Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проговаривание




 

 

Обычно во время чтения практически все слова проговариваются. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами, большинство не используют внешнюю мимику. При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно. Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Во время такого «немого» чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.

Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя. Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом:

 

Как показывают исследования психологов, чтение, а вернее, понимание текста неразрывно связано с проговариванием. Воспринимать текст иначе как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя. Поэтому полное подавление артикуляции невозможно, возможно лишь оттеснение. В итоге скорость чтения или, можно сказать, понимания ограничивается скоростью проговаривания, т.е. проговаривание тормозит чтение. Возможен выход из этой ситуации при иной схеме восприятия текста. Рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описано режимом:

 

УВИДЕЛ - ПОНЯЛ

 

При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.

Перед вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е., в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.

Оттеснить проговаривание можно следующими способами:

· принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы вы практически не успевали проговаривать текст;

· расширять поле восприятия так, чтобы вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;

· создавать помехи проговариванию;

· сформировать психологическую установку на безартикуляционное чтение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.