВЕКА.. 162 ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ 10—20-х ГОДОВ.. 164 ТЕЧЕНИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ, ПОСТРОМАНТИЗМ, НЕОБАРОККО. НЕОВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА.. 167 Франц Шрекер (1878—1934) 168 Александер фон Цемлинский (1871—1942) 169 Эрнст Кшенек (1900—1991) 170 Эгон Веллес (1885—1974) 171 Йозеф Маркс (1882—1964) 171 Франц Шмидт (1874—1939) 172 Иоганн Непомук Давид (1895—1977) 172 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. 173 Гвидо Адлер (1855—1941) 174 АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ (1874—1951) 174 РАННИЕ ГОДЫ. ТОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА.. 174 36. 176 37 а, б, в, г. 176 АТОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 179 38. 180 39 а, б, в, г, д, е, ж, з, и. 181 40. 184 ПУТЬ К ДВЕНАДЦАТИТОНОВОЙ ТЕХНИКЕ. ДОДЕКАФОННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-Х ГОДОВ.. 185 41. 187 42. 188 МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20—30-х ГОДОВ. ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ. ТВОРЧЕСТВО 30-40-х ГОДОВ.. 189 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 191 Оперы.. 191 Произведения для оркестра. 191 Концерты.. 191 Вокально-симфонические произведения. 191 Инструментальные ансамбли. 191 Фортепианные произведения. 191 Произведения для хора a cappella. 191 Камерно-вокальные произведения. 191 Литературные произведения, музыкально-теоретические труды и учебные пособия. 192 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 192 АЛЬБАН БЕРГ (1885—1935) 192 ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 192 ОПЕРА «ВОЦЦЕК». 194 43. 195 44. 195 45. 195 46. Sehr langsam, aber mit bewegtem Ausdruck. 196 47. 197 48. 197 49. 198 50. 198 51. 198 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20—30-х ГОДОВ. ОПЕРА «ЛУЛУ». 200 Камерный концерт (1925) 200 52. 201 53. 202 54. 204 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 205 Оперы.. 205 Произведения для оркестра и для голоса с оркестром.. 205 Концерты.. 205 Камерно-инструментальные произведения. 205 Камерно-вокальные произведения. 205 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 205 АНТОН ВЕБЕРН (1883—1945) 206 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА.. 206 Первый, тональный период. 206 55. 207 56. 208 57. 209 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 211 Произведения для оркестра. 211 Инструментальные ансамбли. 211 Фортепианные произведения. 211 Произведения для хора. 211 Камерно-вокальные произведения. 211 Транскрипции. 211 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 211 НЕОВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА.. 212 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 212 58. И. Кальман. «Баядера», акт 2. Дуэт Раджами и Одетты. Tempo di Valse Boston (lento) 213 59. И. Кальман. «Княгиня чардаша», акт 2. Дуэт Сильвы и Эдвина. 214 60. Ф. Легар. «Княжеское дитя», акт I. Ария Мари-Энн. Valse moderato. 214 61. Ф. Легар. «Цыганская любовь», акт I. 214 62. И. Кальман. «Княгиня чардаша», акт 1. Свадебный танец (парафраза Свадебного марша Мендельсона). Langsamer Csardas (Allegretto) 215 63. И. Кальман. «Княгиня чардаша», акт 1. Дуэт Сильвы и Эдвина. Sehr langsam.. 215 64. И. Кальман. «Герцогиня из Чикаго», акт 1. Ария Мэри. 215 65. И. Кальман. «Баядера», акт 2. Песня Мариэтты.. 216 66. И. Кальман. «Баядера», акт 3. Шимми-дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа. 216 67. И. Кальман. «Фиалка Монмартра», акт 2. Песня Нинон. 217 ФЕРЕНЦ ЛЕГАР (1870—1948) 218 ИМРЕ КАЛЬМАН (1882—1953) 219 СПИСОК ОСНОВНЫХ ОПЕРЕТТ ЛЕГАРА.. 221 СПИСОК ОСНОВНЫХ ОПЕРЕТТ КАЛЬМАНА (всего более 20) 221 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 221 МУЗЫКА ГЕРМАНИИ.. 221 ПУТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ.. 221 ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ИСКУССТВА: ЭКСПРЕССИОНИЗМ, «НОВАЯ ДЕЛОВИТОСТЬ», НЕОКЛАССИЦИЗМ... 222 СОЦИАЛЬНО АНГАЖИРОВАННОЕ ИСКУССТВО.. 225 МНОГООБРАЗИЕ ТЕНДЕНЦИЙ В МУЗЫКЕ. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО.. 227 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. 229 ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ (1895—1963) 230 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 231 ЭСТЕТИКА. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. СТИЛЬ. 234 68. 237 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА.. 238 СИМФОНИИ И КОНЦЕРТЫ.. 245 69. 246 70. 246 71. 246 72. 247 73. 248 74. 248 76. 249 77. 249 78. 250 79. 252 80. 252 81. 252 ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ.. 253 82. 255 83. 255 84. 255 85. 257 86. 257 87. 257 88. 257 КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХОРЫ.. 259 89. Leicht wiegende Viertel. Durchweg sehr zart und ichlicht 259 90. 260 91. 260 Оратория «Беспрерывное». 261 92. 261 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 263 Оперы (всего 9) 1. 263 Балеты.. 263 Пьесы с музыкой. 263 Произведения для солирующих инструментов с оркестром или ансамблем.. 263 Кантатно-ораториальные произведения. 264 Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных) 264 Фортепианные произведения. 264 Сонаты для одноголосного инструмента и фортепиано (всего 22) 264 Сонаты для инструментов соло (кроме фортепианных; всего 12) 264 Камерно-вокальные произведения (всего около 100 песен) 265 Литературные произведения и музыкально-теоретические труды.. 265 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 265 Курт ВАЙЛЬ (1900—1950) 265 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 266 ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.. 270 93. 272 94. 273 95. 274 96. 275 97. 275 98. 276 99. 277 100. 278 101. 279 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 280 Музыкально-сценические произведения. 280 Симфонические произведения и кантаты.. 280 Музыка к кинофильмам, в том числе: 280 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 280 Ханс ЭЙСЛЕР (1898—1962) 280 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 281 ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА.. 286 102 а, б. 286 103 а. 288 103 б. 288 104. 288 105. 289 106. 289 107. 290 108. 290 109. 291 110 а, б. 293 111. 293 112. 295 113. 295 114. 297 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 297 Хоры.. 297 Массовые песни. 298 Баллады.. 298 Кантаты.. 298 Музыка к драматическим спектаклям (всего более 20 постановок) 298 Камерные произведения. 298 Музыка более чем к 20 кинофильмам, в том числе: 298 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 298 Карл ОРФ (1895—1982) 298 ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 299 ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО. СЦЕНИЧЕСКИЕ КАНТАТЫ... 303 115. 305 116. 306 117. 306 НАРОДНО-СКАЗОЧНЫЕ ПЬЕСЫ И ТРАГЕДИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРИОДА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 311 118. 313 118. 314 119 а, б. 314 120 a, б. 315 121 а, б. 316 122 а. 317 122 б. 317 123 а. 317 123 б. 317 ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА. ХОРЫ. АНТИЧНЫЕ ТРАГЕДИИ. СЦЕНИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 321 Последняя трагедия Орфа – «Прометей» (1966) - 321 ПРИНЦИПЫ ТЕАТРА ОРФА. ЧЕРТЫ СТИЛЯ.. 323 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 326 Музыкально-драматические произведения. 326 Кантаты, хоры.. 326 Педагогические труды, произведения для детского музицирования. 326 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 327 МУЗЫКА АНГЛИИ.. 327 БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (1913—1976) 330 ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 331 124 a. Акт 1, картина 1. 334 124 б. Акт 1, картина l 334 124 в. Акт 1, картина 1. 334 124 г. Интерлюдия II («Шторм») 334 124 д. Интерлюдия IV.. 335 125. Акт 1, картина 2. 335 126. Пролог. 335 127. Акт 3, картина I 335 128. Акт 3, картина 2. 335 129. Акт I, картина 2. 336 130. 336 131. 337 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 337 132. 339 133. 340 134. 340 135. 340 136. 344 ПОЗДНИЙ ПЕРИОД.. 345 137. 349 138. Увертюра: Венеция. 350 139. Увертюра: Венеция. 350 140. Акт 1, сцена 2: На лодке в Венецию.. 350 141. Акт 2, сцена 10: Бродячие актеры.. 351 142. Акт 2, сцена 8: Парикмахерская гостиницы.. 351 143. Акт 1, сцена 7: Игры Апполона. 352 144 Акт 1, сцена 5: На пляже. 352 ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.. 353 СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 355 Произведения для музыкального театра. 355 Произведения для оркестра. 355 Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 355 Вокально-симфонические произведения. 355 Камерно-инструментальные произведения. 356 Произведения для хора. 356 Вокальные циклы.. 356 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 357 Содержание. 357
От редактора-составителя Шестой выпуск учебника по истории зарубежной музыки хронологически продолжает предыдущий, где речь шла о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. Данный выпуск охватывает в основном эпоху между двумя мировыми войнами (Первой, 1914— 1918, и Второй, 1939—1945). В нем рассматривается преимущественно творчество композиторов, которые впервые заявили о себе в 1910—1920-е годы, а впоследствии определяли развитие музыкально-исторического процесса. Естественно, что, прослеживая их творческие пути, в ряде случаев приходилось выходить за очерченные выше временные рамки. Лимитированный объем учебника вызвал вынужденные ограничения в отборе освещаемого материала. В этом выпуске представлены композиторские школы Франции, Австрии, Германии, Италии, Англии. Особое место в учебнике, открывая его, занимает И.Ф.Стравинский: после «Весны священной» (1913) этот русский композитор прожил за рубежом более пятидесяти лет, и его искусство стало феноменом не только русской, но и западной культуры. Композиторы малых стран Центральной Европы (Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши и др.) отнесены к следующему выпуску. Учебник создан коллективом кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории (заведующий кафедрой профессор В.В.Смирнов) при участии профессора кафедры теории музыки той же консерватории Р. Х.Лаула, а также профессора И. В.Нестьева, представлявшего не только Московскую консерваторию, но и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации). Редколлегия полагала, что при общности методических принципов нет смысла унифицировать манеру изложения авторов учебника. Поэтому главы учебника строятся не одинаково, а в зависимости от проблем, стоявших перед авторами. Разработка плана учебника велась редактором-составителем в тесном сотрудничестве с профессором Т. Э. Цытович, возглавлявшей кафедру истории зарубежной музыки Московской консерватории. На этой же кафедре, впоследствии руководимой профессором М.А.Сапоновым, учебник прошел различные этапы рецензирования и окончательную апробацию. Всем коллегам, способствовавшим совершенствованию учебника, редактор-составитель приносит сердечную благодарность. Особую признательность редактор-составитель и коллектив авторов выражают редактору учебника А. В. Вульфсону.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |