КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория личности А.Адлера и основы индивидуальной психотерапииАдлер родился в Вене 7.02. 1870 г., умер 28.05.1937 г. Австрийский психиатр и психолог, создатель индивидуальной психологии. Семья небогатого коммерсанта, много болел. С этим были связаны его постулаты. В 18 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, активно участвовал в социалистическом движении и на одном из митингов познакомился с будущей женой Лариса Энштейн. Практикует, как офтальмолог, но постепенно работает в психиатрии. Выступает за защиту работы Фрейда в 1901 г. “Толкование сновидений”. Фрейд приглашает вступить в кружок. Адлер - президент и редактор психоаналитического журнала. Работал с Фрейдом до 1910 г. 1907 г. работа о неполноценности органов, где обосновал принцип компенсации. 1911 г. - ушел из кружка и основывает группу - общество свободных психоаналитических исследований, в 1912 г. - получило имя индивидуальная психология. Черпал идеи из эволюционной теории Дарвина. Однако Адлер постепенно отошел от идеи социального дарвинизма. Влияет на Адлера философия Ницше, Адлер и его последователи вышли за рамки психиатрии и уделяли большое внимание развитию неполноценных детей. Создаются консультативные центры, к 30 г. было создано в Вене более 30 центров. Служит в армии в качестве врача, а после работает с неполноценными людьми. 1927 г. - выходить его работа 1932 г. - читает лекции в Колумбийском университете. Предпосылки теории личности: формирует концепцию: нарушение баланса в связи с болезнью, лежит в отношениях органа со средой, которое организм стремится компенсировать. Человек является неполноценным и испытывает это. Ощущая это, ребенок узнавая свойства и возможности организма в условиях переживания этого чувства, стремится перетворить это и испытать чувство полноценности. Индивидуальный опыт человека - это опыт набора тех средств, опыт поиска, приобщения тех средств, которые направлены на реализацию чувства полноценности. Самосовершенствование и есть удостоверение в полноценности. Борьба за превосходство, и агрессивные тенденции - важно для выживания человека и самосовершенствования. Агрессия - это инициатива стремления от препятствий. Превосходство - побуждение улучшить себя, развить себя, стремление к власти над своими комплексами. Это врожденное из эволюционного прогресса. Жизненные цели - каждый человек выбирает для себя специфическую, отвечающую его способностям цель. Она зависит от его уровня жизни, от его значения жизни. Фикции, образы - целевые этапы развития. Человек имеет в жизни разные цели, однако основные из них: работа, дружба, любовь. Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости, утверждает превосходство. Дружба - это выражение причастности к людям, к определенным интересам, необходимость приобщаться к людям, выражение нашей пригодности к людям. Любовь - как телесный союз ума и тела, внешняя форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти 3 задачи взаимосвязаны, решение одной решает другие, это аспекты проблемы: необходимость людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, где они находятся. Жизненный стиль - это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком своих жизненных целей, цель - это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней. К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, относятся: избалованность, отверженность. Для форсирования жизненного стиля важна апперцепция - это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений. Схема апперцепции - часть жизненного стиля и во много раз определяет поведение индивидуума. Порождает чувство социального интереса, чувство общности. Сотрудничество - одно из проявлений чувства общности, это заинтересованность в идеальном, социальном обществе, как конечной цели эволюции. Способность к сотрудничеству имеет филогенетические корни кооперации. Чувство общности позволяет строить такие социальные отношения, которые есть полноценным основанием для комфортного жизненного стиля. Все неудачники неспособны к сотрудничеству, которые движутся противоположно всему миру. Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Невроз - результат конфликта между стремлением к могуществам и чувством собственной неполноценности. Это деформированный жизненный стиль.
Структура личности Постуирует психическую целостность личности. Концепция Адлера финометическая. Личность - динамическая структура, направленная на достижение полноценности. Личность - это вектор, это направление движения в социальном пространстве, позволяющий компенсировать чувство собственной неполноценности. Психологическое единство зависит от объективных факторов, биологических потребностей, стремлений, прошлого поведения и приобретает жизненное значение только в отношении к цели. Важно бессознательное, как определенный аспект цели, которая заключается в абстрактном предвосхищении какого-то результата. Бессознательные фиктивные цели или фиксации, которые становятся переменным, фактором, определяющим наше поведение. Феномен сознания, сознательное - это социальный опыт, это апперцептивная схема индивида, которая определяет его стиль жизни. Личность у Адлера - это сознательная личность. Момент социализации индивида важен как момент становления личности. Внутренний план находится в бессознательных слоях человеческой души, и его истоки прослеживаются в раннем детстве, когда ребенок, благодаря фантазиям, создает первые фикции. Личность - борьба с потребностями Социализация индивида - это соотношение себя с себе подобными или человечеством в целом, как врожденные способности, как чувство социального интереса. Чем шире социальный интерес, тем человек имеет больше средств для компенсации неполноценности. Социальный интерес - это потенциальная способность индивида к соотношению с миром. Человек оценивает себя с помощью социальных установок. Социальный интерес как чувство общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В социальных средах человек формирует личность. Развитие и становление личности: Движущие силы - противоречение между биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и чувство принадлежности к человеческому роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков. Развитие я - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты. Направленность компенсации: - бессознательное стремление к власти - бессознательное стремление к превосходству - бессознательное стремление к совершенству - это внутреннее движение, которое в процессе социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с другими людьми. Детские фантазии - это определители конечной цели индивида, за ними лежит творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки и приспособиться к жизни. Связь я с обществом осуществляется в совместной игре, деятельности, жизни благодаря тому, что человек становится для других, это порождает чувство: - есть личность. Развитие происходит в 3-х жизненных сферах: - в отношениях я - ты ® идеологические отношения - продуктивной деятельности - в любви. Условия появления чувства неполноценности в раннем детстве: 1) физические недостатки воспринимаются как жизненные препятствия - экзистенциональные пессимисты; 2) кроме того, изнеженность, предполагает симбиотический характер существования. Отсюда возникают “изгнанники из рая”; 3) бессердечность, порождающая плохое отношение со стороны окружающих - “параноики во враждебной стране”. Основы адлеровской терапии: 1) социальные детерминанты развития личности более мощные, чем сексуальные. 2) людей можно лучше понять, наблюдая, где они собираются и за что они борются, людьми движет преодоление собственной неполноценности. 3) на людей нужно смотреть через очки, через то, как они соотносят себя с миром 4) знание ролевых позиций в семье отправная точка терапии. Интеллектуальная проработка своих чувств, эмоции - следствие когнитивных процессов, мысли и убеждения, - это основные компоненты работы у Адлера. Сбор информации о семейных отношениях с последующим синтезом и интерпретацией. Ретроспекция соответствует сегодняшним актуальным состояниям нашего сознания. В терапевтическом моменте сознательным факторам должно уделяться больше внимания, чем бессознательным. Сновидения - это репетиция, предвосхищение возможного будущего исхода действий. Инсайт - перевод самопонимания в конструктивное действие. Основные терапевтические цели: - актуализация ведущих личностных преддиспозиций и жизненных целей клиентов - поощрение к развитию социальных полезных целевых установок - изменение ошибочной мотивации, не соответствующей целевым установкам личности
Техники и процедуры: - привлечение внимания к определенным аспекта своей судьбы, развития, качествам (не вписывающихся в жизненный стиль). - поощрение определенного поведения, которое соответствует целевым позициям - конфронтация - представления о том, что мы часто должны изменять. Привлечение конкретных примеров, социального опыта. - парадоксальная сентенция - это драматизация определенных желаний, стремлений, целей данной личности. - интерпретация семейной констиляции и ранних воспоминаний. Адлер анализирует структуру окружения в семье ребенка в каждый период становления. - домашние задания Модель личности: теория направлена на помощь достижения людьми их полного потенциала. Подходит для работы с группами, парами, семьями.
Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |