КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменологическая социология 2 страница
Здесь я показываю происхождение в обыденном сознании повседневной жизни так называемых конструктивных, или идеальных типов, понятие, которое в качестве инструмента общественных наук было проанализировано профессором Гемпелем в такой отчетливой форме. Но по крайней мере на уровне здравого смысла конструирование этих типов не включает в себя ни интуицию, ни теорию, если мы понимаем эти термины в значении гемпелевской формулировки. Как мы увидим, существуют также и другие виды идеальных, или конструктивных, типов, образованные обществоведами, которые имеют совершенно другую структуру и действительно включают в себя теорию. Но Гемпель не провел различия между этими двумя разновидностями идеальных типов. Далее, мы вынуждены утверждать, что обыденное знание повседневной жизни с самого начала социализировано во многих отношениях. Во-первых, оно структурно социализировано, так как основано на фундаментальной идеализации, что если я поменяюсь местами с другим человеком, то буду воспринимать ту же самую часть мира, по существу, в той же перспективе, что и он; наши специфические биографические обстоятельства становятся для всех практических целей иррелевантными. Во-вторых, оно генетически социализировано, потому что большая часть нашего знания (как его содержание, так и особые формы типизации, в которые оно организовано) имеет социальное происхождение и дана в социально санкционированных терминах. В-третьих, оно социализировано в смысле социальной классификации знания. Каждый индивид, познающий только часть мира, и общее знание той же самой части мира различаются по степени ясности, отчетливости, осведомленности или просто веры. Эти принципы социализации обыденного знания, и в частности социальной классификации знания, объясняют по крайней мере частично, что обществовед имеет в виду, говоря о структурно-функциональном подходе к изучению человеческого поведения. Концепция функционализма - по крайней мере в современных общественных науках - происходит не из биологической теории функционирования организма, как считает Нагель. Она относится к социально классифицированным конструкциям моделей типичных мотивов, целей, личностных позиций, которые инвариантны и, следовательно, интерпретируются как функции структуры самой социальной системы. Большинство этих взаимосвязанных моделей поведения стандартизированы и институционализированы, т.е. их типичность социально оправдана законом, фольклором, правами и обычаями, и большинство из них используется в обыденном и научном мышлении в качестве схем интерпретации человеческого поведения. Вот очень приблизительный очерк некоторых главных особенностей конструкций, включенных в повседневный опыт обыденного сознания интерсубъективного мира, который называется Verstehen. Как было сказано выше, они представляют собой конструкции первого уровня, на которых должны надстраиваться конструкции второго уровня, конструкции общественных наук. Но здесь-то и возникает главная проблема. С одной стороны, как было показано, конструкции первого уровня, конструкции здравого смысла, относятся к субъективным элементам, т.е. Verstehen действий действующего лица с его точки зрения. Следовательно, если общественные науки действительно направлены на объяснение социальной реальности, то научные конструкции второго уровня также должны включать в себя ссылку на субъективное значащее действие, т.е. на значение, которое действие имеет для действующего. Я думаю, это и есть то, что Макс Вебер подразумевал под своим знаменитым постулатом о субъективной интерпретации, которая до сих пор действительно наблюдалась в теоретической конструкции всех общественных наук. Постулат о субъективной интерпретации должен быть понят в том смысле, что все научные объяснения социального мира могут и в определенном смысле должны ссылаться на субъективное значение действий людей, из которых берет начало социальная реальность. С другой стороны, я соглашался с утверждением профессора Нагеля, что общественные науки, как и все эмпирические науки, должны быть объективными в том смысле, что их утверждения подлежат контролируемой верификации, и не должны ссылаться на личный неконтролируемый опыт. Как возможно примирить эти противоречивые на первый взгляд принципы? Действительно, самый серьезный вопрос, на который методология общественных наук должна дать ответ, состоит в следующем: как возможно сформировать объективные понятия и объективно верифицируемую теорию субъективно значащих структур? Основной тезис, что понятия, формируемые общественной наукой, являются конструкциями конструкций, образованных в обыденном сознании действующих на социальной сцене людей, имеет свое объяснение. Научные конструкции второго уровня, построенные в соответствии с процедурными правилами, действительными для всех эмпирических наук, являются объективными, идеально-типическими конструкциями и как таковые - конструкциями другого рода по сравнению с конструкциями первого уровня - конструкциями обыденного сознания, над которыми они должны надстраиваться. Эти теоретические системы содержат в себе общие гипотезы, которые могут быть подвержены испытанию в смысле определения профессора Гемпеля. Эта схема использовалась обществоведами, имеющими дело с теорией, задолго до того, как это понятие было сформулировано Максом Вебером и развито его школой. Прежде чем описать некоторые характерные черты этих научных конструкций, рассмотрим вкратце особое отношение обществоведа-теоретика к социальному миру в противоположность действующему лицу на социальной сцене. Ученый-теоретик - как ученый, а не как человек (которым он, конечно же, тоже является) - не включен в наблюдаемую ситуацию, которая представляет для него не столько практический, сколько познавательный интерес. Система уместностей, определяющих обыденную интерпретацию в повседневной жизни, возникает в биографической ситуации наблюдателя. Решив стать ученым, обществовед заменил свою личную биографическую ситуацию тем, что вслед за Феликсом Кауфманом я назову научной ситуацией. Проблемы, которые перед ним стоят, не должны иметь никакого значения для человека в мире и наоборот. Любая научная проблема определена фактически существующим положением дел в соответствующей науке, и ее решение должно быть достигнуто в соответствии с процедурными правилами этой науки, которые, помимо всего прочего, гарантируют контроль и верификацию выдвинутого решения. Научная проблема, будучи поставленной однажды, одна определяет, что для ученого будет уместно и какую понятийную структуру ему следует использовать. Это и ничто иное, как мне кажется, имел в виду Макс Вебер, когда постулировал объективность социальных наук, их независимость от ценностных моделей, которые определяют или должны определять поведение действующих лиц на социальной сцене. Как поступает обществовед? Он наблюдает определенные факты и события социальной реальности, относящиеся к человеческому поведению, и конструирует типические модели поведения или образа действий, которые он наблюдал. Вслед за этим он упорядочивает эти типические модели поведения некого идеального действующего лица (или действующих лиц), которые, как он себе представляет, наделены сознанием. Однако это сознание ограничено таким образом, что не содержит в себе ничего, кроме элементов, относящихся к представлению моделей наблюдаемого образа действий. Таким образом, он приписывает этому воображаемому сознанию ряд типичных идей, намерений, целей, которые принимаются инвариантными в предполагаемом сознании воображаемой модели поведения. Этот гомункулус, или марионетка, взаимосвязан в предполагаемых моделях интеракции с другими гомункулусами, или марионетками, сконструированными подобным же образом. Среди этих гомункулусов, которыми обществовед заселяет свою модель социального мира повседневной жизни, мотивы, цели, роли - вообще, системы зависимостей - распределены так же, как научные проблемы, требующие проверки. Однако, и это самое важное, эти конструкции, вне всяких сомнений, не являются произвольными. Они требуют логической последовательности и адекватности. Последнее означает, что каждое понятие в подобной научной модели человеческого действия должно быть сконструировано таким образом, что человеческое действие, осуществленное в реальном мире индивидуальным действующим лицом и обозначенное типической конструкцией, было бы понятно как самому действующему лицу, так и другому человеку в терминах обыденного сознания повседневной жизни. Выполнение требования логической последовательности гарантирует объективную действительность идеальных объектов, сконструированных обществоведом, выполнение требования адекватности гарантирует их совместимость с конструкциями повседневной жизни. Далее, обстоятельства, при которых работает такая модель, могут меняться, т.е. как изменившаяся может восприниматься ситуация, с которой марионетки должны встретиться, но не набор мотивов и целей, составляющих единственное содержание их сознания. Я могу, например, сконструировать модель производителя, действующего в условиях свободной конкуренции, и модель производителя, действующего при картельных ограничениях, а потом сравнить выпуск одного и того же товара одной и той же фирмой в двух моделях[15]. Таким образом, возможно предсказать, как такая марионетка или система марионеток поведет себя в определенных обстоятельствах, и обнаружить определенные “детерминированные отношения между рядом переменных, в терминах которых... эмпирически установленные регулярности могут быть объяснены”. Однако это и есть определение теории, которое дает профессор Нагель. Легко заметить, что каждый шаг в конструировании и использовании научных моделей может быть верифицирован путем эмпирического наблюдения при условии, что мы не ограничиваем это понятие чувственным восприятием объектов и явлений внешнего мира, а включаем в него опытную форму, посредством которой обыденное сознание в повседневной жизни понимает человеческие действия и их результаты с точки зрения основных мотивов и целей. В заключение можно сделать два кратких замечания. Во-первых, ключевым понятием базисной философской позиции натурализма является так называемый принцип непрерывности, хотя остается под вопросом, означает ли этот принцип непрерывность существования, или анализа, или умственного критерия проверки, при котором работают модели. Мне кажется, что этот принцип непрерывности в любой из этих различных интерпретаций соответствует охарактеризованной схеме общественных наук, которая устанавливает непрерывность даже между практикой повседневной жизни и концептуализацией общественных наук. Во-вторых, несколько слов о проблеме методологического единства эмпирических наук. Мне кажется, что обществовед может согласиться с утверждением, что принцип различия между общественными и естественными науками не следует искать в различной логической закономерности, управляющей каждой из этих отраслей знания. Но это не означает признания того, что общественные науки должны отказаться от специфических схем, которые они используют для изучения социальной реальности, ради идеального единства методов, на котором основано совершенно недопустимое, утверждение, что только методы, используемые естественными науками, и в частности физикой, являются единственно научными. Насколько мне известно, представителями движения за “единство науки” до сих пор не было сделано ни одной серьезной попытки решить или хотя бы поставить вопрос о том, не являются ли методологические проблемы естественных наук в их сегодняшнем состоянии лишь частным случаем более общей, до сих пор не изученной проблемы, как вообще возможно научное знание и каковы его логические и методологические предпосылки. Лично я убежден, что феноменологическая философия подготовила почву для такого исследования. Его результат покажет, что специфические методологические схемы, созданные обществоведами для более глубокого познания социальной реальности, являются более подходящими для открытия общих принципов, присущих всему человеческому знанию, чем аналогичные схемы, разработанные в рамках естественных наук.
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 1 БИХЕВИОРИЗМ. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА.. 3 П. М. Блау. РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ И ИХ ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ1 3 Краткий обзор сборника. 4 Эмерджентные свойства. 8 Различия в концепции социальной структуры.. 12 Б. Ф. Скиннер. ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ.. 16 Дж. К- Хоманс ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ.. 24 Область интересов функционализма. 25 Природа теории. 26 Функциональные теории. 27 Альтернативная теория. 28 Объяснение социального изменения. 30 Заключение. 32 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.. 33 Ф. Знанецкий ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИИ.. 33 Социология как теория «обществ» или «сообществ». 33 Социология как общая теория культурных явлений. 36 Теория социальных действий. 37 Теория социальных отношений. 38 Теория социальных персонажей. 38 Теория социальных групп. 39 Общая дефиниция социальных систем. 40 Р. Макайвер РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.. 41 Ложные следы. Скептицизм в отношении социальной эволюции. 41 Проблема начал. 42 Когда и как началось государство?. 42 Возникновение (emergence), а не начало. 43 Какие виды социальных феноменов имеют определенные начала и окончания? 44 Первобытное общество как функционально недифференцированное 45 Роль диффузии в социальной эволюции. 46 Антиэволюционные влияния. 47 Главное направление социальной эволюции. 47 Каким образом эволюционный ключ помогает нам понимать общество 48 НЕОМАРКСИЗМ. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.. 50 Н. Бирнбаум. Кризис в марксистской социологии. 50 Теория общественных классов. 53 Теория государства. 56 Анализ культуры.. 58 Марксистская антропология. 60 Методологические проблемы.. 62 Г. Маркузе. Одномерный человек. 65 1 Публикуемый "текст представляет собой предисловие, часть первой главы и заключение кн. М a reuse H. Der eindimensionale Mensch. Berlin. 1967. P. 11—38, 258—268. Перевод А. Букова. 65 Паралич критики: общество без оппозиции. 65 Одномерное общество Новые формы контроля. 68 Заключение. 75 Ч. Миллс. Высокая теория*. 79 ТЕОРИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА.. 89 Г. Блумер. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 90 Сфера коллективного поведения. 90 Элементарное коллективное поведение. Круговая реакция и социальное беспокойство. Природа круговой реакции. 91 Механизмы элементарного коллективного поведения. 93 Элементарные коллективные группирования. 95 Экспрессивная толпа. 97 Масса. 98 Общественность. 100 Общественное мнение. 101 Пропаганда. 103 Общественность, толпа и масса. 104 Социальные движения. 105 Общие социальные движения. 105 Специфические социальные движения. 106 Экспрессивные движения. 112 Возрожденческие и националистические движения. 115 Выводы относительно коллективного поведения. 115 Дж. Мид. От жеста к символу. 116 Мышление. 117 Смысл. 120 Дж. Мид. Интернализованные другие и самость. 121 Предпосылки генезиса самости. 121 Дж. Мид. Азия. 122 Дж. Мид. Психология лунитивного правосудия. 128 Дж. Морено. Социометрия 1 140 Социометрия и другие социальные науки (1937) 141 Изучение структуры человеческого общества. 141 Типы социометрических процедур. 142 Оформление и изучение социометрических данных. 143 Концепции и открытия. 144 Стратегическая роль социометрии среди других социальных наук. 145 Степень социометрического сознания. 146 Три измерения общества: внешнее общество, социометрическая матрица и социальная реальность (1949) 148 Дополнительные замечания о разнице между критериями диагностическим и действия. 152 Социометрические тезисы.. 157 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.. 159 Ф. Гиддингс. Основания социологии. 159 ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ1 159 Социальные законы и причины.. 166 Природа и цель общества. 171 Ч. Кули. СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ1 172 Ч. Кули. ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ1 179 У. Томас, Ф. Знанецкий. 182 Методологические заметки. 182 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕГРАЦИОНИЗМ... 195 П. А. Сорокин. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 195 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. 207 Р. К. Мертон. Явные и латентные функции1 207 Терминологическая путаница в функциональном анализе. 207 Один термин, различные понятия. 207 Одно понятие, различные термины.. 209 Основные постулаты функционального анализа. 211 Постулат функционального единства общества. 211 Постулат универсального функционализма. 214 Постулат необходимости. 216 Функциональный анализ как идеология. Консервативность функционального анализа. 218 Радикальность функционального анализа. 219 Идеология и функциональный анализ религии. 222 Логика процедуры. Распространенность функциональной ориентации. 224 Парадигма для функционального анализа в социологии. 225 1. Явление (явления), которому приписываются функции. 226 2. Понятия субъективных предпосылок (мотивы, цели) 226 3. Понятия объективных (функции, дисфункции) последствий. 226 4. Понятия социальной обслуживаемой функцией единицы.. 227 5. Понятие функциональных требований (потребности, предпосылки существования). 227 6. Понятие механизмов, через которые выполняются функции 227 7. Понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов или заменителей) 227 8. Понятия структурного контекста (или ограничивающего влияния структуры) 227 9. Понятие динамики и изменения. 228 10. Проблемы, связанные с установлением достоверности положений функционального анализа. 228 11. Проблемы идеологического функционального анализа знания 228 Цель парадигмы.. 229 На что должно быть обращено внимание при функциональном анализе 229 Явные и латентные функции. 233 Эвристические цели этого разграничения. 235 Стандарт демонстративного потребления. 238 Некоторые функции политической машины.. 239 Заключительные замечания. 246 Т. Парсонс. СИСТЕМА КООРДИНАТ ДЕЙСТВИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ ДЕЙСТВИЯ: КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 246 Т. Парсонс. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЯ.. 254 Эндогенные и экзогенные источники изменения. 256 Модель дифференциации. 257 Последствия дифференциации. 260 ПРИМЕЧАНИЯ.. 262 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ.. 263 А. Шюц. Формирование понятия и теории в общественных науках 263
[1] Абсолютно.- Прим, перев. [2] Особенно его Methodology of the Social Sciences. [3] Ibid. P. 189-209. P. 210-230. [4] Ibid. P. 210-230. [5] Ibid. Р. 202. [6] Ibid. Р. 192. [7] Ibid. Р. 206. [8] Ibid. Р. 201-203. [9] Ibid. Р. 199. [10] Ор. cit. Р. 126. [11] Mind, Self and Society. [12] Weber М. The Theory of Social and Economic Organization. P. 88. [13] Thomas W. I. Social Behaviour and Personality. P. 81. [14] Жизненный мир - Прим. перев. [15] Machlur F. The Economics of Seller's Competition. P. 9f.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |