Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные примеры




В заключение хочу кратко вспомнить о двух старцах нашего времени, которых я имел счастье знать лично. Первый – о. Амфилохий (+ 1970), одно время бывший настоятелем монастыря ап. Иоанна на Патмосе, а позднее – духовным отцом женской монашеской общины, которую он основал недалеко от этого монастыря. Что особенно характерно было для него – это мягкость и теплота его любви и чувство спокойной, но вместе с тем ликующей радости. Жизнь во Христе, как он ее понимал, – не тяжкое иго и бремя, которое надо покорно нести, но личное общение, требующее сердечного пыла Он твердо противостоял всякому духовному насилию и жестокости. Лежа на смертном одре и прощаясь с монахинями, которых окормлял, он убедительно просил настоятельницу не быть слишком строгой с ними: "Они оставили все, чтобы прийти сюда, и они не должны быть несчастны". [30] Когда я возвращался с Патмоса в Англию после принятия сана священника, он твердо говорил, что не нужно бояться ничего.

Второй пример – архиепископ Иоанн (Максимович), русский епископ в Шанхае, затем в Восточной Европе и наконец в Сан-Франциско (+ 1966). Почти карликового роста, с всклокоченными волосами и бородой, заикающийся, он очень смахивал на "юродивого во Христе"' Будучи постоянно в трудах и молитвах, он со времени принятия монашества не ложился ночью в постель, вырывая для сна случайные свободные минуты в течение суток. На босу ногу ходил он по парижским улицам, а однажды служил панихиду прямо на трамвайной линии неподалеку от марсельского порта. Пунктуальность была ему абсолютно чужда. Наиболее умеренные из паствы владыки Иоанна, сбитые с толку непредсказуемостью его поведения, не раз высказывали сомнения в его пригодности для административного епископского служения. Но при таком полном попрании обычных формальностей ему удавалось то, в чем другие, полагавшиеся на мирское влияние и опыт, терпели провал, как, например, когда вопреки всяким ожиданием и идя вразрез с системой квот, он обеспечил прием тысяч беженцев из России в США.

В личном общении он был чрезвычайно ласков и быстро завоевывал доверие маленьких детей. Особенно поражала сила его заступнических молитв. По возможности, он служил литургию ежедневно, причем она занимала в два-три раза большее, чем обычно, время из-за множества поминаемых имен. И когда он молился за людей, они никогда не бывали для него просто именами в длинном списке, но всегда личностями. Расскажу об одном характерном случае. У владыки Иоанна был обычай раз в год посещать монастырь Св. Троицы в Джорданвиле. В одно из посещений, когда он уже покидал монастырь, один монах дал ему записку с именами четырех тяжелобольных. Вл. Иоанн в течение года получал многие тысячи таких просьб помолиться. Приехав на следующий год в монастырь, он подозвал к себе этого монаха и, к величайшему изумлению последнего, извлек из глубины своей рясы измятую и изорванную ту самую записку. "Я молился за твоих друзей, – сказал вл. Иоанн, – но двое из них (он назвал имена) мертвы, а другие двое выздоровели". Так оно и было. Даже на расстоянии он умел разделять заботы своих чад. Один из них, о. (ныне архиепископ) Иаков, настоятель небольшого монастыря в Голландии, сидел как-то в своей комнате, не в силах заснуть в тревоге о чем-то Вдруг среди ночи зазвонил телефон: вл. Иоанн, находившийся в сотнях миль от этого места, звонил, чтобы сказать, что о. Иакову пора идти спать: "Ложись спать, а то, о чем ты просишь у Бога, непременно сбудется". 31

Такова роль духовного отца. Как выразил это Варсануфий, "я пекусь о тебе более тебя самого".

 

[1] Наиболее полным исследованием о духовном старчестве на христианском Востоке остается: I. Hausherr, SJ, Direction spirituelle en Orient autrefois (Orientalia Christiana Analecta 144: Rome 1955). Прекрасный портрет великих русских старцев содержится в: J. B. Dunlop, Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky's Staretz Zossima (Belmont, Mass, 1972); cp. I. de Beausobre, Macarius, Staretz of Optino: Russian Letters of Direction 1834-1860 (London, 1944). 0 жизни и писаниях русских старцев настоящего столетия см. Archimandrite Sofrony, The Monk of Mount Athos. Staretz Silouan: 1866-1938 (London 1973); Wisdom from Mount Athos (London, 1974). ^
[2] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection (PG 65), Antony the Great, 37 and 38: ET Benedicta Ward, SLG, The Sayings of the Deserts Fathers (London, 1981), pp. 8-9 [русск. перев.: "Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репр. изд. МДА, 1855 г и Вечное, 1965г.), с. 17-18].^
[3] Apophthegmata Patrum, anonymous series (Nau/Guy), 244 (112) and 290 (158). ET Benedicta Ward, SLG, The Wisdom of the Deserts Fathers (Fairacres Publication 48: Oxford 1975), pp. 34, 45.^
[4] A. Elchaninov, The Diary of a Russian Priest (London 1967), p. 54.^
[5] The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R. C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев. Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1903 г.). Том III, с. 241 и 245].^
[6] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Theophilus the Archbishop, 2: ET, p. 81 [в русск. перев. ("Достопамятные сказания... ", цит. изд.) в главе о Феофиле архиепископе (с. 200-201) этого текста нет].^
[7] Ibid., Antony, 27: ET, p. 7 (русск. перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 16).^
[8] Ibid., Antony, 24: ET, p. 6 (русск. перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 15).^
[9] Ср. жития св. Тихона Задонского (+ 1753) и современника еп. Игнатия еп. Феофана Затворника (+ 1894).^
[10] Evergetinos, Synagoge i, 20: ed. Victor Matthajou, vol 1957), pp. 168-9.^
[11] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen 8: ET, p 167 (русск. перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с 135 – в другом переводе).^
[12] О важности молитвы духовного отца см., напр., Apophthegmata Patrum, anonymous series, 293 (160): ET, pp. 45-46.^
[13] The Book of Varsanuphius and John, ed. Sotirios Schoinas (Volos 1960), Letters 208, 39, 353, 110 and 239 [Русск. перев.: "Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников". Изд. группа Св. -Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря "Скит б/г. Здесь в указанных номерах мы нашли только часть цитат ответ № 39 (с. 47), № 110 (с. 93)]. Критическое издание части греческого текста с английским переводом подготовлено Д. Дж. Читти [D. J. Chitty]: Varsanuphius and John, Questions and Answers (Patrologia Orientalis xxxi, 3: Paris 1966). Полный французский перевод выполнен Л. Рено [L. Regnault]: Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondence (Solesmes 1972). ^
[14] Apophthegmefta Patrum, alphabetical collection, Antony, 16: ЕТ, p. 4 [русск. пер.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с 13].^
[15] Ibid John the Theban, 1: ET, p. 109 [русск. пер.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 91].^
[16] Mystic Treatises of Isaac of Nineveh, ET A. J. Wensinck (Amsterdam, 1923), p. 341 [русск. перев.: "Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина Слова подвижнические". "Правило Веры", 1993 (репр. изд. Сергиев Посад, 1911), слово 48, с 205-206]^
[17] 'Conversation of St. Seraphim on the Aim of the Chriistian Life", in the A Wonderful Revelation to the World (Jordanville, NY 1953), pp 23-24 [русск. текст: С. Нилус. "Великое в малом. Записки православного". Изд. Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 (репр. изд Сергиев Посад, 1911), с. 199-200].^
[18] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, John the Dwarf, 1 ET, pp. 85-86 [русск. перев.: "Достопамятные сказания ", цит. изд., с 77].^
[19] Ibid., Mark the Disciple of Silvanus, 1 and 2: ET, pp 145-146 [русск перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 120].^
[20] Ibid., Joseph of Panepho, 5: ET, p. 103 [русск. перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 86-87].^
[21] Ibid., Saio, 1: ET, p. 229 [в русск. перев ("Достопамятные сказания... ", цит. изд) мы не нашли этого старца]. Старец регулярно возвращал украденные вещи их владельцам.^
[22] Apophthegmata Patrum, anonymous series, 295 (162): ET, p 47 Подобная история есть в alphabetical collection, Sisoes, 10: ET p. 214 [в русск. пер. ("Достопамятные сказания... ", цит. изд., с 172-180) не найдено]. Ср. Быт 22 (Авраам и Исаак).^
[23] Fr. Andre Scrima, "La tradition du pere spirituel dans I'Eglise d'Orient", Hermes, 1967, no. 4, p. 83.^
[24] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen, 174: ET, P. 191 [русск. перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 157 (глава не 174, а 173)].^
[25] Ibid., Isaac the Priest, 2: ЕТ, pp. 99-100 [русск. перев.: "Достопамятные сказания... ", цит. изд., с. 73].^
[26] The Book of Varsanuphius and John, Letters 23, 51, and 35 [Pycск. перев.: "Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни... ", цит. изд., с. 37, 55 и 44].^
[27] Цит. по: Thomas Merton, Spiritual Direction and Meditation, Minn., 1960), p. 12.^
[28] The Monastic Rule", in G. P. Fedotov, A Treasury of Russian Spirituality (London, 1950), pp. 95-96.^
[29] Но см. Мертона [Merton], op. cit., pp. 14-16 об опасности строгого монашеского устава без соответствующей духовной установки.^
[30] I Gorarnoff, "Holy Men of Patmos", Sobornost (The Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius), series 6, no 5 (1972), pp. 343-344.^

Каллист (Уэр), епископ Диоклийский




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.