Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А.Адлера




“Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов; создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”.

Создал термин “комплекс неполноценности”, считал, что все дети испытывают чувство неполноценности, из-за их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Но умеренное чувство неполноценности может побудить индивид к конструктивным усилиям и достижениям.

“Он (ребенок) в раннем возрасте обнаружил, что есть другой человек, существа, которые способно удовлетворять свои потребности более полно, лучше подготовлены к жизни … он научается переоценивать размеры и рост, дающие возможность открыть дверь, передвинуть тяжелую вещь или право отдавать приказания и требовать подчинения им. В душе возникает желание расти, стать таким же сильным или даже сильнее других”.

Считал, что овладение средой - слишком абстрактная цель; каждый индивидуум вырабатывает более специфичную и ценную цель, служащую сосредоточием его стремлений и достижений. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей… Жизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннем детстве и остаются в основном бессознательными. Например, он отмечал, что многие врачи выбрали свою профессию в детстве, как и он сам, как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти.

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неизвестности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели - в основном для защиты против чувства бессилия. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротическими преувеличениями, если чувство неполноценности слишком сильно.

Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет агрессивные черты характера, необходимые для достижения этой уели - амбицию, зависть, недоверие… Эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, они приняты индивидуумом как грани целевой его ориентации.

Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

Адлер называет 3 основные жизненные задачи:

- работа (действие, которое полезно обществу)

- дружба

- любовь.

Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода.

Эти 3 задачи “всегда взаимосвязаны”

Препятствия росту:

- органическая неполноценность

- избалованность

- отверженность

Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе. Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и успешно соревнуются с другими детьми.

Но те дети, которые преодолевают свои трудности, могут “сверхкомпенсировать” первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени.

Избалованные (“испорченные” дети) имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Нехватка уверенности в своих силах, социальный интерес у них, обычно, очень слаб.

Отверженность - неполноценный ребенок, никогда не знал любви и кооперации в доме. Дети такие не уверены в своей способности быть полезными и получать уважение и любовь окружающих. У них развивается жестокость характера, зависть и враждебность.

Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству. Накопление успеха, престижа становится более важным, чем конкретное достижение.

Адлер дал название своей теории “индивидуальная психология”. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определил как стиль жизни.

Жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития.

Человек стремится к совершенству.

Люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее тянутся веред - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.

Утверждает, что индивидуум - нечто больше, чем только продукт влияния наследственности и окружающей среды.

Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое.

Комплекс неполноценности и его истоки.

Начало - в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и чтобы выжить, должен опираться на родителей. Стремление к превосходству - является основной мотивационной силой в жизни ребенка.

Но ощущение неполноценности, по разным причинам, может у некоторых людей стать чрезмерным. ® проявляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

3 вида страданий испытываемых в детстве:

1) неполноценность органов

2) чрезмерная опека

3) отвержение со стороны родителей.

Из-за врожденной физической неполноценности может развиться чувство психической неполноценности.

Независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивида может в ответ на них появиться гиперкомпенсация ® комплекс превосходства (тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности).

Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным и саркастичным.

Стремление к превосходству - является фундаментальным законом человеческой жизни, это “нечто, без чего жизнь человека невозможно представить”.

Считал, что стремление к превосходству - врожденное, и мы никогда от него не освободимся, т.к. это стремление и есть сама жизнь.

Рассматривал индивид и общество - в гармонии друг с другом.

Стремление к превосходству:

1) рассматривал как единый фундаментальный мотив

2) великое стремление вперед и верх по своей природе универсально: является общим для всех

3) превосходство как цель может принести как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление

4) проявляется как на уровне общества, так и на уровне личности

Стиль жизни

(жизненный план или путеводный образ) - способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Т.е. это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности.

Стиль жизни настолько прочно закрепился в возрасте 4 - 5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям ®

становится главным стержнем поведения в будущем.

Т.к. у каждого человека стиль жизни неповторим, выражение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения ®классификация

(по принципу 2-х мерной схемы: 1) “социальный интерес”, 2) “степень активности”).

 

Классификация:

Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка - превосходства (пример - юные правонарушители, наркоманы).

Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше.

Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху.

Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь.

Социальный интерес - мы, люди, являемся социальными созданиями, и если хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми более широко.

Считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными (главная роль мать, отец + отношения между ними).

Социальный интерес развивается в социальном окружении.

Творческое я - творческая сила человека - результат долгой исторической эволюции.

+ Значение на порядок рождения

1) первенец (старший ребенок) - если один пока - как желание “монарха, лишенного трона”. Считал, что старший ребенок в семье скорее консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Он часто - хранитель семейных установок и м моральных стандартов.

2) Единственный ребенок - Особенность - зависимость и эгоцентризм (часто трудности во взаимоотношениях со сверстниками).

3) Второй (средний) ребенок - Ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга - соперничающий и честолюбивый (Адлер - тоже средний ребенок в семье).

4) Последний (самый младший) - У него высокая мотивация превзойти старших сиблингов.

Адлер полагал, что чувство неполноценности берет сове начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление такого раннего ощущения неполноценности означает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.

Таким образом, согласно Адлеру, фактически все. что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несамостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, т.к. они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без остаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.