Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годы формирования. Творчество 10—20-х годов




Литературные произведения

Музыка к радиопостановкам и кинофильмам

Музыка к драматическим спектаклям

Камерно-вокальные произведения

«Алиса», вокальная сюита для голоса и фортепиано на слова А. Жи­да (1913)

«Сельскохозяйственные машины», пасторали для голоса и семи ин­струментов на слова из каталога (1919)

«Каталог цветов», сюита для голоса и фортепиано или семи инстру­ментов (1920)

Циклы поэм для голоса и фортепиано на слова Ф. Жамма, Катулла, П.Клоделя, Л. Латиля, А.Люнеля, Р.Тагора, Л. де Шатобриана и других поэтов, циклы песен и музыкальных игр для детей

Обработки народных песен — французских, бразильских, негритян­ских, еврейских и др.

«Орестея», трилогия Эсхила — Клоделя

«Агамемнон» (1914)

«Хоэфоры» (1915)

«Эвмениды» (1922)1

«Протей» П. Клоделя (1919)

«14 июля» Р. Роллана (совместно с А.Онеггером и др., 1936)

Переписка с П. Клоделем (1952)

«Этюды» (1927)

«Беседы с Клодом Ростаном» (1952)

«Notes sans musique» (1947)2

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шес­ти». Л., 1964.

Кокорева Л. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. М., 1986.

Филенка Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.

1 Значительная роль музыки в этой пьесе позволяет отнести ее также к жанру оперы.

2Название основано на игре слов: «notes» означает «заметки» и «ноты»: «sans musique» — «без музыки». В третьем издании книга вышла под назва­нием «Моя счастливая жизнь» (1963).

ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899—1963)

«Я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь непосредственно, отличалась бы такой простотой выражения и достигала бы цели с такой же безошибочностью», — писал о творчестве Франсиса Пуленка его друг и единомышленник Мийо. Уже на рубеже 20-х годов Пуленк обратил на себя вни­мание своими задорными сонатами для духовых инструментов и остроумными, свежими по музыкальному языку фортепиан­ными пьесами. Видное место в его наследии занимают вокаль­ные сочинения — светские (песни, хоры, кантаты) и духовные. Широкой известностью пользуются его опера «Человеческий голос», кантата «Лик человеческий». Большой вклад он внес в инструментальную музыку фортепианными миниатюрами, фортепианными, клавесинным и органным концертами.

 

Пуленк родился 7 января 1899 года в Париже. Его отец, родом из департамента Авейрон (Южная Франция), происхо­дил из патриархальной и глубоко религиозной крестьянской среды; мать принадлежала к обеспеченной, исконно парижской семье. Обучаться музыке Франсис начал в пять лет; сперва с ним занималась его мать, хорошо игравшая на рояле, позд­нее — пианистка Буте де Монвель (племянница С. Франка). С пятнадцати лет он учился игре на фортепиано у Р. Виньеса, воспитавшего из него первоклассного пианиста, в 1921—1923 годах занимался полифонией и сочинением у Ш. Кёклена.

С ранних лет Пуленка интересовало современное искусство. Его первые увлечения — Шабрие, Дебюсси, Равель, затем — Стравинский. В тринадцать лет он услышал «Жар-птицу» и «Петрушку», был покорен ими, а в 1914 году испытал глубокое потрясение от «Весны священной» и до конца жизни оставал­ся поклонником ее автора.

В первых сочинениях Пуленка обнаруживается причудливое переплетение форм и жанров французской музыки XVIII века с современными ритмами и напевами городской бытовой музы-

ки. Его увлекают некоторые приемы джаза, но еще больше — задорные и чувствительные песенки улицы и предместья, пи­кантные ритмы воскресных танцулек в пригородах Парижа. Главенствующий тонус его ранних произведений — беспеч­ность, жизнерадостность, иной раз с оттенком мечтательности и даже меланхолии.

Известность принесла ему Негритянская рапсо­дия для фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и баритона (1917). Это сюита псевдоэкзотического характера, основанная на литературной мистификации. В сборнике стихов «Поэмы Макоко-Кенгуру», созданном мнимым негром из Либерии, содержалось несколько стихотворений, написанных якобы на одном из африканских наречий, на самом же деле представляющих собой набор бессмысленных слогов. Фрагмен­ты из этого сборника и составили текст рапсодии. В ней пять частей, контрастных по характеру, но связанных вариантно трансформирующимися темами, которые сменяют одна другую без перерыва. Эти части — Прелюдия, Рондо, «Гонолулу», Пастораль, Финал. В Рапсодии Пуленк изобретательно приме­няет различные виды остинато и раскрашивает мелодии пента­тонического характера пряными гармониями, явно подслу­шанными у Дебюсси. Очень поэтична мечтательная Пастораль, в которой угадываются будущие задушевно-лирические страни­цы композитора. В инструментовке господствуют сочетания и чередования чистых тембров.

Среди сочинений Пуленка 20-х годов преобладают инстру­ментальные и вокальные миниатюры. Таковы, например, пьесы для фортепиано — три пасторали, «Вечные движения», Соната в четыре руки (все — 1918), ряд вокальных сочине­ний — «Бестиарий», «Кокарды» (1919), Застольные песни для мужских голосов a cappella (1922). В вокальных пьесах при­мечательно обращение к новейшей поэзии. Так, цикл «Бес­тиарий» написан на стихи Г. Аполлинера, «Кокарды» — на стихотворения Ж. Кокто. Характерно использование разно­образных инструментальных составов: «Бестиарий» предна­значен для голоса, струнного квартета, флейты, кларнета и фагота; «Кокарды» — для тенора, скрипки, корнет-а-пистона, тромбона, большого барабана и треугольника. Герой трех песен, составляющих «Кокарды», — молодой солдатик на побывке; ансамбль, сопровождающий певца, типичен для

бродячих музыкантов. Таким образом, цикл превращается в своего рода жанровую зарисовку современного быта.

Пуленк пишет и ряд миниатюрных сонат (скорее, сонатин) для разного состава духовых (для двух кларнетов, кларнета и фагота, а также валторны, трубы и тромбона) и участвует в коллективной работе «Шестерки» — музыкальном фарсе «Новобрачные на Эйфелевой башне».

В творчестве Пуленка центральным произведением 20-х го­дов следует признать одноактный балет «Лани» (1923)1. Смысл этого бессюжетного представления сводится к соревно­ванию шестнадцати танцовщиц, привлекающих своим кокет­ством трех кавалеров. Партитура строится на чередовании раз­нообразных эпизодов танцевального склада (вальс, регтайм, мазурка, галоп, тустеп). Пуленк ввел в партитуру и несколько вокальных номеров на «галантные» любовно-лирические стихи XVIII века (они исполняются за сценой). Прослушав балет, Равель проницательно отметил чисто французский мелодичес­кий дар автора: «Пуленк хорош еще и тем, что сам придумы­вает народные мелодии». Друг Равеля Ж. Марноль писал: «Под кажущейся простотой этой музыки скрыто свободное и естественное полифоническое мастерство, немало гармоничес­ких находок, непосредственность мелодического дара и искус­ное сочетание разнообразно использованных тематических мотивов в увлекательном финале».

В последующие годы Пуленк пишет Пять романсов на сти­хи Ронсара (дань юбилейной дате великого поэта Ренессанса), Озорные песни на анонимные тексты XVII века, Четыре роман­са на стихи Ж. Мореаса. Картину творчества 20-х годов допол­няют Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926) и Сельский концерт для клавесина с оркестром (1928), предназначенный для выдающейся клавесинистки Ванды Ландовской. Большой интерес представляет Утренняя серенада — хорео­графический концерт для фортепиано и восемнадцати инстру­ментов (1929). Приведем тему, открывающую это сочинение (пример 26).

1 Его оригинальное название «Les Biches» трудно перевести точно.

Прямой смысл слова «biche» — лань, переносный — фамильярно-ласковое обращение к женщине: милочка, козочка, душечка. По содержанию балета ему меньше всего соответствует принятый у нас перевод — «Лани».

Во всех произведениях Пуленка до 30-х годов преобладают безоблачные настроения, светлая, порой пасторальная лирика; эти сочинения отмечены неисчерпаемой мелодической изобре­тательностью, в них органично сочетаются современный город­ской фольклор, французская народная песенность и реминис­ценции романской музыки XVIII века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.