Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микены




XIV в. до н. э. Интерьер.

Или гробница Агамемнона.

Микены.

Середина II тысячелетия до н. э.

Львиные ворота.

стёклышки в калейдоскопе, так во второй половине II тысячелетия до н. э. все вещи, рассыпанные неведо­мой божественной рукой, уверенно занимают свои места — в соответст­вии с чёткой логикой и жёстким по­рядком. Если критское искусство вы­ражает стихийность неопределённых ощущений, то микенское — силу ра­зума и организованность интеллекта. Иной подход, иное видение мира заметно во всех микенских вещах,

«Маска Агамемнона» XVI в. до н. э.

Так называемая сокровищница Атрея,

нередко исполненных критскими ма­стерами, — от шкатулок из слоно­вой кости, головок воинов в шлемах из клыков вепря и до росписей ваз, которые со­вершенно утратили крит­скую праздничность и превратились в стерео­типные, беглые, часто схематичные сценки. Од­нако они пользовались огромной популярностью на Балканах, островах, в Малой Азии и на Кипре.

К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погре­бального искусства. Вход в город был оформлен в XIV в. до н. э. так на­зываемыми Львиными воротами, ук­рашенными сценой поклонения львов божеству, воплощённому в критской колонне. Рядом с микен­ским дворцом находился царский некрополь (гробница). Он был уст­роен гораздо ниже уровня дороги и имел вид обнесённого каменным кольцом круга. Это так называемый «могильный круг А», открытый в 1876 г. Позднее, в 1952 г., был обна­ружен «могильный круг В», уже за пределами цитадели. В этих некро­полях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокрови­ща микенских царей.

В каждом «круге» устроено по не­скольку глубоких шахтовых гробниц прямоугольной формы, очень гру­бых и даже без обкладки стен кам­нем. На их дне были погребены члены царского рода, что должно было увековечить их в памяти по­томков. На лицах мужчин — золотые маски, сильно стилизованные, но яс­но передающие черты микенских василевсов. Ярко выраженные индо­европейские черты иногда по-на­стоящему благородны («маска Ага­мемнона»), В отличие от критян правители Микен носили усы и бо­роду, чему станут подражать и их греческие преемники.

Золотые маски, не будучи ново­стью в Древнем мире — они встре­чались уже в V тысячелетии до н. э. на территории Болгарии, — тем не менее загадочны. Их предназначе­ние — сохранять нетленными чер­ты смертных царей. У женщин мас­ки заменялись диадемами с очень широкой лентой и громадными вы­сокими лучами. Стилизованный ор­намент диадем говорит об их связи с богами-светилами, воплощением которых считались микенские цари­цы. Вероятно, женщины носили ди­адемы на высоких шапках — тиарах, истлевших со временем подобно пышным нарядам, от которых оста­лись только золотые бляшки со штампованным изображением крито-микенских богов — бабочек, ось­миногов, пчёл, звёзд и т. п.

Здесь же были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустирован­ными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звёздным небом. Сценки исключительно живописны и дышат критской свободой исполнения. В шахтовых гробницах обнаружен и целый ряд прекрасных золотых пер­стней-печатей, о которых уже гово­рилось (тоже минойской работы). К числу самых богатых даров относи­лись сосуды из серебра, золота и электра (сплава золота с серебром): в «Одиссее» царь Менелай дарит на прощание своему гостю, сыну Одис­сея Телемаку, богатый кратер — со­суд для смешивания воды и вина. По смерти владельца такие сосуды кла­ли в могилу, они были, как тогда верили, залогом возрождения умер­шего. Некоторые сосуды имеют форму того или иного животного или оформлены в виде рога быка. Они использовались для ритуальных возлияний. В их исполнении раз­личают критский почерк (живой, натуралистический, образный) и микенский (схематический, стили­зованный, использующий крупные формы и цельные фрагменты).

Если в XVI в. до н. э. такие сокро­вища отправляли в захоронения -грубые земляные шахты, то в XIV в, до н. э. в тех же Микенах были по­строены величественные то'лосы — круглые в плане купольные гроб­ницы. Купол был украшен сереб-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.