Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьим основанием для совершения органами ЗАГС действий по государственной регистрации расторжения брака является вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака. 3 страница




- документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;

- заявления лица, присутствовавшего во время родов.

Форма медицинского свидетельства о рождении установлена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1687н. Медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями ведется строгий учет бланков данных свидетельств, формы медицинских свидетельств заполняются чернилами или шариковой ручкой, без сокращений, при этом внесение более двух исправлений не допускается.

Пример: медицинское свидетельство о рождении является первоначальным документом, подтверждающим факт рождения ребенка, иллюстрацией этому служит вывод Президиума Верховного суда Республики Тыва. Так, законом не предусмотрено ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни. Документом, подтверждающим рождение ребенка Д., умершего на первой неделе жизни, является справка о его рождении формы N 24, выданная органом ЗАГС на основании справки о рождении, представленной медицинским учреждением (подробнее см. Постановление Президиума Верховного суда Республики Тыва от 12.08.2012 N 44-Г-6/2010).

Форма заявления лица, присутствовавшего во время родов, установлена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274. Форма N 6 "Заявление о рождении, подтверждающее факт рождения ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи" предполагает указание фамилии, имени, отчества матери и времени и адреса, названия местности, где проходили роды, сведений о количестве родившихся детей.

1.4. При государственной регистрации рождения ребенка в запись акта о рождении вносятся общие сведения о родителях, к числу которых относятся фамилия, имя, отчество, даты и места рождения, гражданство и места (место) их жительства. Национальность каждого из родителей указывается согласно их желанию. Основания и порядок внесения сведений о каждом из родителей в запись акта о рождении установлены нормами СК РФ и конкретизированы положениями комментируемого Закона. Например, по общему правилу сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей, вместе с тем сведения о родителях должны подтверждаться документами, удостоверяющими личность.

Указание сведений о родителях играет особо важную роль в случаях восстановления записей актов о рождении при их утрате. Примером из судебной практики в данном контексте является рассмотрение жалобы в надзорном порядке Президиумом Калининградского областного суда по вопросу об установлении юридического факта регистрации рождения. По смыслу комментируемого Закона для восстановления органом ЗАГС актовой записи о рождении решение суда об установлении юридического факта регистрации рождения должно содержать все предусмотренные сведения для производства органом ЗАГС актовой записи. Однако в связи с отсутствием в оспариваемом решении данных о родителях заявительницы, которые закон относит к обязательным для производства актовой записи о рождении, исполнить решение, то есть восстановить актовую запись регистрации рождения, органу ЗАГС не представляется возможным (см. Постановление Президиума Калининградского областного суда от 21.02.2005 по делу N 44-г-36/2005г.).

1.5. Положение п. 1 ст. 22 комментируемого Закона предусматривает указание в записи акта о рождении данных о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце ребенка. В свою очередь, графа 19 установленной формы записи акта о рождении предполагает внесение сведений о трех документах. Таким образом, сведения об отце могут быть указаны на основании:

- свидетельства о заключении брака (с указанием номера, даты соответствующей записи акта о заключении брака и наименования органа ЗАГС, где она была зарегистрирована). При внесении сведений об отце на основании свидетельства о заключении брака в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 17 комментируемого Закона, реализуется принцип так называемой "презумпции отцовства".

По мнению Конституционного суда РФ, записи о регистрации брака между матерью ребенка и ее мужем федеральный законодатель придает значение доказательства происхождения ребенка от супруга матери. В случае если запись об отце ребенка в книге регистрации рождений (и в свидетельстве о рождении) не соответствует действительности, данная запись может быть оспорена лишь в судебном порядке (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2009 N 1008-О-О);

- свидетельства об установлении отцовства (с внесением реквизитов соответствующей записи акта об установлении отцовства). В случае осуществления государственной регистрации установления отцовства одновременно с регистрацией рождения запись акта о рождении составляется посредством единовременного внесения сведений об отце с остальными подлежащими указанию сведениями. Когда регистрация рождения была осуществлена ранее установления отцовства и сведения об отце не вносились, в последующем сведения об отце могут вноситься также на основании записи акта об установлении отцовства. В таком случае сведения об отце указываются в порядке внесения изменений на основании записи акта об установлении отцовства посредством дополнения сведений об отце;

- заявления матери (с указанием даты данного заявления). Данное заявление заполняется согласно форме N 3 "Заявление о внесении сведений об отце ребенка в запись акта о рождении", установленной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274.

1.6. Содержание записи акта о рождении включает в себя сведения о фамилии, имени, отчестве и месте жительства заявителя, в случае если с заявлением о рождении ребенка обращается физическое лицо, например родители, родственники или иное уполномоченное родителями (одним из родителей) лицо. В случае заявления о рождении ребенка одним из родителей (родителями) в гр. 20 формы записи акта о рождении указываются установленные сведения, ставится подпись обратившегося либо вносятся сведения об обоих родителях, заявивших о рождении ребенка, запись акта о рождении также подписывается обоими родителями.

Положениями комментируемого Закона также предусмотрена возможность обращения с заявлением о регистрации ребенка юридического лица. В данном случае в гр. 20 записи акта о рождении указывается наименование и юридический адрес органа или организации. Как правило, в таких случаях заявление о рождении подается представителем соответствующей организации.

1.7. Составленная запись акта о рождении содержит сведения о выданном на ее основании свидетельстве о рождении. Графа 21 формы записи акта о рождении предполагает внесение сведений о серии и номере данного свидетельства.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило составления записи акта о рождении на каждого ребенка при рождении двойни или более детей одновременно. Реализация данного положения осуществляется посредством нормы, установленной п. 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о Медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и Порядке его выдачи от 27.12.2011 N 1687н, в силу действия которой медицинское свидетельство о рождении выдается на каждого ребенка при многоплодных родах.

Требование комментируемой статьи об указании последовательности рождения детей раскрывается п. 21 Правил заполнения бланков, а именно: в рассматриваемых случаях сведения о детях вносятся в бланк актовой записи в последовательности, соответствующей последовательности рождения детей. Кроме того, данное положение Правил предполагает указание прописью последовательности рождения детей, то есть каким по счету ребенок родился.

3. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, имеет ряд особенностей, закрепленных в положениях ст. 20 комментируемого Закона. Вместе с тем п. 3 ст. 22 содержит правило, подлежащее применению только при регистрации рождения мертворожденных детей, - в данном случае имя и отчество в записи акта о рождении не указываются.

 

Статья 23. Свидетельство о рождении

 

Комментарий к статье 23

 

1. Как следует из положений п. 3 ст. 6 комментируемого Закона, сведения, подлежащие внесению в выдаваемые на основании записи акта о рождении свидетельства, определяются комментируемым Законом. В связи с реализацией общих положений вышеуказанной статьи законодателем в п. 1 комментируемой статьи был определен исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке подлежат указанию в свидетельстве о рождении. Несмотря на то что в актовой записи о рождении ребенка предусмотрена возможность, а иногда и обязанность органов ЗАГС отражать иные, дополнительные сведения по фактам рождения ребенка, в свидетельство о рождении ребенка могут быть внесены только сведения, прямо указанные в положениях комментируемой статьи, имеющей практически целиком императивный характер.

Бланк формы свидетельства о рождении разработан и утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.07.1998 N 709.

Исходя из положений комментируемой статьи, содержания указанного бланка, в свидетельстве о рождении должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;

- фамилия, имя, отчество, гражданство родителей или одного из родителей;

- дата составления и номер записи акта о рождении;

- место государственной регистрации рождения с обязательным указанием наименования органа ЗАГС;

- дата выдачи свидетельства о рождении.

Кроме того, Правилами заполнения бланков установлены порядок, способы и общие правила заполнения бланков свидетельств. Согласно указанным Правилам заполнение бланков свидетельств производится рукописным способом либо с использованием технических средств - пишущих машин, компьютеров. При заполнении документов рукописным способом запись производится разборчивым почерком чернилами или пастой синего либо черного цвета. В случае применения технических средств краситель должен быть черного цвета. Качество пасты, чернил, красителя, используемых при заполнении документов, должно обеспечивать сохранность текста документов в течение установленного срока их хранения. Помарки и подчистки в документах не допускаются. Запись производится в центральной части соответствующей графы со строчной буквы, за исключением имен собственных. В графе "Дата" пишется цифрами число из двух знаков, словом - месяц и цифрами год из четырех знаков. В графе "Место рождения" сведения указываются в следующей последовательности: город или населенный пункт, район, субъект Российской Федерации, государство - "Российская Федерация" либо "Россия". В случае указания населенного пункта иностранного государства делается аналогичная запись с учетом особенностей его административно-территориального деления. Город и государство указываются обязательно. В графе "Гражданство" пишется слово "гражданин" или "гражданка" и указывается государство, гражданином которого является лицо, в отношении которого заполняется бланк. В бланках свидетельств указывается полное официальное наименование органа, который производит государственную регистрацию акта гражданского состояния. При заполнении бланков свидетельств сокращение слов не допускается. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа, который производит государственную регистрацию акта гражданского состояния. Подпись на документах должна иметь расшифровку - инициалы, фамилию. Печать органа, который производит государственную регистрацию акта гражданского состояния, ставится таким образом, чтобы оттиск занимал часть наименования должности лица, подписавшего документ, был четким, текст можно было прочитать.

2. Положения п. 2 комментируемой статьи носят диспозитивный характер, поскольку предусматривают за родителями ребенка либо одним из них право выбора на указание в свидетельстве о рождении ребенка дополнительных, факультативных сведений. К таким сведениям относится информация о национальности родителей. Таким способом законодателем реализуются требования ч. 1 ст. 26 Конституции РФ о соблюдении национальных прав граждан, согласно которым каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

 

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

 

Статья 24. Основание для государственной регистрации заключения брака

 

Комментарий к статье 24

 

Как и любая иная государственная деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, исполнение функции по государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе и брака, не может реализовываться без возникновения предусмотренных действующим законодательством оснований. В связи с этим в рассматриваемых положениях комментируемой статьи законодателем установлено единственное допустимое основание для государственной регистрации заключения брака. Таким основанием является совместное заявление лиц, вступающих в брак. При этом следует учитывать, что под таким документом подразумевается не обязательно один документ, подписанный обоими лицами, желающими заключить брак. Положениями комментируемого Закона предусматриваются случаи, когда волеизъявление лиц, желающих вступить в зарегистрированный брак, может быть оформлено двумя самостоятельными заявлениями, подтверждающими желание лиц вступить в брак (подробнее см. комментарий к ст. 26).

В совместном заявлении о заключении брака должно быть подтверждено взаимное добровольное согласие на заключение брака. Рассматриваемое положение вытекает из общих требований п. 1 ст. 12 СК РФ, согласно которым для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Бланк формы заявления о заключении брака, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (форма N 7), заполняется в соответствии с требованиями, установленными законодателем в положениях ст. 26 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 26).

 

Статья 25. Место государственной регистрации заключения брака

 

Комментарий к статье 25

 

Положения ст. 25 комментируемого Закона устанавливают право лиц, вступающих в брак, обратиться с заявлением о заключении брака в любой орган ЗАГС, что свидетельствует о диспозитивном характере данной нормы. Таким образом, выбор органа ЗАГС территориально ограничивается только территорией Российской Федерации. Вместе с тем комментируемой статьей не конкретизирован круг лиц, наделенных установленным правом. Следовательно, в любой орган ЗАГС на территории Российской Федерации могут обратиться лица, вступающие в брак, вне зависимости, например, от их гражданства, национальности, места жительства.

На сегодняшний день представляется возможным проследить изменения комментируемой статьи в связи с развитием семейного законодательства. Так, п. 21 Постановления Совмина РСФСР об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 17.10.1969 N 592 устанавливал местом регистрации брака место жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Таким образом, для установления факта регистрации того или иного брака возможно было провести проверку наличия соответствующей записи акта о заключении брака в органе регистрации актов гражданского состояния по месту жительства супругов либо их родителей.

Приведенное правило приобретает более детальную конкретизацию в п. 3.7 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР, утвержденной Минюстом СССР 22.07.1991. Данным нормативным актом устанавливается требование предъявления паспорта одного из родителей с отметкой о его прописке в данной местности, когда вступающие в брак подают заявление в орган ЗАГС по месту жительства родителей или одного из них. Следовательно, на законодательном уровне было установлено строгое территориальное ограничение регистрации акта о заключении брака, подтверждаемое в данном случае документами, удостоверяющими личность родителей.

Согласно положениям ст. 25 комментируемого Закона регистрация заключения брака не зависит ни от места жительства лиц, вступающих в брак, ни от места жительства их родителей и может быть произведена в любом органе ЗАГС. Таким образом, установить семейное положение лица посредством проверки архива соответствующего органа ЗАГС не представляется возможным. Кроме того, форма справки о брачной правоспособности или иного документа, удостоверяющего отсутствие у лица заключенного, непрекращенного брака, действующим законодательством не установлена. Таким образом, может возникнуть спорная ситуация.

Решению вопроса о брачной правоспособности на законодательном уровне могут способствовать изменения комментируемого Закона. Так, Федеральным законом от 12.11.2012 N 183-ФЗ путем дополнения п. 3.1 ст. 9 комментируемого Закона устанавливается возможность выдачи лицу, не состоящему в браке, по его просьбе документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака, а также порядок выдачи данного документа.

Таким образом, решение ряда правовых проблем в данном аспекте представляется возможным при осуществлении соответствующих изменений на законодательном уровне.

Вместе с тем возможность регистрации заключения брака в любом органе ЗАГС направлена на популяризацию института брака как формы официального создания семьи, призвана ориентировать общество на защиту и повышение значения семейных ценностей.

 

Статья 26. Заявление о заключении брака

 

Комментарий к статье 26

 

1. Рассматривая положения п. 1 комментируемой статьи, можно отметить, что по смыслу нормы заявление о заключении брака подается в письменной форме, устное заявление о заключении брака действующим законодательством не предполагается. Кроме того, заявление может быть направлено в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Возможность направления заявления через многофункциональные центры является нововведением, установленным положениями ст. 10 Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ.

Требование о письменной или электронной форме заявления о заключении брака может объясняться тем, что заявление о заключении брака выступает единственным и достаточным основанием для регистрации данного вида акта гражданского состояния, а также служит подтверждением совместного характера волеизъявления лиц на вступление в брак, порождающего соответствующие права и обязанности.

Согласно положению п. 1 комментируемой статьи заявление о заключении брака подается в орган ЗАГС. Вместе с тем государственная регистрация заключения брака может производиться также:

- органами местного самоуправления муниципальных образований, наделенными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (п. 2 ст. 4 комментируемого Закона);

- консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 5 комментируемого Закона);

- уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Временное осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния данными органами возможно в случае их изъятия при ненадлежащем осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации их функций (п. 8 ст. 4 комментируемого Закона).

Таким образом, положение комментируемой статьи о том, что совместное заявление о заключении брака подается в орган ЗАГС, фактически подлежит расширительному толкованию в рамках комментируемого Закона.

В абзаце 2 комментируемой статьи представлены два основополагающих принципа института заключения брака: принцип взаимности согласия на вступление в брак и принцип добровольного волеизъявления на заключение брака.

Нормативное закрепление данных базовых принципов имело место и в нормах КоБС РСФСР, так, ст. 1 Кодекса выделяла построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины в качестве его задачи. Вместе с тем согласно ст. 15 данного Кодекса взаимное согласие лиц, вступающих в брак, являлось необходимым условием заключения брака.

На сегодняшний день принципы взаимности и добровольного согласия на заключение брака регламентированы п. 3 ст. 1 СК РФ при установлении запрета ограничения прав граждан при вступлении в брак по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Помимо основополагающих принципов заключения брака, абз. 2 п. 1 ст. 26 комментируемого Закона устанавливает требование об отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака. Закрытый перечень данных обстоятельств был ранее закреплен ст. 16 КоБС РСФСР и запрещал заключение брака:

- между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке;

- между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами;

- между усыновителями и усыновленными и лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Положениями ст. 14 СК РФ перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака, дополнен запретом на заключение брака между усыновителями и усыновленными.

Таким образом, совместное заявление о заключении брака, подаваемое в органы, уполномоченные на осуществление государственной функции по государственной регистрации актов гражданского состояния, по своей правовой природе является взаимным и добровольным волеизъявлением на вступление в брак, подтверждающим отсутствие установленных действующим законодательством обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Сведения, необходимые для указания в заявлении о заключении брака, определены комментируемой статьей и вносятся в соответствующую актовую запись согласно форме данного заявления, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274.

2. Рассматривая перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении о заключении брака, можно выделить среди них общие сведения, указание которых в соответствующих заявлениях необходимо при государственной регистрации иных видов актов гражданского состояния, например перемены имени, рождения ребенка, расторжения брака. К числу таких данных относятся, например, сведения о фамилии, имени, отчестве заявителя, дата и место его рождения.

Вместе с тем при государственной регистрации каждого вида акта гражданского состояния имеют место сведения, указание которых присуще только конкретно определенному виду акта гражданского состояния. Такого рода сведения характеризуют правовую природу того или иного акта гражданского состояния и относятся к особенным сведениям. Рассматривая содержание заявления о заключении брака, можно отметить, что особенными сведениями, указываемыми в форме данного заявления, являются данные о возрасте заявителей на день государственной регистрации заключения брака, а также фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак. Остановимся на сведениях общего характера.

2.1. Указание фамилии, имени, отчества, даты и места рождения заявителей является общим практически для всех видов регистрации актов гражданского состояния. При государственной регистрации заключения брака одним из нарушений законодательства, связанным с вышеуказанными сведениями, является несоответствие их указания в заявлении о заключении брака их указанию в составленной на основании данного заявления записи акта о заключении брака, например даты рождения супругов. При указании неверных фамилии, имени, отчества, даты или места рождения данные нарушения подлежат устранению в порядке внесения исправлений или изменений на основании соответствующего заключения органа ЗАГС и подтверждаются, как правило, актовыми записями о рождении лиц, чьи сведения указаны с ошибкой.

2.2. Установленная форма заявления о заключении брака предполагает указание сведений о гражданстве заявителей, которое определяется на основании документа, удостоверяющего личность, реквизиты которого также подлежат указанию в данном заявлении. Перечень документов, помимо паспорта гражданина Российской Федерации, подтверждающих наличие гражданства Российской Федерации, установлен п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325. К числу таких документов относятся, например, дипломатический паспорт, удостоверение личности военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; заграничный паспорт и другие документы.

Сведения о месте жительства каждого из лиц, вступающих в брак, как правило, также указываются на основании паспорта гражданина Российской Федерации, в котором содержится отметка о регистрации гражданина по месту жительства, снятии его с регистрационного учета (п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и Описания паспорта гражданина Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). Согласно п. 10 данного Положения страницы бланка паспорта с пятой по двенадцатую предназначены для проставления отметок о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

2.3. Графа 5 формы заявления о заключении брака предполагает указание сведений о национальности по желанию лиц, вступающих в брак. Норма, регламентирующая указание сведений о национальности в зависимости от усмотрения заявителей, носит диспозитивный характер и берет свое начало от конституционного права граждан определять и указывать принадлежность к своей национальности (п. 1 ст. 26 Конституции РФ).

Нарушения законодательства при государственной регистрации заключения брака в части указания сведений о национальности лиц, вступающих в брак, выражаются, как правило, в неуказании либо в указании неверных сведений о национальности. Например, в гр. 5 письменной формы заявления о заключении брака заявителями может быть указано: "русский", "русская", вместе с тем в записи акта о заключении брака, составленной на основании данного заявления, сведения о национальности супругов могут быть указаны уже как "русский", "марийка". При выявлении нарушений действующего законодательства в части указания сведений о национальности заявителей до уничтожения в порядке делопроизводства заявлений, на основании которых эти сведения были внесены, допущенное нарушение может быть исправлено органом ЗАГС в порядке внесения исправлений или изменений на основании заключения органа ЗАГС. Однако заявления о заключении брака имеют ограниченные сроки хранения, по истечении которых уничтожаются, в связи с чем для исправления неверно указанных сведений о национальности необходимо обращение в суд для установления национальности лица.

Пример: по делу гражданки О.Г. Томпаиди органом ЗАГС было отказано во внесении изменений, касающихся сведений о ее национальности, в записи актов о заключении брака и о рождении детей. По мнению органа ЗАГС, предусмотренные основания для внесения в записи актов гражданского состояния таких изменений отсутствовали, поскольку не предусматривается возможность их изменения в указанной части по заявлению лица, которого эти сведения касаются. Однако на основании решения Георгиевского городского суда Ставропольского края от 16.05.2007 в актовую запись о заключении брака между ее родителями были внесены изменения, касающиеся сведений о национальности ее отца: вместо национальности "русский" была указана национальность "грек" (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1485-О-О).

Таким образом, заявление о заключении брака, подаваемое в органы ЗАГС в письменной форме, выступает важнейшим основанием для указания либо неуказания сведений о национальности лиц, вступающих в брак.

2.4. Анализируя содержание заявления о заключении брака, хотелось бы остановиться на сведениях, указание которых выступает характерной чертой государственной регистрации именно заключения брака, к числу которых относится указание возраста лиц, вступающих в брак.

Особенностью формы заявления о заключении брака является необходимость указания в гр. 2 возраста заявителей на момент вступления в брак. Указание сведений о возрасте лиц, вступающих в брак, служит подтверждением соблюдения ими условия о достижении заявителями брачного возраста, установленного п. 1 ст. 13 СК РФ как восемнадцать лет. Данное условие является выражением конституционных принципов, направленных на защиту личности, семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.