Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействия




Психолингвистика речевого воздействия

Глава 16. Психолингвистика речевого

 

Что мы понимаем под <речевым воздействием>? В

сущности, любое общение - это речевое воздействие.

Однако если предметом и содержанием предметно ориен-

тированного общения является взаимодействие в процессе

совместной деятельности, а предметом и содержанием

личностно ориентированного общения - то или иное

изменение в психологических отношениях людей, то

третий его вид, социально ориентированное общение,

предполагает изменение в социально-психологической

или социальной структуре общества или стимуляцию

прямых социальных действий через воздействие на пси-

хику членов данной социальной группы или общества в

целом (Леонтьев, 1997). Такое социально ориентирован-

ное общение может быть прямым (митинг, вообще лю-

бое публичное выступление перед <живой> аудиторией),

а может быть опосредствованным (радио, телевидение,

пресса). При этом оно может быть сосредоточено во вре-

мени (одновременное или практически одновременное

общение со всей аудиторией) или рассредоточено (каж-

дый пешеход читает щитовую рекламу тогда, когда мимо

нее проходит); аудитория также может быть сосредото-

чена в пространстве (опять-таки митинг) или рассредо-

точена (телевидение).

 

То, что мы называем здесь речевым воздействием, -

это и есть различные формы социально ориентированного

общения. Иными словами, это массовая коммуникация

(радио, телевидение, пресса); формы пропаганды, не

укладывающиеся в традиционный объем массовой ком-

муникации - такие, как расклеиваемые или распростра-

няемые листовки, документальные кинофильмы,

видеофильмы, компьютерные программы с задачей социаль-

ного (социально-психологического) воздействия; наконец,

различные формы рекламы - как коммерческой, так и

политической'. Кроме того, в социально ориентированное

общение входят различные формы непосредственного со-

циального воздействия вроде лекций, устных публичных

выступлений и т.д. Наконец, к той же проблематике тяго-

теет то, что часто называется <психологической войной> -

система социально и социально-психологически ориенти-

рованных действий, определяемая как <...планомерное ве-

дение пропаганды, главная цель которой заключается в том,

чтобы влиять на взгляды, настроения, ориентацию и пове-

дение войск и населения противника, население нейтраль-

ных и союзных стран, с тем чтобы содействовать

осуществлению государственных целей и задач> (Лаинбард-

жер, 1962, C.5-6Y.

 

Конечно, не вся проблематика, связанная с социаль-

но ориентированным общением, <подведомственна>

 

' В нашей стране термины <массовая коммуникация>, а

одно время и <пропаганда> в 1960-1980-х гг. были запрет-

ными (впрочем, по разным причинам: первый как <буржуаз-

ный>, а второй из своего рода социальной стыдливости:

это у <них> пропаганда, а у нас - коммунистическое вос-

питание трудящихся. Но в третьем издании БСЭ была

помещена статья <Коммунистическая пропаганда>,

написанная - на хорошем научном уровне - тогдашним

сотрудником Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС

В.Ф.Провоторовым). Когда в начале 1970-х гг. автор этой

книги начал читать соответствующий курс на факультете

психологии МГУ, пришлось придумать ему название

<Психология общения в больших системах>...

 

' Собственно, это определение взято из основного ус-

тавного документа для рот пропаганды армии США - спе-

циального наставления FM 33-5 <Ведение психологической

войны> (см. также Леонтьев, 1983).

психолингвистике. Этим видом общения занимается и со-

циология, и социальная психология, и общая психоло-

гия (особенно в аспекте мотивов и вообще психологии

личности), и другие гуманитарные науки. Но психолинг-

вистика интересуется процессами социально ориен-

тированного общения под своим собственным углом

зрения - с точки зрения влияния языковых и речевых

особенностей текста на усвоение, запечатление и перера-

ботку информации. А поскольку в большинстве из пере-

численных форм общения оно имеет преимущественно,

если не исключительно речевой характер, причем как

воздействующее начало выступает текст во всей полноте

своих языковых и содержательных характеристик (как в

художественной речи), психолингвистика речевого воз-

действия составляет основную или по крайней мере дос-

таточно внушительную часть научной проблематики

социально ориентированного общения.

 

Научное изучение речевого воздействия в России и

СССР началось задолго до наших дней. Признанным клас-

сиком психологии речевого воздействия является Н.А.Ру-

бакин, чья основная книга сравнительно недавно

переиздана (1977; см. также Рубакин, 1972). Из широко

известных авторов 1920-1930-х гг. назовем Я.Шафира

(1927), СЛ.Вальдгарда (1931). Специально психолингви-

стическими проблемами радиоречи (хотя, конечно, без

использования термина <психолингвистика>) в те годы

занимался С.И.Бернштейн - эти его работы в настоящее

время переизданы (1977). Интересны и публикации

Л.П.Якубинского (например, 1926). С середины 1930-х гг.

такого рода исследования по понятным причинам не про-

водились и не публиковались; они вновь возродились

только в 1960-1980-е годы, в основном в рамках при-

кладной психолингвистики (см. ниже).

 

На Западе основная масса теоретических и экспери-

ментальных исследований социально ориентированного

речевого воздействия появилась в 1940-1960-х гг. Эти

исследования (краткий их обзор дан в Артемов, 1974 и

Пруха, 1974) связаны с такими громкими именами, как

Г.Ласуэлл, П.Лазарсфелд, Б.Берелсон, Д.Кац, Дж.Клэп-

пер, Л.Ховлэнд, Дж.Олпорт, И.Кац и многие другие.

Изложение собственно психолингвистической пробле-

матики зарубежных, в первую очередь американских ис-

следований дано в Пруха, 1974 и Леонтьев, 1983 а.

 

Концептуальные основы психолингвистики речевого

воздействия в России. Такими основами являются, с од-

ной стороны, психология деятельности, восходящая к

А-Н.Леонтьеву^ и Л.С.Выготскому, а с другой психология

общения (сложившаяся в начале 1970-х гг. и наиболее

полно представленная в нашей книге 1974 г. - Леонтьев,

1974, переизданной в 1997 г.). В семидесятые годы поя-

вилась наша работа (Леонтьев, 1972), выполненная вме-

сте со студентами В.А.Вилюнасом и В.И.Гайдамаком и

сразу же переведенная на английский и чешский языки;

вышла основополагающая книга Ю.А.Шерковина (1973);

появилась серия публикаций Т.М.Дридзе, завершившаяся

ее книгами (1980; 1984). Основная мысль всех этих ра-

бот - в том, что речевое воздействие есть преднамерен-

ная перестройка смысловой (в психологическом значении

этого слова - ср. <личностный смысл> А.Н.Леонтьева)

сферы личности. При этом текст социально ориентиро-

ванного общения решает три основных психологических

задачи. Это, во-первых, привлечение внимания к тексту,

во-вторых, оптимизация его восприятия, в-третьих,

принятие его содержания реципиентом. Психолингвис-

тические особенности текста могут и должны иссле-

доваться дифференцирование в зависимости от их

ориентированности на ту или иную задачу.

 

Разработка психолингвистики речевого воздействия

на первом этапе. Она так или иначе была связана с

методами изучения и оценки эффективности речевого

 

" Ему принадлежит, кроме того, одна из первых, если не

первая публикация по психологии речевого воздействия в

нашей психологической литературе (А.Н. Леонтьев, 1968).

 

воздействия - как с собственно методиками, так и с

выделением в тексте таких опорных элементов, которые

должны <представлять> текст в исследованиях его эффек-

тивности. Специфически психолингвистическими здесь

являются методики семантического шкалирования и ас-

социативные методики. Исследовались психолингвисти-

ческие характеристики текстов, ориентированных на

воздействие, психология речевых стереотипов, факторы

селективности в восприятии текстов массовой коммуни-

кации и другие. Особенно значимы были выводы

Т.М.Дридзе о существовании так называемых семиоти-

ческих групп, т.е. групп реципиентов массовой комму-

никации, объединяемых по признаку одинакового уровня

владения речевыми навыками и умениями, необходи-

мыми для переработки информации, получаемой по ка-

налам массовой коммуникации.

 

Первые публикации по психолингвистике речевого

воздействия - это тезисы симпозиумов по психолингвис-

тике. Уже в 1968 году, на втором таком симпозиуме, с прин-

ципиальным докладом выступила Т.М.Дридзе (Материалы

II симпозиума..., 1968). На III симпозиуме действовала спе-

циальная секция <Психолингвистические проблемы в ис-

следовании эффективности речевого воздействия>, где,

кроме Т.М.Дридзе, выступали А.У.Хараш, Ю.А.Шерковин,

Е.А.Ножин (впервые поставивший проблему психолинг-

вистики публичной ораторской речи), М.С.Мацковский

(проблема <читабельности> текста), В.Л.Артемов (речевые

стереотипы), Е.И.Негневицкая (эффект вербальной сатиа-

ции, т.е. своего рода <пере-насыщенности>, ведущий к

субъективной десемантизации слов), Л.В.Сахарный (проб-

лема <ключевых слов>) и другие ведущие специалисты

(Материалы III симпозиума..., 1970). На IV симпозиуме с

докладами на интересующие нас темы выступали, в част-

ности, Е.А.Ножин, Ю.А.Шерковин, Ю.А.Сорокин (Ма-

териалы IV симпозиума..., 1972).

 

В те же годы появились сборники <Речевое воздействие>

(1972); в нем, в частности, была опубликована интерес-

нейшая работа А.Ф.Воловика и П.Б.Невельского <Усло-

вия непроизвольного запоминания языковых элементов

наглядной агитации>, первая публикация А.П.Журавлева

о символическом значении языкового знака, одна из

основных работ Т.М.Дридзе) и <Психолингвистические

проблемы массовой коммуникации> (1974). Эта после-

дняя книга носила обобщающий характер. В нее вошла, в

частности, наша работа <Психолингвистическая пробле-

матика массовой коммуникации>, где впервые более или

менее полно анализировались психологические и психо-

лингвистические особенности радио- и телевизионной

речи, статьи Б.Х.Бгажнокова и Е.Ф.Тарасова о психолинг-

вистических особенностях соответственно радиоречи и

рекламы, а также несколько публикаций по психолинг-

вистическим методикам исследования восприятия мас-

совой коммуникации.

 

Итоговой публикацией Московской психолингвис-

тической школы по данной проблематике явилась кол-

лективная монография <Смысловое восприятие речевого

сообщения (в условиях массовой коммуникации)> (1976).

Здесь отразилась практически вся теоретическая и экспе-

риментальная проблематика психолингвистики речевого

воздействия, разрабатывавшаяся к тому времени в СССР.

Из авторов этой книги нельзя не упомянуть Марью Лау-

ристин, Пеэтера Вихалемма и Вийве Руус, первая из

которых стяжала себе в начале 1990-х гг. шумную и впол-

не заслуженную политическую известность в независи-

мой Эстонии.

 

Из отдельных статей и других публикаций того вре-

мени назовем коллективную статью о рекламе (Леонтьев

и др., 1973), брошюру Е.Ф.Тарасова и Л.С.Школьника

<Язык улицы> (Школьник, Тарасов, 1977) и выполнен-

ный С.А.Минеевой первый обзор зарубежных экспери-

ментальных исследований по эффективности публичной

ораторской речи (Минеева, 1973). Наконец, нельзя не

упомянуть несколько публикаций Е.И.Красниковой (осо-

бенно, 1976), которая сумела экспериментально пока-

зать действие механизма звукового символизма в воспри-

ятии связного текста".

 

Направления дальнейшей разработки психолингвисти-

ки речевого воздействия и ее современное состояние. С конца

1970-х гг. в Московской психолингвистической школе

выделилось специальное направление, названное его соз-

дателями <теорией речевой коммуникации>. Основные

публикации этого направления принадлежат уже

упоминавшимся Е.Ф.Тарасову (Тарасов, 1977; 1978; 1979;

1986 и др.; Тарасов, Школьник, 1977) и Л.С.Школьнику

(1976 и др.). С их участием психолингвистическая пробле-

матика стала разрабатываться также в рамках секции

<Массовые коммуникации в обучении и воспитании> Пе-

дагогического общества РСФСР, выпустившей несколь-

ко сборников (например, Эмоциональное воздействие

массовой коммуникации..., 1978). Кроме того, началась

интенсивная работа по заказу телевидения, вылившаяся

в несколько статей - от Леонтьев и др., 1976 до Леонть-

ев, 1990, в том числе особенно интересна статья (Тара-

сов, Сорокин, Бгажноков, 1984) - и множество

неопубликованных материалов, в том числе экспертных

заключений по отдельным телепередачам и сериям пере-

дач. Хотелось бы думать, что эта работа не осталась втуне

и сыграла роль в том резком повышении профессиональ-

ного уровня Центрального телевидения, которое было

заметно накануне перестройки. К сожалению, подготов-

ленное нами пособие по психологии и психолингвисти-

ке телевидения было <зарублено> руководством

Гостелерадио в начале 1980-х гг. Близкие исследования

велись на факультете психологии МГУ под руководством

 

" После выхода ее работ одна из зарубежных подпольных

компартий наводила справки о том, нельзя ли использовать

<эффект Красниковой> при написании и распространении

политических листовок. Пришлось честно ответить, что это

теоретически возможно, но практически более чем

затруднительно.

 

О.Т.Мельниковой и в Ленинградском университете под

руководством Н.Г.Бойковой (см. Бойкова, Коньков, По-

пова, 1986).

 

После 1985 года систематической работы в данном

направлении Московская психолингвистическая школа

не вела, ограничиваясь отдельными, в основном частны-

ми, публикациями или, напротив, обобщающими тео-

ретическими материалами. Из существенных публикаций

этих лет назовем (Жельвис, 1990).

 

<Перестройка> и <гласность> принесли с собой, меж-

ду прочим, возможность для непрофессионалов практи-

чески бесконтрольно публиковать книги на <ходкие>

околонаучные и даже научные темы. Отсюда огромное

число вышедших после 1986 г., а особенно после 1991 г.,

оригинальных и переводных книг по общению (прежде

всего деловому), психотерапии, психоанализу и т.д. Ги-

гантскими тиражами стали выходить, в частности, кни-

ги Д.Карнеги, - а это еще не самые худшие. Не избежали

этого и вопросы речевого воздействия. Так, в последнее

десятилетие было опубликовано множество книг по так

называемому <нейролингвистическому программирова-

нию>, из одного из направлении психотерапии перерос-

шему в нечто вроде научной секты - типа сайентологии

(см. об этом направлении, например, Бэндлер и Гриндер,

1995).

 

Совершенно новое для отечественной науки направ-

ление, расцветшее после 1991 г., - это политическая

психология. Конечно, работы в этом направлении велись

и раньше, но в открытую печать не проникали. Сейчас

такие публикации нередки, хотя они основываются чаще

всего на коррекции и адаптации к российскому обще-

ству результатов, ранее полученных зарубежными иссле-

дователями. В качестве положительного примера приведем

пособие <Политиками не рождаются>, подготовленное

Центром политического консультирования <Никколо

М>, где есть специальная глава <Власть языка и язык вла-

сти: власть, основанная на речевом сообщении> (Абаш-

кина и др., 1983). Однако, как и большинство аналогич-

ных работ, эта книга совершенно не использует психо-

лингвистические исследования речевого воздействия,

накопленные в отечественной науке.

 

Методы психосемантики несколько лет после 1991 г.

использовались в исследованиях политического сознания,

осуществленных В.Ф.Петренко и его сотрудниками. Эти

исследования обобщены в книге (Петренко, Митина,

1997).

 

Еще в середине 1980-х гг. циклом работ Д.Л.Спивака

(см.особенно: Спивак, 1986) были начаты исследования

в области суггестивной лингвистики в условиях изме-

ненных состояний сознания. В начале 1990-х гг. в Перми

была создана лаборатория суггестивной лингвистики, где

исследуются, в частности, смежные проблемы психолин-

гвистики и психотерапии, в том числе гипноза. Эта лабо-

ратория непосредственно занимается и проблемами

социально ориентированного общения. Основная пуб-

ликация по данной проблематике - Черепанова, 1996. Из

других интересных исследований по <психолингвотера-

пии> см., например, Коломийцева, 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.255 сек.