Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые семьи




Право включает в себя множество правовых систем. Термин «правовая система» употребляется в узком и широком значении. В узком значении «правовая система» - право определённого государства, т.е. национальная правовая система. Сейчас в мире примерно 200 таких систем, которые по определенным критериям можно классифицировать. Французский юрист-компаративист Рене Давид использовал следующие критерии:

1) юридико-технический критерий (источники права, структура действующего права, терминология, правовые принципы и др.);

2) идеологический критерий (философские, политические и экономические принципы, общественные идеалы и др.).

Р. Давид назвал их «правовыми семьями» или «семьями систем права» (широкое значение термина «правовая система»), предложив в начале 60-х годов ХХ века следующую классификацию правовых семей современности [25]:

а) романо-германская правовая семья;

б) семья «общего права» или англо­-американская семья;

в) семья социалистических систем права;

г) семья религиозно-традиционного права (философские или религиозные системы).

Рассмотрим эти основные направления:

1. Романо-германская правовая семья - это система европейского континентального права (Гер­мания, Франция, Италия, Испания, Швеция). Сюда же относятся страны Латинской Америки и ряд стран Африки.Основной признак этой системы - сформировалась на основе римского права, в ре­зультате усилий европейских университетов, которые выработали и раз­вили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана об­щую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. В ней чётко разработанное законодательство, писаные конститу­ции, кодексы, законы, многочисленные подзаконные акты, отраслевое деление права. Особенно хорошо разработано граждан­ское право. Существует развитая судебная система, призна­ется верховенство закона. Акты судебной практики имеют характер вспомогательных источников права. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Обычай в разных странах данной правовой семьи занимает неодина­ковое положение, при этом роль самостоятельного источника права им практически утрачена. В качестве источников права достаточно широко используются об­щие принципы права как вытекающие из самого закона или прямо в нем зафиксированные, так и существующие вне него. Эти принципы отража­ют подчинение права требованиям справедливости и морали, которые мо­гут меняться в зависимости от эпохи и момента времени. Общие принципы права играют существенную роль при отправлении правосудия. При опре­деленных условиях могут быть основанием для решения дел (аналогия права).

2. Англо-американская (англосаксонская) правовая семья или система «общего права» [26] берёт своё начало с 1066 года (с периода нормандского завоевания Англии). Данная правовая семья включает в основном англоязычные страны, а также те, ко­торые исторически и политически были связаны с Англией – США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Здесь основ­ным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Нет деления на публичное и частное право. Отрасли права выраже­ны не столь четко, как в романо-германской правовой системе.

В англосаксонской правовой семье различают две обособленные группы: английского права и права США. Но это не отрицает возрастания роли статутного (законодательного) права [27].

В современной Англии судебный прецедент, как правило, создают только решения палаты лордов (высшей судебной инстанции), Апелляционного суда, Высокого суда. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам указанных вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов. [28] Обычай, доктрина и разум играют определенную роль в правовой жизни Англии. В США также существует система «общего права», с той разницей, что здесь еще действует, наряду с федеральной системой, правовая система штатов: всего 51 система — 50 систем штатов [29] и одна федеральная система. Ежегодно пуб­ликуется около 300 томов судебной практики. Источниками права являются законы и судебная практика. Основополага­ющий принцип американской системы - судебный контроль за консти­туционностью законов, и здесь решающая роль принадле­жит Верховному суду США. Во всех штатах есть уголовные кодек­сы, в 25 штатах гражданские процессуальные кодексы и только в 5 штатах - гражданские кодексы. [30]

3. Система социалистического права в связи с распадом СССР и изменениями, произошедшими в бывших социалистических странах Восточной Европы сохранилась в Северной Корее, Китае, на Кубе. Для неё характерен дух коллективизма, роль государства в экономической, политической и социальной организации общества. Имеет черты романо-германской правовой системы (кодексы, структура, терминология).Первоначальным источником права считались революци­онное творчество масс, революционная целесообразность. В настоящее время происходят изменения в правовой системе России. Наблюдается ее сближение с романо-германской правовой семьёй. Современный Китай во многом заимствовал принципы социалистического права, но в последнее время усиленно развивается законодательство, регулирующее рыночные отношения, деятельность иностранных фирм на территории Китая, поло­жение особых свободных зон и районов. Преиму­щественно в сельской местности действует правовой обычай.

4. Семья религиозно-традиционного права. Сюда относятся семьи права стран мусульманского, ин­дуистского права, а также ряда стран Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара. Мусульманское право («Шариат») сформировалось и функционирует на основе ислама, возникновение которого связано сименем пророка Мухаммеда. Шариат («путь следования») – религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, чт о они должны делать и чего - не должны делать. Источники Шариата – Коран - священная книга ислама (114 сур-глав), основа мусульманского права; сунна – предания о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; иджма - единое мнение авторитетных правоведов ислама; кийас (кияс) - суждение по аналогии в вопросах права [31]. Действует и обычное право – адаты, не противоречащее исламу.

Индуистское право - право общины, предусматривающее закрепление кастовой структуры и вытекающих из доктрин индуизма правил поведения. Допускается обычай, связан­ный с религиозной доктриной. Конституция 1950 года Индии отвергла систему каст. Принимаются законы. Судебные прецеденты являются источником права в современной Индии.

Конституционное право или Государственное правоотрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера. Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Также в рамках конституционного права устанавливаются основные государственные конституционные характеристики, принципы организации государственной власти. Контроль выполнения норм принадлежит государству.

Среди методов, используемых им в целях контроля, доминирующее положение занимает императивный. Он имеет запрещающий или обязывающий характер. Другие методы, имеющие дозволительные, принципы, к которым относятся: системный, сравнительно-правовой, статистический, метод формально-юридического анализа, а также диалектический и конкретно-социологический методы.

В основу названия и сути конституционного права лег главнейший законодательный акт нашей страны – Конституция. Тем не менее, это право предполагает не только исполнение конституционных законов и норм Конституции, но содержит и другие нормативные акты. Конституционное право является ядром правовой системы Российской Федерации и центром, от которого все иные правовые отрасли берут свое начало.

Областью регулирования конституционного права являются наиважнейшие общественные отношения, среди которых, к примеру, основные положения государственного строя, избирательной системы, судоустройства. Права и обязанности гражданина и государства, определенные в конституционном праве, имеют более конкретные пояснения в других, более узких правовых отраслях.

СУБЪЕКТАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯВЛЯЮТСЯ:

§ физические лица;

§ само государство, представленное государственными органами;

§ административные образования и субъекты федерации;

§ общности – этнические и социальные;

§ общественные гражданские объединения

Все элементы правовой системы, кроме конституционного, имеют четко очерченную область влияния. Гражданское право регулирует неимущественные и имущественные отношения, трудовое – отношения во время исполнения трудовых обязанностей работником, семейное – отношения, вырастающие из брака. Конституционное же право имеет отношение ко всем отраслям, совокупности его норм затрагивают трудовые, гражданские, административные и иные отношения. При этом противоречить элементы правовой системы конституционному праву не могут.

КРАТКО О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ:

Конституционное право представляет собой ведущую отрасль системы права нашей страны. Конституционное право сходно с любой другой отраслью права; это группа правовых норм, то есть обязательных для всех норм поведения, вследствие нарушения которых применяется государственное принуждение в разных формах.

Правовые нормы, являющиеся составными частями данной отрасли, определены общими признаками и связаны между собой; они все посвящены отношениям личности и государства, конституционным характеристикам государства, регламентируют организацию государственной власти.

Конституционный строй - это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.

Конституция - основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Конституция: 1) основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке; 2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением; 3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью; 4) способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты; 5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности; 6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Конституции принято разделять на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны жизни государства. Неписаные конституции являются собранием различных законов, в своей совокупности составляющих конституционное право данной страны.

По содержанию конституции бывают идеологическими (предназначенными для пропагандистских целей), конституциями власти (устанавливающими и распределяющими властные функции) и конституциями человека (в центре которых человек, его права и свободы).

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Специфические черты Конституции: особый субъект - народ РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения

Понятие. Названные выше конституционные права принадлежат человеку, человеку и гражданину, либо только гражданину. Таким образом, из числа лиц, проживающих на территории России, наибольшими правами обладают ее граждане, составляющие большинство населения. Вопросы гражданства урегулированы Европейской конвенцией о гражданстве ETS № 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), Конституцией в виде установления гражданства в качестве одной из основ строя, а в основном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (утв. указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325).

Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (абз. 2 ст. 3 Закона). Таким образом, граждан следует считать не членами государства, о чем нередко говорят в литературе, но лицами, находящимися в правоотношениях с ним. О правах граждан говорилось ранее, примером обязанности является защита Отечества, а государство несет обязанность защищать и покровительствовать гражданам за его пределами.

Принципы. Российское гражданство строится на следующих принципах (ст. 6 и 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона): 1) оно является единым (т.е., общим для всей территории страны, не допускается гражданство субъектов федерации, кроме почетного и т.п.); 2) равным независимо от оснований приобретения (в отличие от, например, США и Бразилии, где президентом и вице-президентом могут быть только граждане по рождению, или Саудовской Аравии, где подданные по рождению имеют большие права); 3) невозможность лишения гражданства (в то время как в СССР это допускалось, а ныне допускается к примеру в США за акт измены); 4) право изменять гражданство или приобретать двойное гражданство (Европейская конвенция о гражданстве использует более точное понятие множественного гражданства) в соответствии с законом или международным договором (двойное гражданство по общему правилу не умаляет прав гражданина, если иное не предусмотрено законом, в частности, такие лица не вправе избираться и назначаться на государственные должности и должности государственной службы, сложнее допускаются к государственной тайне); 5) гражданин не может быть выслан из страны или выдан другому государству; 6) поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими в РФ.

Основания приобретения. Закон перечисляет следующие основания: 1) по рождению (иначе, филиация); 2) прием в гражданство (натурализация); 3) восстановление в гражданстве; 4) иные основания.

По рождению есть наиболее частое основание приобретения гражданства, оно имеет место в следующих случаях (ст. 12 Закона):

а) если оба или единственный родитель являются гражданами РФ независимо от места рождения ребенка (здесь действует принцип «крови»); б) один из родителей - гражданин РФ, а другой - лицо без гражданства или безвестно отсутствующий, либо место его нахождения неизвестно независимо от места рождения; в) один родитель - гражданин РФ, а другой - иностранный гражданин, если ребенок родился на территории РФ (принцип «почвы») либо останется без гражданства; г) оба или единственный родитель - иностранные граждане или лица без гражданства и проживают в России при условии, что ребенок родился на территории РФ, а иное государство не предоставляет ему гражданство (в США, Мексике и Боливии в любом случае достаточно родиться на территории страны, включая военные и торговые суда, при праве в 18 лет выбрать гражданство, в то же время США не предоставляют гражданство «американцам заморских владений»); д) ребенок находится на территории РФ и его родители неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев после обнаружения ребенка.

Прием в гражданство предназначен для иностранцев (так, в 2008 г. в российское гражданство перешла японская фигуристка Юко Кавагути) и лиц без гражданства. Он предусматривает общий (ст. 13) и упрощенный (ст. 14) порядок. (Заявления в любом случае принимаются в Федеральной миграционной службе или в МИД, но решения принимаются в первом случае Президентом РФ (комиссией при нем) в срок до 1 года, а во втором - ФМС в срок до 6 месяцев.) гражданстве РФ (ст. 15) имеет место, когда иностранные граждане и лица без гражданства ранее имели гражданство РФ с соблюдением всех условий для общего порядка. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет. Данное основание может использоваться, например, женщинами, вышедшими замуж за иностранцев и возвращающихся в Россию, либо просто бывшими эмигрантами.

Иными основаниями являются, например, оптация - выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории проживания или трансферт - то же, но без права выбора. Сюда следует отнести и основание, предусматривавшееся старым законом о гражданстве 1992 г., принятый после распада СССР, согласно которому все граждане СССР, постоянно проживавшие на тот момент на территории России, становились гражданами РФ (эта норма применима и сегодня в случаях судебного обжалования непредоставления гражданства отдельным лицам, проживавших, но не зарегистрированных тогда по месту жительства).

Прекращение гражданства. Практически единственным основанием прекращения гражданства является выход из него. Он также возможен в общем и упрощенном порядке (для лиц, проживающих за рубежом, или детей, один из родителей которых является иностранным гражданином). Выход из гражданства не допускается, если гражданин имеет перед РФ не выполненное обязательство по федеральному закону (например, налоговая служба выдает справку об отсутствии задолженностей), привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или вынесен обвинительный приговор, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения

Президентство является относительно молодым институтом в российской

конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный

интерес. Целью представленной работы является рассмотрение основных

элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было

необходимо решение нескольких задач:

 

- во-первых, необходимо было отметить наиболее важные моменты в процессе

избрания Президента РФ;

 

- во-вторых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное

Президентом РФ;

 

- в-третьих, обратить внимание на процедуру прекращения полномочий

Президента РФ, ее возможные варианты.

 

Указанные выше задачи определили структуру работы: основная часть

представлена тремя пунктами - «Порядок избрания Президента РФ»,

«Полномочия Президента РФ» и «Прекращение полномочий Президента РФ»,

каждый из которых подразделяется на подпункты, способствующие более

полному и логичному рассмотрению того предмета, о котором идет речь в

данном пункте.

 

Источниковая база представлена основным кодексом, необходимым для

рассмотрения института Президентства (Конституция РФ), а также поясняющими

его юридическую силу и принципы работами, которые большей своей частью

представлены учебниками для высших учебных заведений. Немаловажную роль в

подготовке настоящей работы сыграли некоторые периодические издания.

 

Вопросы, рассматриваемые в представленной работе, поднимаются не впервые,

поскольку предмет данной работы в достаточной степени изучен в юридической

литературе. Тем не менее, определенная субъективность подхода в той или

иной степени присутствует.

 

1. Порядок избрания Президента РФ.

 

1.1. Истоки института Президентства РФ.

 

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в

развитии российской государственности. Советской республике, с

господствовавшей концепцией полновластия Советов, такой институт был

органически чужд. Высказывавшиеся идеи об учреждении института президента

СССР отвергались, и лишь в 1990 году пост Президента СССР был учрежден,

что повлекло за собой существенные изменения в Конституции СССР.

 

Вопрос об учреждении поста Президента в России решился путем

всероссийского референдума, и первый президент РФ был избран путем прямых

всенародных выборов 12 июня 1991 года. Его статус (согласно Конституции

1978 года) существенно отличался от статуса, определяемого Конституцией

1993 года. В ней (в Конституции 1978 года):

 

- Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной

власти (с 1993 - Президент является главой государства);

 

- Президент не определял основные направления внутренней и внешней

политики (как в Конституции 1993 года);

 

- Президент не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного

Совета;

 

- Президент не принимал участия в назначении членов Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора,

Председателя Центрального Банка;

 

- Президент был обязан предоставлять доклады Съезду народных депутатов о

выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и

иных программ.

 

Существовал и ряд других отличий. Как видно, конституция 1993 года внесла

существенные изменения в статус Президента и его полномочия.

 

1.2. Выборов Президента РФ.

 

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее

демократическим путем - «на основе всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании». На конституционном уровне не

закрепляется альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах

она признается обязательной.

 

В Конституции также определены требования, которым должен соответствовать

кандидат в Президенты.

 

Для осуществления ответственных функций главы государства кандидат в

Президенты должен обладать достаточным жизненным опытом, поэтому

установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35

лет. Конституция РФ, следуя принципу равного гражданства, не оговаривает в

качестве обязательного условия то обстоятельство, что лицо, избираемое

Президентом, должно быть гражданином страны по рождению. Не поднимается

также вопросов об обладании государственным языком, принадлежность к

определенной национальности. Конституция 1993 года также сняла ограничение

на предельно допустимый возраст кандидата в Президенты.

 

Конституция также вводит требование для лица, избираемого Президентом, о

постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет. Данное

требование основано на идее о том, что Президент должен хорошо знать

ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.

 

Порядок назначения выборов, выдвижение и регистрация кандидатов,

проведение предвыборной агитации, организация работы избирательных

комиссий, порядок голосования и другие подобные вопросы подробно

определены в федеральном законе «О выборах Президента Российской

Федерации» от 31 декабря 1999 года.

 

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем

выборов является первое воскресенье после истечения конституционного

срока, на который был избран Президент; исчисление этого срока начинается

со дня его избрания.

 

Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное

объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие

инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать

в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей

избирателей, при чем на один субъект РФ должно приходиться не более 70

тысяч подписей.

 

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух

кандидатов.

 

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов

избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов

не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам,

получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным

считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов

избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов

избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число

больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом норма о

необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных

избирателей не действует.

 

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее

половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

 

В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день

проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по

которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если

при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был

избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания

назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и

первые.

 

При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие)

которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при

повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты в

кандидаты.

 

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года. Конституция

предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность

Президента более двух сроков подряд. Это связано с целью

воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц,

появлению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны

власти свежих сил. Конституция предоставляет способному политику,

оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой

срок, кроме очередного.

 

1.3. Вступление Президента РФ в должность.

 

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией

процедура его вступления в должность, которая происходит на 30-й день со

дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о

результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в

торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов

Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится

народу. Ее текст сформулирован в статье 82 Конституции следующим образом:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации

уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и

защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и

независимость, безопасность и целостность государства, верно служить

народу».

 

Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России -

Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается

Государственный флаг России.

 

Символами президентской власти в РФ являются штандарт (флаг) Президента РФ

и Знак Президента РФ. Описание и порядок использования штандарта

установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 года. Местонахождением

оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента в

столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией

Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них

Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах.

Знаком Президента является орден «За заслуги перед отечеством» I степени.

 

Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному

Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им

присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста

Конституции РФ.

 

«Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им

присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в

должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом».

 

Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые

последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои

полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых

должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные

представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном

Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов

последние продолжают исполнение своих полномочий.

 

2. Полномочия Президента РФ.

 

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не

означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным

источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ

Российской Федерации.

 

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может

претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной

власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами -

она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения

функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную,

исполнительную и судебную власть.

 

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных

государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него

задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой

законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов

государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к

одной из трех ветвей власти. Правовое положение Президента характеризуется

прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что

он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто

избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

отношениях.

 

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так,

Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку

Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и

т.п.

 

Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции

Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней

Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент

перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции

исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской

Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент

определяет основные направления деятельности Правительства и организует

его работу.

 

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за

Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе

органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими

органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент

Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации,

Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской

Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность

деятельности основных государственных органов Российской Федерации,

поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение

согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации,

строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод

человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом

полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и

обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти

полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно

обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

 

- формированием федеральных органов государственной власти;

 

- участием в законотворчестве;

 

- функционированием исполнительных органов государственной власти;

 

- обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти

на всей территории РФ;

 

- внешней политикой и обороной;

 

- иными сферами государственной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.241 сек.