КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
В последние годы число приезжающих в Россию иностранных граждан возрастает. Они приезжают для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, на учебу и в туристические поездки. В России постоянно или временно проживает также определенное количество лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации и не имеющих гражданства какого-либо государства (лица без гражданства). В отношении этих двух категорий лиц часто применяется собирательное понятие «иностранец». В части третьей статьи 62 Конституции РФ закреплен принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане, за некоторыми изъятиями, которые прямо предусмотрены в федеральном законе или в международном договоре. При определении правового положения иностранцев Конституция РФ исходит из принципа равенства всех рас и национальностей (часть вторая статьи 19). Часть третья статьи 19, предусматривает, что мужчины и женщины имеют в Российской Федерации равные права и свободы. Этот принцип полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются равные права с мужчиной-иностранцем. Поэтому в Российской Федерации не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Нормы законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и ряда других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их нахождения в России. Безоговорочное признание принципа равноправия женщины и мужчины приводит к тому, что в России не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщин. Правовой основой въезда, пребывания и выезда из России иностранных граждан являются федеральные законы и подзаконные акты. К таким правовым актам относятся: Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и многие другие. Понятие «иностранный гражданин» включает в себя два признака. Во-первых, это лицо постоянно или временно проживает в Российской Федерации, но не является ее гражданином. Во-вторых, это лицо состоит в гражданстве (подданстве) другого государства, что подтверждается наличием у этого лица национального паспорта. Статья 2 Федерального закона «О правовом положении…» дает ряд основных понятий, необходимых для определения правового статуса этих лиц: - иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; - лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; - миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Россию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации; - разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Россией лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; - вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Россию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность; - законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; - временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; - временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; - постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство; - депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации и др. Федеральный закон исходит из следующих принципов правового положения иностранных граждан: 1) иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств; 2) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, правительством могут быть установлены ответные ограничения; 3) использование иностранными гражданами прав и свобод в Российской Федерации не должно наносить ущерб интересам отечественных граждан и других лиц. Законодательство предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих и временнонаходящихся.Отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жильем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, полностью приравниваются к отечественным гражданам. Статус таких лиц отличается, следовательно, от статуса иностранцев, временно приезжающих в нашу страну. Иностранные граждане имеют в Российской Федерации такую же возможность судебной защиты своих прав, как и отечественные граждане. Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется также и другими законодательными актами. Так, иностранцы могут вступать в брак на территории РФ. Условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака (Семейный кодекс РФ). Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство РФ, к условиям заключения брака применяется законодательство РФ. Часть третья статьи 62 Конституции предусматривает возможность установления отдельных изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами. Такие изъятия могут быть установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Имеющиеся в действующем законодательстве изъятия немногочисленны. Укажем на некоторые. Иностранцы не имеют избирательных прав, права участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдумах (кроме органов местного самоуправления), иметь доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции). Данное право предоставлено только гражданам Российской Федерации. Иностранцы не несут воинской обязанности. Данная обязанность установлена только для граждан Российской Федерации. Могут быть установлены ограничения в отношении передвижения иностранцев по стране, занятия определенными профессиями или в отношении осуществления определенных видов деятельности. Так, иностранцы не могут занимать должности судьи, прокурора, нотариуса и некоторые другие государственные должности. Эти ограничения предусмотрены соответствующими федеральными законами. Для Российской Федерации проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан приобретают большое значение. Вопросы найма и увольнения, формы и размеры заработной платы и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Правовое положение специальных групп иностранных граждан, таких, как дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др. регулируется нормами российского законодательства с учетом обязательств по международным договорам.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |