Тема задания «Научный метод».
Вопрос № 1 (выберите один вариант ответа).
На эмпирическом уровне научного познания происходит…
|
Варианты ответов:
1) выдвижение гипотез
| 2) сбор фактов и информации
|
3) предсказание новых явлений в рамках старых теорий
| 4) объяснение и обобщение фактов
|
Вопрос № 2 (выберите варианты согласно тексту задания).
Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
|
Варианты ответов:
A) эксперимент
|
B) измерение
|
C) наблюдение
| |
Тема задания «Естествознание и его роль в культуре».
Вопрос № 3 (выберите один вариант ответа).
Для естественных наук характерно…
|
Варианты ответов:
1) раскрытие целей, намерений человека
| 2) строго объективное объяснение действительности
|
3) индивидуальное понимание мира
| 4) истолкование явлений
|
Тема задания «Этика научных исследований. Псевдонаука».
Вопрос № 4 (выберите один вариант ответа).
Выберите верный принцип этики научных исследований:
|
варианты ответов:
1) на научные открытия не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества
| 2) на научное открытие существует право собственности, ученый вправе монопольно распоряжаться им
|
3) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют
| 4) прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах
|
Тема задания «Формирование научных программ».
Вопрос № 5 (выберите несколько вариантов ответа).
Атомизм Левкиппа – Демокрита был основан на идее:
|
Варианты ответов:
1) всё состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты
| 2) всё состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте
|
3) при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы
| 4) в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности
|
Тема задания «Естественнонаучные картины мира».
Вопрос № 6 (выберите один вариант ответа).
Справедливо и в электромагнитной картине мира, и в механической:
|
Варианты ответов:
1) любое движение сводится к перемещению тел и частиц
| 2) движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет
|
3) зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия
| 4) перемещение со сверхсветовыми скоростями невозможно
|
Тема задания «Развитие представлений о материи».
Вопрос № 7 (выберите варианты согласно указанной последовательности).
Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
|
Варианты ответов:
1) каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенной пропорции.
| 2) существуют две формы материи, обладающие противоположными свойствами, – вещество и физическое поле
|
3) между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства-времени невозможно провести четкую грань
| |
Тема задания «Развитие представлений о движении».
Вопрос № 8 (выберите варианты согласно указанной последовательности).
Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
|
Варианты ответов:
1) существует множество форм движения материи
| 2) существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное»
|
3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени
| |
Тема задания «Развитие представлений о взаимодействии».
Вопрос № 9 (выберите один вариант ответа).
Фундаментальные взаимодействия по величине относительной интенсивности (от большей к меньшей) располагаются в следующем порядке:
|
Варианты ответов:
1) гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядерное
| 2) слабое ядерное, гравитационное, сильное ядерное, электромагнитное
|
3) сильное ядерное, электромагнитное, слабое ядерное, гравитационное
| 4) электромагнитное, гравитационное, сильное ядерное, слабое ядерное
|
Вопрос № 10 (выберите несколько вариантов ответа).
Гравитационное взаимодействие…
|
Варианты ответов:
1) свойственно всем материальным объектам
| 2) переносится фотонами
|
3) в мегамире является определяющим
| 4) не действует в макромире
|
Тема задания «Принципы симметрии, законы сохранения».
Вопрос № 11 (выберите один вариант ответа).
Инвариантность свойств объекта по отношению к каким-либо преобразованиям над ним – это …
|
Варианты ответов:
1) нейтрализм
| 2) симметрия
|
3) эквивалентность
| 4) асимметрия
|
Тема задания «Эволюция представлений о пространстве и времени».
Вопрос № 12 (выберите один вариант ответа).
Выражение Аристотеля: «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что …
|
Варианты ответов:
1) пустого пространства не существует
| 2) материя стремится равномерно распределиться в пространстве
|
3) познание природы требует вдумчивого отношения
| 4) человек призван познавать Природу, заполняя «пустоты» незнания
|
Тема задания «Специальная теория относительности».
Вопрос № 13 (выберите несколько вариантов ответа).
Скорость света ….
|
Варианты ответов:
1) не зависит от направления движения системы отсчета
| 2) не зависит от скорости движения системы отсчета
|
3) зависит от направления, но не зависит от скорости движения системы отсчета
| 4) зависит от абсолютного значения скорости движения системы отсчета
|
Тема задания «Общая теория относительности».
Вопрос № 14 (выберите несколько вариантов ответа).
Основу общей теории относительности составляют следующие положения:
|
Варианты ответов:
1) скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета
| 2) все физические процессы при одних и тех же условиях протекают одинаково в любых системах отсчета
|
3) скорость света постоянна в областях, где гравитационными силами можно пренебречь
| 4) масса не эквивалентна энергии в неинерциальных системах отсчета
|
Тема задания «Микро-, макро-, мегамиры».
Вопрос № 15 (выберите варианты согласно тексту задания).
Установите соответствие между структурным уровнем Вселенной и основными закономерностями движения объектов в нем:
1) мегамир
2) макромир
3) микромир
|
Варианты ответов:
1) законы классической механики и электродинамики
| 2) законы квантовой механики и электродинамики
|
3) закономерности специальной и общей теории относительности
| |
Вопрос № 16 (выберите варианты согласно указанной последовательности).
Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) в структурной иерархии микромира:
|
Варианты ответов:
1) ядра атомов
| 2) элементарные частицы
|
3) молекулы
| 4) атомы
|
Тема задания «Взаимосвязь структурных уровней организации материи».
Вопрос № 17 (выберите варианты согласно тексту задания).
Соотнесите свойство системы с проявлением этого свойства в природном объекте:
1) интегративность
2) целостность
3) иерархичность
|
Варианты ответов:
1) свойства молекулы воды – это не сумма свойств атомов кислорода и водорода, из которых она состоит
|
2) в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации
|
3) вода состоит из молекул, молекулы из атомов, а последние из элементарных частиц
| |
Тема задания «Организация материи на физическом уровне».
Вопрос № 18 (выберите один вариант ответа).
Укажите основные характеристики элементарных частиц:
|
Варианты ответов:
1) масса, заряд, спин, время жизни, внутренние квантовые числа
|
2) масса, заряд, квантовое число, валентность, аромат
|
3) масса покоя, спин, странность, энтальпия, цвет
| 4) время жизни, энтропия, заряд, цвет, момент импульса
|
Тема задания «Процессы на физическом уровне организации материи».
Вопрос № 19 (выберите несколько вариантов ответа).
Явление естественной радиоактивности состоит в способности ядер некоторых атомов самопроизвольно:
|
Варианты ответов:
1) превращаться в ядра других элементов с испусканием определенных частиц
|
2) превращаться в ядра других химических элементов без обмена энергией и частицами с окружающей средой
|
3) испускать постоянное рентгеновское излучение независимо от температуры или давления
| 4) делиться на ядра более легких химических элементов, испуская при этом ядра атомов гелия, электроны и электромагнитное излучение
|
Тема задания «Организация материи на химическом уровне».
Вопрос № 20 (выберите один вариант ответа).
В химических превращениях молекулы …
|
Варианты ответов:
1) не сохраняются
|
2) сохраняют свою индивидуальность
|
3) не изменяют свою электронную структуру
| 4) не изменяют свой состав
|
Тема задания «Процессы на химическом уровне организации материи».
Вопрос № 21 (выберите один вариант ответа).
Увеличение концентрации реагирующих веществ приводит к увеличению скорости химической реакции, поскольку …
|
Варианты ответов:
1) выше вероятность столкновения частиц реагентов
|
2) понижается энергетический барьер реакции
|
3) растет скорость движения молекул
| 4) увеличивается число активных молекул
|
Тема задания «Особенности биологического уровня описания материи».
Вопрос № 22 (выберите варианты согласно тексту задания).
Установите соответствие между уровнем организации живой материи и характеристикой, присущей ему:
1) популяция,
2) вид,
3) клетка.
|
Варианты ответов:
1) единица систематики живых существ
| 2) элементарная структурная единица жизни
|
3) элементарная единица эволюции
| |
Тема задания «Молекулярные основы жизни».
Вопрос № 23 (выберите один вариант ответа).
Молекула ДНК содержит информативный участок из 90 нуклеотидов, который кодирует первичную структуру белка. Число аминокислот, входящих в состав белка, который шифруется этим участком ДНК, равно …
|
Варианты ответов:
1) 45
| 2) 30
|
3) 90
| 4) 270
|
Тема задания «Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем».
Вопрос № 24 (выберите один вариант ответа).
«Британская энциклопедия» поясняет понятие «детерминизм» строками Омара Хайяма:
|
Варианты ответов:
1) В этом мире не вырастет правды побег, Справедливость не правила миром вовек
| 2) Сущим в мире считай только дух вездесущий, Чуждый всяких вещественных перемен
|
3) Уж первая заря Творенья записала То, что прочтет последний, Судный день
| 4) Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, Из рук же дурака не принимай бальзама
|
Тема задания «Динамические и статистические теории».
Вопрос № 25 (выберите несколько вариантов ответа).
Молекулярно-кинетическая теория газов позволяет точно рассчитывать:
|
Варианты ответов:
1) отклонение скорости данной молекулы в данный момент времени от среднего значения
| 2) средние значения величин, характеризующих коллектив молекул газа
|
3) скорость любой заданной молекулы газа
| 4) лишь вероятность того, что данная молекула имеет заданную скорость
|
Тема задания «Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей».
Вопрос № 26 (выберите один вариант ответа).
Концепция корпускулярно-волнового дуализма состоит в том, что:
|
Варианты ответов:
1) все материальные объекты делятся на те, которые ведут себя как частицы, и те, которые ведут себя как волны
|
2) каждый материальный объект может вести себя и как частица (поток частиц), и как волна в зависимости от ситуации
|
3) свет (электромагнитное излучение) может вести себя и как поток частиц-фотонов, и как волна в зависимости от ситуации
| 4) свет с малыми длинами волн представляет собой поток частиц – фотонов, а с большими длинами волн – электромагнитную волну
|
Тема задания «Принцип дополнительности».
Вопрос № 27 (выберите несколько вариантов ответа).
Верно, что:
|
Варианты ответов:
1) наблюдение волновых свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его корпускулярных свойств
|
2) исследование волновых свойств материального объекта делает ненужным исследование его корпускулярных свойств
|
3) наблюдение корпускулярных свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его волновых свойств
| 4) исследование корпускулярных свойств материального объекта делает ненужным исследование его волновых свойств
|
Тема задания «Принцип возрастания энтропии».
Вопрос № 28 (выберите один вариант ответа).
Смысл первого закона термодинамики:
|
Варианты ответов:
1) энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать
|
2) энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать
|
3) все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно
| 4) энергия незамкнутой системы может только убывать
|
Тема задания «Закономерности самоорганизации».
Вопрос № 29 (выберите несколько вариантов ответа).
Синергетика:
|
Варианты ответов:
1) сформировалась во второй половине XX века
| 2) рассматривает общие закономерности самоорганизации в живой и неживой природе
|
3) рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса
| 4) является современной формой биологического эволюционизма
|
Тема задания «Космология».
Вопрос № 30 (выберите один вариант ответа).
Космология изучает:
|
Варианты ответов:
1) строение и эволюцию звезд и звездных систем
|
2) строение и эволюцию тел Солнечной системы
|
3) строение и эволюцию Земли
| 4) строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие законы ее развития
|
Тема задания «Космогония. Геологическая эволюция».
Вопрос № 31 (выберите несколько вариантов ответа).
Современная космогония:
|
Варианты ответов:
1) широко использует законы физики, химии, геологии
| 2) исследует расположение и движения звезд и звездных скоплений
|
3) анализирует мифы народов мира о происхождении небесных светил
| 4) изучает происхождение и развитие космических тел и их систем
|
Тема задания «Происхождение жизни».
Вопрос № 32 (выберите один вариант ответа).
Первые организмы, возникшие на Земле, были:
|
Варианты ответов:
1) прокариоты, анаэробы, долгое время существовавшие в водах первичного океана
| 2) прокариоты, аэробы, существовали только на суше
|
3) эукариоты, анаэробы, существовавшие только в водах первичного океана
| 4) эукариоты, аэробы, существовавшие и в воде, и на суше
|
Тема задания «Биологический эволюционизм».
Вопрос № 33 (выберите несколько вариантов ответа).
Атрибутами понятия «эволюция» служат:
|
варианты ответов:
1) направленность
|
2) необратимость
|
3) обратимость
| 4) самопроизвольность
|
Вопрос № 34 (выберите один вариант ответа).
Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий, – это…
|
Варианты ответов:
1) мутационный процесс
| 2) миграция
|
3) изоляция
| 4) популяционные волны
|
Тема задания «История жизни на Земле. Методы исследования эволюции»
Вопрос № 35 (выберите варианты согласно тексту задания).
Установите соответствие между ароморфозом в истории жизни и сопутствующим ему эволюционным изменением:
1) фотосинтез
2) возникновение многоклеточности
3) появление эукариот
|
Варианты ответов:
1) развитие более совершенного механизма клеточного деления
|
2) автотрофное питание
|
3) дифференциация функций целостного организма
| |
Тема задания «Генетика и эволюция».
Вопрос № 36 (выберите несколько вариантов ответа).
Укажите положения, которые соответствуют ненаследственной (модификационной) изменчивости:
|
Варианты ответов:
1) степень выраженности изменений в фенотипе зависит от силы и продолжительности действия факторов, их вызывающих
|
2) изменения носят приспособительный характер
|
3) изменения передаются по наследству
| 4) формирование изменений сопровождается изменением генотипа
|
Вопрос № 37 (выберите один вариант ответа).
Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название …
|
Варианты ответов:
1) генофонд
|
2) ген
|
3) геном
| 4) генотип
|
Тема задания «Экосистемы».
Вопрос № 38 (выберите один вариант ответа).
Экосистема – это ….
|
Варианты ответов:
1) совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида
| 2) комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи
|
3) совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ
| 4) организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды
|
Тема задания «Биосфера».
Вопрос № 39 (выберите несколько вариантов ответа).
Биогенная миграция атомов характеризуется следующими особенностями:
|
Варианты ответов:
1) в ходе миграции атомы одних элементов превращаются в атомы других
|
2) осуществляется быстрее, чем в неживой природе
|
3) в ходе миграции элементы взаимодействуют друг с другом, образуя сложные химические соединения
| 4) в ходе миграции часто меняется атомная масса элементов
|
Вопрос № 40 (выберите один вариант ответа).
Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов…
|
Варианты ответов:
1) осуществлять сложные превращения веществ в живых телах
|
2) поглощать и выделять кислород, углекислый газ
|
3) выделять химические вещества
| 4) накапливать различные вещества
|
Тема задания «Человек в биосфере».
Вопрос № 41 (выберите несколько вариантов ответа).
Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Человек разумный (Homo sapiens), являются:
|
Варианты ответов:
1) организованность в высокоразвитую социальную структуру – человеческое общество
|
2) приспособительный характер отличительных признаков для представителей каждой из рас
|
3) единство фенотипа представителей всех рас
| 4) один и тот же хромосомный набор
|
Тема задания «Глобальный экологический кризис».
Вопрос № 42 (выберите один вариант ответа).
Основная причина парникового эффекта – это ….
|
Варианты ответов:
1) вырубка лесов
| 2) изменение направления движения и интенсивности океанических течений
|
3) увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение
| 4) тепловыделения промышленных предприятий
|