Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов власти и управления в России




Принятое в нашей стране разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей: законодатель творит законы, правительство обеспечивает их выполнение, суды осуществляют правосудие на основе законов.

В организационном смысле разделение властей означает, что каждая должна соблюдать независимость других: законодательная власть не должна вмешиваться в функции правительства или влиять непосредственно на деятельность суда; правительство не может игнорировать требования законов и вмешиваться в деятельность органов правосудия; судебные органы не могут создавать законы и подменять исполнительную власть.

Важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти; государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

37Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти.

Основные принципы организации местного самоуправления в современной России определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Правовые основы местного самоуправления имеют три уровня: федеральный, региональный и локальный или местный. К федеральному уровню относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Постановления Конституционного суда РФ. К региональному уровню – Конституции или Уставы субъектов РФ, законы и другие правовые акты госорганов субъектов РФ. К местному – Уставы муниципальных образований и иные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

Основным нормативным актом муниципального образования является Устав муниципального образования, который принимается представительным органом муниципального образования тайным голосованием не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) подразделяются на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район и городской округ.

На территории города Вуктыла с подчиненной ему территорией расположены 6 муниципальных образований: муниципальный район «Вуктыл», городское поселение «Вуктыл», сельские поселения: «Дутово», «Лемтыбож», «Подчерье» и «Усть-Соплеск».

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом, могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ.

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей гарантией служит гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

Самостоятельность формирования местных бюджетов заключается в том, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль исполнения и утверждения отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципального образования собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом, согласно 131-му Федеральному закону, наличие представительного органа, главы и администрации муниципального образования является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100 человек, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

На муниципальных выборах избираются Советы муниципальных образований и главы, если это предусмотрено уставом. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные Уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законодательством, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Выборы в органы местного самоуправления на территории города республиканского значения Вуктыл с подчиненной ему территорией проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Депутатом представительного органа муниципального образования может быть гражданин Российской Федерации с 18 лет, выборным должностным лицом – с 21 года.

Совет муниципального района «Вуктыл» состоит из 20 депутатов, Совет городского поселения «Вуктыл» - из 15, в Советах сельских поселений «Дутово» и «Подчерье» – по 10 депутатов, в Советах сельских поселений «Лемтыбож» и «Усть-Соплеск» - по 7.

Должностное лицо местного самоуправления может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Он подотчетен и подконтролен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается из состава депутатов представительного органа местного самоуправления либо на муниципальных выборах, а местную администрацию возглавляет руководитель (глава администрации), нанимаемый по контракту на конкурсной основе. По закону возможны и другие варианты построения муниципальной власти.Местной администрацией руководит глава (руководитель) местной администрации на принципах единоначалия.

конституционный статус личности

Основы правового положения личности – это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Важнейшими компонентами этого института являются: 1) основные права, свободы и обязанности личности; 2) гражданство. Институт прав и свобод, – главный в конституционном праве, – закрепляет свободу человека от произвола государственной власти. При всей своей многогранности и сложности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах. 1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства. 2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы. 3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок – не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено. 4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы. 5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать росту общего благосостояния в демократическом обществе. Термин «свобода» употребляется в двух значениях, неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском, смысле этого слова. В каком бы государстве ни находился человек, на месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) – он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого является, а также государства, в котором находится. Состояние свободы не даруется публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения. Подобно тому, как человек рождается с головой, руками, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным. Это – акт природы, а при религиозном подходе – Творца. Совокупность основных, т. е. неотчуждаемых прав, это и есть естественное право. Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длинную цепь правовых актов и действий, начало которым дает конституция. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А поскольку этого нет, то данную формулировку можно толковать как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права. Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Правовой статус личности - это совокупность прав и обязанностей, человека и гражданина, закрепленных в обязательных для исполнения актах государственной власти и гарантированных государством.

Элементы основ правового статуса личности: регулирование отношений по поводу гражданства, закрепление основных принципов правового статуса личности; установление основных, неотъемлемых прав, свобод, обязанностей человека и гражданина.

Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: а) личные, б) политические, в) экономические, социальные и культурные.

В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении заметна структурированность прав.

Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Особенности личных прав и свобод: они неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения; они связаны с личной жизнью человека; не зависят от наличия гражданства.

К личным правам и свободам относятся: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам; права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право определять и указывать национальную принадлежность; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания; право свободно выезжать за пределы РФ и право граждан России беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести; свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свобода мысли и слова, при этом не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Политические права и свободы включают: Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Право участвовать в управлении делами государства как лично (путем участия в выборах либо референдуме), так и через представителей. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Равный доступ к государственной службе. Не допускается при поступлении на государственную службу и при ее прохождении ограничений или преимуществ в зависимости от расы, пола, национальности, языка. Право участвовать в отправлении правосудия. Граждане могут участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей в уголовном процессе и арбитражных заседателей в арбитражном процессе Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

К числу экономических, социальных и культурных прав от­носятся: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право наследования; право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международ-ного права и в соответствии с Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и

гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

 

Конституционные (основные) обязанности

КОНСТИТУЦИОННЫЕ (ОСНОВНЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ — совокупность закрепленных в Конституции РФ обязанностей, возлагаемых или на всех лиц, пребывающих на территории Федерации, или только на граждан РФ. К.о. являются элементом правового статуса человека и гражданина, носят всеобщий характер, их осуществление необходимо для поддержания конституционного правопорядка и надлежащего режима конституционной законности. Важнейшая К.о. — соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15). Она распространяется на всех граждан и лиц без гражданства, иностранных граждан, должностных лиц государства, на все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституцией закреплены обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44). Конституция устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), получении ими основного общего образования (ч. 4 ст. 43) и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституция РФ объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59). Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) устанавливает, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы уголовно наказуемо (ст. 339 УК РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 59) гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

41.Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Декларация прав ребёнка[1], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.