Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благословляющий Спаситель. Византийская эмаль. X—XII вв




Рождество Христово. Византийская эмаль. X—XII вв.

Богоматерь, сидящая на троне со Спасителем на руках. Византийская эмаль. X—XII вв.

Благовещение. Византийская эмаль. X—XII вв.

Богоматерь, сидящая на троне со Спасителем на руках, рядом апостолы Пётр и Матфей. Византийская эмаль. X—XII вв.

а одежды так щедро разрисованы ор­наментом, что кажется, будто сами фигуры служат лишь поводом для орнаментальной стихии. И поля зо­лотых пластин также покрыты спи­ралевидными растительными побе­гами, на которых сидят яркие эмалевые птицы. Такая боязнь пусто­ты по природе своей неклассична, она действительно отражает иное, более «варварское» мироощуще­ние — ещё одну грань визан­тийского Средневековья, где постоянно переме­шивались импульсы Востока и Запада, про­винций и столицы, язычества и христи­анства. В древне­греческом и древне­римском искусстве мастера умели обхо­диться без заполнения фона архитектурными или живописными под­робностями, на Востоке же, напротив, это было в порядке вещей.

В ранней византийской архи­тектуре основное внимание уделя­лось внутреннему пространству храмов. Внешний вид построек был очень прост, лишён украшательств, хотя существует предположение, что стены храмов облицовывали мрамором. В XI в. византийские зодчие, сохраняя однажды найден­ное конструктивное решение -крестово-купольную систему, нача­ли украшать наружные стены хра­мов. Например, храм Панагии Халкеон в Фессалониках (1028 г.) отличается декоративностью своих фасадов: многоуступчатые плоские лопатки выступают из стены, глу­бокие ниши окружают окна, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности стены кирпичи — поребрик. Нарядна и са­ма кладка: чередование рядов кир­пича и светлого камня смотрится как орнамент, подобный тому, кото­рый украшал одеяния василевсов в софийских мозаиках. Л позднее из кирпича стали выкладывать орна­менты — круги, кресты, меандры.

Особенно этот приём полюбили мастера Греции, ставшей одной из провинций византийского мира: они вводили в кладку даже глазуро­ванные плитки, блюда и рельефные кресты. Греки в XI в. изобрели осо­бую конструкцию крестово-купольного храма, купол которого опира­ется не на четыре, а на восемь опор. За счёт этого размер купола увели­чивался, и церковь становилась по­хожа на центрические здания ран­ней Византии. Вероятно, монахи монастыря Святого Луки в Фокиде очень гордились тем, что их храм, с низким широким куполом, с обхо­дом вокруг подкупольного про­странства, где можно было стоять во время торжественных процессий, похож на Софию Константинополь­скую. Сияющие мозаики, мраморная облицовка нижней части стен — всё это должно было возвращать зрите­ля к эпохе Юстиниана, которая уже казалась золотым веком Византий­ской империи. Собор в Фокиде был скромнее, а его мозаики -- более тёмными и схематичными, но при­частность к высокому образцу древ­них мозаик эпохи Юстиниана бро­сала на всё свой золотой блеск.

Своеобразный тип храмов воз­ник в XI в. на Афоне. Этот гористый полуостров почти на два километра возвышается над уровнем Эгейско­го моря. В 961 г. Афанасий Афон­ский, выходец из Трапезунда, создал на южной оконечности полуостро­ва монастырь, за которым закрепи­лось название Великой Лавры (т. е. главной обители). Будучи в близких отношениях с императором Никифором Фокой и его преемником, Афанасий получал на всё необходи­мое для обители дань, собираемую в казну с острова Лемнос. И хотя первый монастырский собор при перестройке рухнул, похоронив под развалинами самого настоятеля Афанасия, в начале XI в. храм был отстроен заново — достаточно большой, чтобы во время богослуже­ния вместить всю многочисленную монастырскую братию.

Строитель лаврского собора вос­пользовался крестово-купольной

схемой, прочно утвердив купол на мощных устоях, а не на константи­нопольских изящных колонках. Од­нако основная часть церкви получи­ла очертания не прямоугольника, а трёхлистника: помимо гранёной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.