Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомия религии




Элементы и структура религии

Проанализируем религию, а потом вновь ее просинтезируем. И узнаем, что же такое религия.

Макс Вебер говорил о необходимости расколдовывания мира. Процесс секуляризации одобрял.

КРЕДО КВИА АБСУРДО - Верую, ибо нелепо. Доказать предмет веры невозможно. В самой вере - ключ.

Ученые давно пытаются разгадать феномен. Еще с самых древних времен.

Протогор сформулировал "Человек есть мера всех вещей". Антропоцентризм. На пьедестал выдвигается человек. Вся эпоха гуманизма и строилась на этом. Вместо Бога - человек.

Период Ренессанса - примирить христианство и гуманизм. Гуманизм ниспровергает христианство. Культура - инструмент ниспровержения христианства. Известный физик Томпсон - если в науке вы достаточно сильны, то неизбежно достигнете веры в Бога.

Среди угроз современному миру, цивилизации, сложившейся в парадигме христианского миропонимания, лидер испанских социалистов Сопатэра назвал вызов человечеству - педорастию.

Что такое вера?

Общей базой для представления религиозной веры признаем религиозное сознание.

Говорят, что существует два уровня сознания:

​ - обыденное - оперирует образами, стереотипами, порождает мистерии, покоится на традициях, привычках.

​ - концептуальное - мировоззрение, совокупное и трансцендентное. Это есть мирозрение в целом, но невозможно себе представить, чтобы человек сказал "я буду размышлять о предмете и включу концептуальное мировоззрение". Все это неразрывно связано.

Человек часто оперирует не только нижним эшелоном процесса, но и рассматривает предмет в целом.

Ведение диалога с Богом. Бог - понятие трансцендетное, космическое, беспредельное. Включаем концептуальное мышление. Но при этом просим о достаточно простых вещах. Причудливо соединяются два элемента сознания.

Религиозное сознание и включает в себя эти два эшелона сознания, но оно окрашено еще одним ресурсом, компонентом - эмоции. Всякая молитва всегда согрета и находится в сильном эмоциональном поле, окрашена человеческими чувствами.

Религиозному сознанию характерна чувственность, наглядность. Человек видит некий образ, представляет его, проецирует поток сознания. Включается воображение. Оперируется этот процесс всякого рода символами, эмоциями, религиозной лексикой.

Это особое психологическое состояние человека, уверенность в возможности осуществления того, о чем просит человек в своей молитве Бога. Должен быть уверен в достижимости этой цели, обязательности наступления событий, которых он чает.

Человек верит и сомневается. Соблазн сомнения всегда присутствует в нас. Человек бы не был человеком без сомнений. Это мыслящее существо. "Мыслю, следовательно, существую". Но червь сомнения всегда есть. "Помоги моему неверию". Позволь мне справиться с сомнением.

Апостол Павел больше всех потрудился в самовыражении. Наиболее богатая эпистолярная часть.

"Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Соединение человеческих устремлений и направление их на то, чтобы человек утвердился в вере.

Рациональное и иррациональное - два других важнейших компонента.

Вера религиозная не есть некая идеологическая концепция, доктрина, хотя имеются, казалось бы, для утверждения обратного все необходимые компоненты - текст, история, источник. Но в этом же присутствует не только рациональное - познаваемое, осязаемое. Но есть и иррациональное, что исследовать невозможно.

Познаваемое и непознаваемое.

Совсем не как идеологическая конструкция появляется. Некая доктринальность, некое учение. Соединяет в себе два элемента.

Вера религиозная - больше, чем идея. Она лишена конкретных границ, она безгранична, трансцендентна. Она покрывает концептуально некую всеобщность, которую в себе заключает Бог.

Вера религиозная - соединение адекватного и неадекватного.

В этой связи можем сказать о том, что религиозное сознание неложное. Потому что в основе его - адекватность мира. Но верующий человек заявляет и полагает, что адекватность мира заключается в его тварном характере. Он был сотворен, нужно искать источник той силы, которая его сотворила.

У человека верующего мировоззренческая конструкция обретает законченность и стройность. Есть творец, есть его творения (человек в том числе). Христианство, ислам, иудаизм - человек есть вершина творения.

"На седьмой день Бог взял тайм-аут".

В акте творения ничего не говорится о женщине. Акт творения длится бесконечно. "Творю все новое". Акт творения в этой части оказался законченным. А женщина? Мужчина оказался неудачным? Понадобилось совершенство?

Для человека религиозного мир познаваем и достаточен. Религия дает более полное понимание мира, чем наука. Каждое новое фундаментальное открытие науки дает ожидание, что все станет ясным. Но мир стал более неизвестным. Каждое открытие отдаляет нас от истины. Целый ряд других за каждым открытием.

Научное сознание делает человека беспомощным. Вера часто дает полное и самодостаточное самопонимание. Человек верит и мир для него понятен, смысл жизни понятен. Каждый человек задает себе такой вопрос.

Что есть человек? Что я должен сделать для успокоения своей метущейся души?

Тащит человек груз своей жизни по бренной дороге и тяжело ему становится иной раз. И дальше уже тащить груз нет сил. Для верующего человека вера наполняет его жизнь глубиной и смыслом. Вера делает осмысленным его существование.

Это не значит, что для атеиста нет смысла существования. Просто наполнение другое у него.

Сегодня человечество переживает бум неоязычества, где балом правит релятивизм. На этой концепции покоится сегодняшняя культура толерантности.

Релятивизм - нет абсолютной истины. А следовательно - Бога нет. Релятивизм учит, что есть множественность истин, каждый человек обладает истиной. Каждая истина относительна, каждый по-своему прав. Но тогда размывается истина. Множественность - ложь, разрушение. Не может быть двух правд, истина всегда одна.

Ложь многолика, ее очень много. Но истина-то одна.

Размывание истины - добро нельзя отличить от зла. И тогда торжествует порок. На пьедестал поднимается порок. Почему церковь так борется за традиционные ценности? Потому что без них религиозного сознания не будет.

Скала, на которой строятся все цивилизации.

"Идея, владеющая массами, становится материальной истиной" - Маркс

"На камне сем созижду я церковь и врата ада не подойдут к ней" - Джисас (с). Вера - камень.

Религиозная деятельность включается в религиозную веру. Вера без дел мертва. Значит, религиозная деятельность подкрепляет сознание. Может быть культовая и некультовая.

Культовая - действия в храме, исповедь, причастие, крещение и т.д.

Внекультовая - духовный путь, общественная деятельность, основанная на религиозном мировоззрении. Партии даже есть. Богословы в обществе ведут деятельность в обществе - это тоже внекультовая деятельность - миссионерство, религиозное образование, церковная пресса.

"Без истины общество идет к уничтожению человека" Бенедикт 16.

Предмет культа есть? Сами богословы и теологи (одинаковые вещи) говорят, что предмет культа есть богословие. Но в том числе это и паломничество, и молитвы и т.д.

Субъект культа - человек.

Если есть предмет, субъект, то должны быть и средства культа - то, что относится к отправлению культа непосредственно. Церковь, иконы, тексты. Земля монастырская - не есть средство культа. Богослужение можно производить и на открытом воздухе.

Способы культа - тоже есть. Молитва.

Перечень необходимых элементов большой.

А для чего? Для достижения результата - должен быть и результат культа? Не бесцельно же это делать. Результат культа - удовлетворение религиозных потребностей, прилив сил, успокоение, понимание необходимости жить дальше.

Религиозные отношения. Вне религиозных отношений никакой веры религиозной не бывает. Это интимные отношения человека и Бога. Человек обращается к Богу на "ты".

Человек являет некым альтер-эго Богу.

Функции:

​- Спасительная (у самой веры)

​- Учительство (у церкви)

Церковь сейчас есть общественная организация. Равный государству субъект - пытаются сделать. Церковь должна быть мистическим образом представляемое собрание.

Христианство обязано самому Христу и императору Византии Константину.

313 - Медиаланский эдикт - уравнение христиан с остальными - указ о веротерпимости.

Эклезиология - наука о церковном строительстве (как институции). По греческому пониманию каждый епископ равночестен другому епископу. Епископ есть апостол церкви. Нет более высокого выше епископа.

Патриарху отводится следующая роль. Предстоятель на вершине. Он стоит впереди всех по отношению к Богу. По его молитвам разрешаются многие проблемы. Эклезиология помогает понять, как же найти выход из противоречия. Никакой епископ не имеет власти над другим епископом - а как же так? Для этого избирается Синод. Когда епископов стало много, они стали взаимодействовать. По правилам древней церкви епископ в чужую епархию не может идти. Надо было разбирать их отношения друг между другом. Кто может дать оценку? Собратья архиереи должны собраться и осудить его. Но кто будет их осуждать? Какому из епископов дать роль председателя? Тому, кто находится с Стольном Граде - ближе к императору.

Синод (с греч. - собор).

Зачем нужна церковь? Если есть доступ к Богу?

Прообраз церкви - первая община апостолов. Соборное тело, организм. Первым главой, который остается главой церкви - Иисус. "Отныне и до скончания мира - я с вами". У него есть соборяне - 11 апостолов.

Духовенство - не посредники между человеком и Богом. Это некие стены и столпы конструкции. Как богочеловеческий институт.

Религиозные отношения существует и между членами общины.

Виды и строения религиозных организаций.

Православие - 15 самостоятельных церквей. 9 патриархов из 15. Не все имеют патриархов.

Диптих - список.

Первым в списке раньше - Александрийский. А почему не Иерусалимский? Он на 4 месте. Теперь первый - Константинопольский.

 

18.09.13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.