Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод ритмичных фиксаций




Поле восприятия

 

 

На продуктивность чтения существенно влияет расширение поля восприятия читаемой информации. Поле восприятия является частью поля зрения. Поле восприятия – это объем информации, который мы успеваем осмыслить за одну остановку – «фиксацию» взгляда. Читатели, не владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию «схватывают» по одному слову из текста. В редких случаях читатели за одну фиксацию успевают считать из текста по два слова, если слова оказываются короткими и простыми. Читатели, владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию усваивают по три-восемь слов. При этом каждый зафиксированный взгляд задерживается на словах примерно одно и то же время (из расчета несколько слов за одну секунду) независимо от того, сколько и какие слова усваиваются за каждую фиксацию. Отсюда следует простой вывод: если читатель, затрачивающий на чтение текста из 1000 слов от 5 до 10 минут, расширит свое поле восприятия в 3 раза, то и на чтение такого текста он станет затрачивать времени в 3 раза меньше.

Масштабы поля восприятия влияют и на качество усвоения текстов. Если взгляд читателя фиксируется на каждом слове, то смысл предложения складывается из понимания значений отдельных слов и их взаимосвязи. Если же взгляд при каждой фиксации на тексте будет «выхватывать» из текста группы осмысленных слов (что произойдет в результате расширения поля восприятия), то читатель, освободивший свой мозг от необходимости работы с большим числом мелких операций, направит свои усилия на углубленное осмысление крупных смысловых блоков и, таким образом, лучше поймет и запомнит текст.

Для отработки навыков чтения смысловыми блоками, понятиями, а не словами используйте Метод ритмичных фиксаций взгляда (МРФ).

 

 

 

Метод основан на принудительном делении строки на смысловые блоки и ритмичном перемещении взгляда. Он поможет вам расширить поле восприятия, оттеснить проговаривание и добиться значительного повышения скорости чтения.

Представьте себе, что вы рассматриваете комиксы или другие рассказы в картинках. Ваш взгляд при этом последовательно останавливается на каждой картинке, рассматривая их разное количество времени. Если вы будете просматривать такие картинки, фиксируя взгляд в течение одинаковых интервалов времени, то качество усвоения информации отчасти снизится. Но, натренировавшись некоторое время, вы сможете привыкнуть к такому режиму просматривания, т.е. научитесь просматривать рисунки методом ритмичных фиксаций.

Можно вообразить, что эти рисунки выражены некими известными вам образами-знаками. После длительной тренировки вы и эти знаки научитесь просматривать, хотя понимание рассказа в этом случае будет затруднено.

Если же смысл рисунка будет закодирован в знаки-слова, то вы будете вынуждены улавливать содержание понятиями, смысловыми блоками. Произойдет это таким образом: бросая взгляд на одно-два слова, вы мгновенно раскодируете их одно за другим, выстраивая в понятия, затем перейдете к следующей картинке и т.д.

А что, если научиться просматривать большие группы закодированных знаков-слов и причем быстро? Оказывается, и это можно. Если читатель постарается просматривать слова текста немного быстрее, чем это для него привычно, то он уже не будет успевать озвучивать все просматриваемые слова. Очевидно, что качество усвоения содержания при этом несколько снизится. Но, как показывает практика, через несколько дней тренировок качество понимания текста, прочитываемого ритмичными фиксациями, постепенно начнет восстанавливаться. Но к этому времени сформируется новая установка, текст будет усваиваться большими группами слов.

Организовать ритмичное перемещение взгляда вам поможет использование ритмичной музыки, ударов метронома, внутреннего счета, т.д. Содержание текста будет выстраиваться из понятий, схватываемых при кратковременной фиксации взгляда на словосочетаниях. Количество фиксаций взгляда на строке, места фиксаций и время между фиксациями будут подбираться произвольно в зависимости от степени сложности текста и ширины колонки.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Приготовьте текст с неширокими колонками и источник звучащего ритма (метроном, ритмичную музыку или запишите стук на магнитофон).

На каждый удар звучащего ритма бросайте взгляд на начало, середину и конец каждой строки. Пытайтесь за каждую фиксацию взгляда охватывать как можно больше слов и при этом не забывайте осмысливать содержание текста. Перебрасывайте взгляд на каждый удар звучащего ритма.

Количество фиксаций взгляда зависит от ширины колонки текста и от сложности текста. Например, если строчка содержит до 30 знаков (букв), то взгляд желательно фиксировать дважды. Места фиксаций определяются произвольно. Постепенно старайтесь уменьшить число фиксаций и увеличить ритм.

Уже через неделю занятий благодаря выполнению упражнения ваше поле восприятия расширится, при каждой фиксации взгляда одно поле восприятия текста станет перекрывать другое, а оно, в свою очередь перекроется третьим полем восприятия.

Вот так будете читать тексты с узкими колонками (например, тексты из газет, журналов) в первые дни выполнения упражнения – чтения методом ритмических фиксаций. Обратите внимание, что части текста читатель не способен усвоить. В этом нет ничего страшного. Качество усвоения будет низким. Потерпите. Со временем качество усвоения постепенно начнет увеличиваться. За счет чего? За счет того, что поле восприятия постепенно начнет увеличиваться и читатель за каждую фиксацию будет усваивать все большие смысловые блоки.

а б

 

Это произойдет примерно через неделю ежедневных упорных тренировок. Обратите внимание на то, что овалы выросли. И уже неусвоенных полей текста становится все меньше и меньше. Да и привычка читать и пытаться домысливать тоже будет становиться все крепче и крепче. А это означает, что активизируется мышление во время чтения. Это еще одно положительное качество, которое формируется во время выполнения упражнения – чтения методом ритмических фиксаций.

 

в г

 

А так читатель будет читать через две недели выполнения упражнения – чтение методом ритмических фиксаций.

 

 

где: а, б – в начале выполнения упражнения; в, г через неделю.

Здесь уже поля фиксаций стали настолько широкими, что читатель позволяет себе делать не по две фиксации на каждой строчке, а по одной фиксации на каждой строчке. При этом качество усвоения опять немного снизится, но читатель уже знает, что, поработав еще какое-то время, он восстановит качество усвоения.

После того как вы научитесь за 3 фиксации прочитывать всю строку текста с широкими колонками, можете переходить к чтению с меньшим количеством фиксаций взгляда. А еще через 2-3 недели вы сможете усваивать текст, набранный узкими колонками, всего лишь за одну фиксацию взгляда, а набранный более широкими колонками – за 2 фиксации вместо 3, не снижая качества усвоения текста. Информация при этом будет прочитываться в более быстром темпе.

На первых порах текст может усваиваться лишь на 20-30%. После усердных занятий к концу первой недели коэффициент усвоения может вырасти до 40-50%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.