Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие звука




Тема 1.5. ОСНОВЫ АЭРОДИНАМИКИ БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ

 

При полете с большими скоростями сжимаемость воздуха оказывает значительное влияние на аэродинамические характеристики самолета. Со свойством сжимаемости воздуха и газов тесно связано явление распространения звука в газах. Чем ближе скорость самолета к скорости распространения звука, тем больше должна быть мощность двигателей для достижения этой скорости.

При полете с около – и сверхзвуковыми скоростями в характере воздушного потока происходят качественные изменения. Скорость распространения звука тесно связана с явлением сжимаемости воздуха.

Как известно, источником звука является колебательное движение тела. Например, прикасаясь к натянутой струне, а затем отпуская её, мы приводим струну в колебание. Это колебание струны передается прилежащим к ней частицам воздуха, которые, в свою очередь, приводят к колебаниям соседние с ними частицы воздуха и т.п.

Колеблющиеся частицы то приближаются друг к другу, то удаляются. В результате этого создаются периодические местные сгущения и разрежения частиц, т.е. малые изменения плотности и давления газа.

Эти малые возмущения распространяются в виде сферической волны по всему окружающему пространству. Ухо человека воспринимает небольшие периодические повышения плотности и давления, как звук.

Под звуковыми волнами понимают всякие малые возмущения давления и плотности, распространяющиеся в среде (например, в воздухе).

Под скоростью звука понимается скорость распространения малых возмущений в пространстве.

При больших частотах звуковых колебаний сжатие газа в звуковой волне происходит адиабатически, т.е. без теплообмена с окружающей средой. В этом случае скорость звука определяется по формуле Лапласа:

 

,

где - показатель адиабаты;

и - удельные теплоемкости газа соответственно при постоянном давлении и объеме.

Из формулы следует, что скорость распространения звука зависит от отношения давления газа к его плотности. Это отношение характеризуется упругостью газа и его сжимаемостью. Чем большей упругостью обладает газ, тем труднее он сжимается и наоборот. Следовательно, скорость звука в газе (воздухе) является характеристикой сжимаемости газа.

Формулу можно записать в несколько ином виде, если вместо давления р подставить его выражение, определяемое уравнением состояния газа: . Тогда:

.

где g – ускорение силы земного притяжения (g =9,81 м/сек2);

k - показатель адиабаты. Для воздуха k =1,41;

R -газовая постоянная. Для воздуха . После подстановки формула для определения скорости звука принимает вид:

 

 

Из формулы видно, что скорость звука в газе зависит от его температуры. Чем выше температура, тем больше скорость звука, т.е. газ менее чувствителен к сжатию. Если температура станет равной абсолютному нулю (t°=-273° С), то и скорость звука станет равной нулю. В пустоте звук не распространяется, так как нет молекул, передающих колебания.

В пределах тропосферы температура воздуха с высотой, а с ней и скорость звука уменьшаются. Скорость воздуха в воздушной среде на уровне моря составляет .

Понятие скорости звука имеет большое значение в аэродинамике и газовой динамике. Характер любого вида движения газа изменяется в зависимости от соотношения между скоростью газа и скоростью звука (числа Маха).

Отношение скорости полета к скорости звука называется числом Маха:

Число Маха считают критерием сжимаемости потока. Чем больше скорость потока, тем больше сжимаемость воздуха, увеличение же скорости звука характеризует уменьшение сжимаемости.

 
 

Подтвердим это следующим рассуждением. В полете самолет раздвигает воздух и одновременно вызывает его сжатие (рис.5.1).

 

Рис.5.1 Проявление сжимаемости воздуха в полете

 

При малых скоростях полета возмущения, вызванные движением самолета, значительно его опережают, воздух успевает раздвинуться и “приспособиться” к обтеканию самолета, сжатие при этом незначительно (рис.5.1,а).

При больших скоростях полета созданные самолетом возмущения не могут значительно его опередить. Резкое столкновение самолета с невозмущенной средой вызывает сильное сжатие воздуха (рис.5.1,б).

Таким образом, проявление свойства сжимаемости воздуха в полете находится в прямой зависимости от скорости движения самолета и в обратной от скорости звука, т.е. зависит от числа Маха.

Если , то сжимаемостью воздуха можно пренебречь.

При сжимаемость воздуха следует учитывать.

С увеличением высоты полета скорость звука уменьшается. Следовательно, при той же скорости полета значение числа Маха увеличивается:

 

где: число Маха на данной высоте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.