Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическая утомляемость




И ощущение времени

Разумная торопливость

 

 

Одним из элементов культуры чтения является ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ выполнять все умственные действия во время чтения как можно быстрее. Эта потребность при частой реализации на практике постепенно ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА – РАЗУМНУЮ ТОРОПЛИВОСТЬ.

 

УПРАЖНЕНИЕ 12. Приготовьте большой текст научно-популярного жанра (без формул, рисунков, прямой речи и пр.). Начните читать текст с максимально возможным качеством усвоения. Читайте в ровном темпе. Примерно через 2-3 минуты после начала чтения отмерьте часть текста, которую вы успеваете прочитать за 0,5 минуты. Далее разметьте на следующих страницах текста 8 частей этого объема.

Засеките время, прочитайте следующую часть в том же темпе. Во время чтения старайтесь ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ в 0,5 минуты. Читаемый текст нужно усваивать с максимально возможным качеством. Закончив чтение отрезка, посмотрите на часы, оцените, насколько вы оказались точны и с учетом ошибки постарайтесь прочитать следующий отрезок за более точное время. И так далее все 8 отрезков текста.

Через 2-3 дня вернитесь к этим же отрезкам и попытайтесь прочитать их парами за 0,5 минуты каждую пару. Вы должны будете прочитать четыре пары за 2 минуты.

Еще через 2-3 дня попытайтесь прочитать эти же тексты группами по 4 отрезка за 0,5 минуты каждую группу. И, наконец, еще через пару дней прочитайте весь объем (почти выученные наизусть 8 частей текста) за 1 минуту.

 

 

 

 

Психическое утомление при работе с книгой наступает в двух случаях: либо это следствие физического недомогания, утомления, возникшего, например, от долгого пребывания в неудобной, напряженной позе, или просто устали глаза. Психическое утомление наступает очень быстро и при работе со скучным текстом. Очень часто возникают такие ситуации, когда необходимо прочитать и усвоить статью, конспект или книгу, но не хочется, потому что этот материал совершенно не интересен для вас. Часто вы предчувствуете скуку из-за неуверенности в достаточно хорошем усвоении содержания текста. Это может происходить тогда, когда вы приступаете к изучению нового материала. Нет желания утруждать себя, и вы находите тысячи причин, чтобы прервать чтение. Заняться чем-то другим, и очень рады тому, что есть возможность не читать.

Умение психологически перестроиться, возбудить в себе живой интерес даже к тому, что поначалу не интересовало, казалось скучным, работать продуктивно над любым текстом – это элемент высокой культуры чтения, которая воспитывается и закрепляется длительной практикой.

За период обучения рациональным методам работы с книгой вы овладеете приемами профилактики психического утомления в процессе чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Приготовьте большой и очень неинтересный, но очень нужный текст. Выделите в нем объем, который вы можете прочитать за 1 час.

За 15-20 минут прочитайте первую треть выделенного текста. Сделайте минутный перерыв, во время которого переосмыслите содержание прочитанного и постарайтесь выделить в прочитанном интересные мысли или факты. Выполните упражнение РЕЛАКС.

Следующие 15-20 минут посвятите чтению второй части текста. За минуту следующего перерыва переосмыслите содержание прочитанной части, выделите наиболее интересное. Затем установите смысловые связи между первой и второй частями текста, еще раз сделав акценты на интересных моментах прочитанных двух частей текста. Выполните еще одно упражнение РЕЛАКС.

Последние 15-20 минут времени посвятите прочтению последней части. Теперь после переосмысления прочитанной части свяжите по смыслу три блока текста и вспомните все самое интересное во всем прочитанном. Сделайте вывод о том, что даже в самом неинтересном тексте можно найти интересное!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.