Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микенский акрополь




дворцах). Здесь происходили все важнейшие события в жизни обита­телей акрополя — праздники, воен­ные советы, заседания вождей. Далее находилось ещё одно помещение, возможно служившее хранилищем дворцовой казны или священных ве­щей для отправления культа.

Некоторые цитадели имели по два дворца — большой и малый. Для кого они предназначались, пока не­известно. Предположительно, боль­шой — для царя-анакта (светского правителя) или василевса (правите­ля-жреца), малый — для царицы.

Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Реконструкция дворца в Тиринфе, легендарной родине Геракла, пока­зывает, как выглядел такой интерь­ер. Полы были расписаны шахмат­ным орнаментом с включёнными в клетки фигурами подводных бо­гов — тунцов, осьминогов. Во двор­це Пилоса, где, согласно Гомеру, некогда царил мудрый старец Нес­тор, к тропу вёл напольный жерт­венный канал, видимо предназна­ченный для отправления в «море» особых жидкостей. Стены были сплошь покрыты фресками, на кото­рых встречались сцены с грифона­ми, сфинксами и львами, подобны­ми представленным в Тронном Зале Кносса. В живописи чувствуется ост­ровная эгейская школа, но в целом росписи совершенно иные.

*Значительно позднее словом «василевс» стали называть императора, который уже не был жрецом.

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НОВОЙ ЭРЫ

В III тысячелетии до н. э. высокого расцвета достигло искусство Эгеиды (островов Эгейского моря и побе­режья Малой Азии). Особую известность приобрели мастера островов Кикладского архипелага, располо­женного в южной части Эгейского моря (Фера или Санторин, Милос, Парос, Наксос, Делос, Сифнос, Сирос и др.).

Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы. Это мраморные статуэтки, найден­ные в погребениях не только Киклад, но и на Крите, и в Балканской Греции. Идолы — иногда миниатюр­ные, а порой достигавшие полутораметровой высоты (крупные фигуры, помещаемые в могилу, разбивались), представляют собой фигуры обнажённых людей. Они изображены обычно стоящими в скованных позах, с прижатыми к груди руками. Эти «озябшие» боги по­могали умершим обрести новую жизнь. По теории из­вестного учёного Ю. Тимме, богини, некогда произ­ведшие на свет людей, должны были совершить акт «обратного рождения». Статуэтки с соединёнными но­гами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным изображением головы, на ко­торой всегда выделяется только нос и редко, на неви­димых спереди боковых гранях, показаны сильно сти­лизованные уши. Исследователи предполагают, что остальные черты лица наносили красками. Однако их следов нет. Лучшие кикладские идолы, поражающие ла­конизмом формы и тщательностью обработки мрамо­ра, хранятся в Афинском Национальном музее.

В середине III тысячелетия до н. э. переживала рас­цвет и древняя Троя (Илион), основанная ещё в IV ты­сячелетии до н. э. «Священный город», прославленный древнегреческим поэтом Гомером в поэме «Илиада», был раскопан немецким археологом-самоучкой Генри­хом Шли'маном (1822—1890) в последней трети XIX в. в Гиссарлыке, на северо-западе Турции. Он считал, что на месте города, погибшего в грандиозной Троянской войне, должен был остаться мощный слой со следами пожара. Такой слой был действительно обнаружен и датируется 2600—2450 гг. до н. э.

Город казался бедным и маленьким, но в 1873 г. Генрих Шлиман нашёл в нём богатейший клад (всего сто восемьдесят три веши), названный им «кладом Приама». В другие сезоны раскопок он обнаружил ещё несколько «кладов». Состоявшие порой всего из не­скольких вещей «клады» не прятали от врагов, как ис­торики полагали раньше. Скорее их приносили в жертву богам — может быть, во имя спасения горо­да. Это объясняет, почему в них были изношенные, по­ломанные, чинёные, горелые и недрагоценные веши. Вероятно, в Трое серебро ценили дороже золота (оно встречается реже) и перед захоронением «кладов» часть серебряных вещей ритуально сжигали.

Шедеврами троянского ювелирного искусства счи­таются две золотые диадемы — большая и малая. Обе изготовлены из многих тысяч деталей: колечек, собран­ных в цепочки, ромбических бляшек, символических фигурок Великой богини, листиков, покрывающих цепочки снаружи. Малая диадема — ажурная и лёгкая, у неё нечётное число височных подвесок (по семь с ка­ждой стороны). Нечётное число в древности считалось мужским — у греков оно посвящалось богу света Апол­лону. Большая диадема, напротив, более массивная, с длинными подвесками, число которых чётное (по во-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.