КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
Обучение грамоте, понимаемое как первая ступень ознакомления ребенка с законами родного языка, необходимо осуществлять при помощи особых методов, создание которых потребовало многолетних исследований профессора, замечательного детского психолога Д.Б. Эльконина. Д.Б. Эльконин пересмотрел основные принципы методики обучения грамоте, ее психологические и лингвистические основы, с целью облегчить детям процесс усвоения чтения и сделать этот процесс развивающим, содействующим умственному развитию ребенка. Потенциальные психические возможности ребенка-дошкольника, высокий интерес к звуку и слову родной речи, наличие словотворчества в детской субкультуре – все это обращает и многих других ученых и практиков к поиску действенного содержания программ по грамоте. Над технологиями обучения дошкольников грамоте работали такие ученые как Л.Е. Журова, И.С. Пантина, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман и др. Д.Б. Эльконин рассматривает грамоту «как пропедевтический курс фонетики родного языка» и поэтому предлагает начинать обучение с «погружения», введения ребенка в звуковую действительность языка. Предварительный курс введения ребенка в фонемную (звуковую) систему языка является познавательной задачей и имеет значение не только обучения чтению, но и для всего последующего изучения родного языка. По утверждению Д.Б. Эльконина, «грамотным человеком мы называем не того, который умеет читать и писать и не того, который делает это без особых затруднений и ошибок. А грамотный человек – это тот, кто обладает «чувством» родного языка, понимает его строение и законы и умеет пользоваться ими». Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в подготовительной к школе группе детского сада, состоят в обучении детей составлять предложения из двух — четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на) и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке. Ознакомление со словом. В подготовительной к школе группе с детьми проводится работа над предложением и его словесным составом, в результате которой они осознают, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество. Даже элементарное понимание детьми значений слов смысл, значение в сочетании с пониманием (тоже элементарным) того, что слова звучат похоже или по-разному, существенно расширяет возможности воспитателя в осуществлении задач словарной работы. Становится, например, возможным эффективно знакомить старших дошкольников не только с синонимами и антонимами, но и с омонимами - словами, одинаковыми по звучанию, но различными по значению (коса - коса - коса), и с паронимами - словами, подобными по звучанию, но не тождественными по значению (зубатый - зубастый, понятный - понятливый). Задания на словообразование (заяц - зайчик - зайчонок - зайчишка, бежать - убежать - прибежать - добежать, помогать - помощник и т. п.), имея главной целью обогащение и активизацию словаря, также способствуют уяснению детьми значения термина «слово». Ознакомление с предложением. Работа над предложением начинается с выделения предложений из речи. Для этого можно использовать короткий (в три-четыре предложения) рассказ по картинке, который составляется воспитателем. Далее (это может делаться уже на другом занятии) детям предлагается самим составить короткий рассказ по какой-нибудь простой картине (Дети поливают цветы. Дети кормят рыбок в аквариуме. и т. п.). Рассказ составляет или один ребенок, или несколько детей по очереди. В первом случае педагог повторяет рассказ ребенка, делая небольшие паузы между предложениями, и спрашивает всех, какое первое предложение, какое второе и т. д. Во втором случае, после того как названный воспитателем ребенок скажет первое предложение, воспитатель обращается к группе. Затем воспитатель произносит набор слов и предлагает детям определить, предложение это или нет. Приведенные выше задания еще не знакомят детей со словесным составом предложения. Они подводят их к пониманию того, что речь состоит из предложений. Ознакомление со словарным составом предложения В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму. Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Составление предложений об игрушке. На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе). Составление предложений по картине (из 3—4 слов). Используются несложные сюжетные картины. Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место па первых занятиях. В дальнейшем воспитатель все больше внимания уделяет тому, чтобы дети научились членить предложение на слова и составлять его из слов уже без опоры на наглядность. Ознакомление со слоговым составом слова В подготовке дошкольников к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. Когда дети будут учиться читать, они начнут с чтения слога. Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Существует много методических приемов, которые успешно используются в практике обучения. Перечислим некоторые из этих приемов. 1. Схематическое изображение слогового состава анализируемого слова (аналогичное схеме словесного состава предложения). 2. Подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы. 3. Подбор слов с определенным слогом (ма, бу, ка и т. д.); место слога может быть заданным. («Вспомни слово, в котором второй слог ка»); может быть заданным и количество слогов в слове («Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог на»). 4. Подбор слов, начинающихся с определенного слога. Воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма — мама, машина и т. п.). 5. Перестановка слогов в слове (мышка — камыш) Ознакомление с звуковым составом слова Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Если не ставится задача обучить старших дошкольников начаткам грамоты, то в ознакомление со звуковым строением слова не входит полный звуковой анализ. «Воспитатель... подводит их к звуковому анализу слов». Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (по) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простые формы ее анализа дети начинают еще в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи: они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирают слова с определенным звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий. При ознакомлении детей со звуковой стороной слона широко используются звукоподражательные слова (шорох, шуршать, шелестеть, кукушка, квакать и т. п.), стихотворения, и которых они обыгрываются («Мышонку шепчет мышь: «Ты все не спишь, шуршишь»). Благодаря этому дошкольники легче воспринимают звуковой облик слова, обращают внимание па его звучание. Вместе с тем воспитателю нужно помнить, что слов, как бы изображающих своим звучанием определенные звуковые явления, в языке немного. Большинство слов любого языка по своему звуковому облику, по звучанию не имеет ничего общего с теми предметами п явлениями, которые ими обозначаются, называются. Поэтому важно показать детям различие звуковой и смысловой сторон слова. Вопросы для самопроверки 1. Какие выделяют показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению? 2. Каковы основные задачи ДОУ по подготовке к обучению грамоте и чтению дошкольников?
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |