Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребностей




ЭТО ПОНЯТИЕ между тем получает серьезную поддержку еще с одной стороны. Если мы сумеем определить, что собой представляют различные потребности, какие из них фунда­ментальны, а какие зависят от обстоятельств, как они связа­ны между собой и как возникают производные культурные потребности, мы сможем получить более полное и точное определение функции и показать действительную важность этого понятия. Здесь я бы считал правильным придержи­ваться двух аксиом: во-первых, каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей — тех, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физи­ологически необходимыми условиями температуры, защи­ты от влаги, ветра и прямого вредоносного воздействия по­годы, опасностью, исходящей или от животных, или от дру­гих людей, необходимостью отдыха и двигательной нагруз­ки для физической и нервной системы, а также регуляцией развития. Вторая аксиома в изучении культуры — в том, что каждое достижение культуры, предполагающее использова­ние артефактов и символических систем, представляет со­бой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности. Если бы нам пришлось начать рассмотрение вопроса с точки зрения эволюции, можно было бы показать, что как только анатомия человека дополнена палкой или камнем, пламенем или покровом для тела, использование таких артефактов, орудий и приспособ­лений не только удовлетворяет определенную телесную по­требность, но и устанавливает производные потребности. Животный организм, который изменяет температуру, поль­зуясь постоянным или временным убежищем, разводит огонь для защиты и обогрева, употребляет одежду или одея­ла, становится зависимым от этих элементов окружающей его обстановки, от их изготовления и правильного использо-

 

вания, равно как и от сотрудничества с себе подобными, ко­торое может оказаться необходимым для оперирования эти­ми элементами.

Так с началом любой культурной деятельности возника­ет новый тип потребности, тесно связанный с биологиче­ским типом потребностей и зависящий от него, но явно включающий в себя новые виды детерминизма. Животное, перешедшее от питания, получаемого в прямом контакте со с средой, к пище, которая собирается, сохраняется и подвер­гается обработке, будет голодать, если нарушится какая-ни­будь стадия этого культурного процесса. Здесь нужно за­фиксировать, наряду с чисто биологической потребностью в питании, новые потребности экономического характера. Как только удовлетворение половых импульсов оказывается преобразовано в постоянное сожительство, а уход за детьми приводит к постоянному поддержанию дома и домашнего хозяйства, налагаются новые требования и условия, каждое из которых столь же обязательно для сохранения группы, как любая фаза чисто биологического процесса.

Если мы взглянем на любое сообщество, в большей или меньшей степени примитивное или даже вполне цивилизо­ванное, мы увидим, что повсюду существует организованное снабжение племени, первично обусловленное потребностью человеческого организма в питании, но само по себе уста­навливающее новые технологические, экономические, пра­вовые и даже магические, религиозные и этические потреб­ности. Подобно этому и продолжение рода у человека про­исходит не просто путем спаривания, а связано с необходи­мостью продолжительного ухода за потомством, воспитани­ем и начальным формированием члена племени. Отсюда возникает целый ряд добавочных детерминант, то есть по­требностей, которые удовлетворяются традиционным уха­живанием, табу на инцест и экзогамию, выбором брачного партнера, а то, что касается связи родителей и детей, а также вообще родства, — системой счета родства со всем тем, что она влечет за собой в области совместной деятельности, пра­вовых и этических отношений. Минимум условий защиты от окружающей среды, необходимый для выживания орга­низма удовлетворяется одеждой и жильем. Потребность в безопасности приводит к соответствующему обустройству жилища и поселения в целом, а также к организации сосед­ских групп.

 

Кратко рассмотрев производные императивы, порождае­мые культурным удовлетворением биологических потреб­ностей, мы увидим, что постоянное возобновление матери­ального аппарата — это необходимость, ответом на которую служит экономическая система племени. Сотрудничество людей предполагает наличие норм поведения, санкциониро­ванных властью, физической силой или общественным до­говором; здесь культурным ответом окажутся различные си­стемы управления, примитивные или высокоразвитые. Об­новление личного состава каждого из составляющих обще­ство институтов требует не только продолжения рода, но и соответствующих систем обучения. Организация силы и принуждения для поддержки власти и защиты функцио­нально связана с политической организацией внутри каждо­го института и на поздних этапах развития выражается в об­разовании специальных групп, которые мы определили как политические единицы или прототипы государства.

Далее, я полагаю, что нам нужно согласиться с тем, что с самого начала культуры необходима ее передача при по­мощи символически оформленных общих принципов. Зна­ние, частично воплощенное в навыках ручного труда, но также сформулированное в принципах и определениях, ка­сающихся технологических процессов, также обусловлено прагматической, инструментальной необходимостью; этот фактор не мог не присутствовать уже в самых ранних про­явлениях культуры. На мой взгляд, магия и религия могут быть функционально истолкованы как необходимые до­полнения к чисто рациональным и эмпирическим систе­мам мысли и традиции. Использование языка для отсылки к прошлому сразу указало бы людям на ненадежность их чисто интеллектуальных предсказаний. Заполнение пробе­лов в знаниях и лакун в определении того, как сложится будущее, вело человека к утверждению о наличии сверхъ­естественных сил. Возможно, идея о продолжении жизни после смерти была одной из самых ранних мистических ги­потез, связанной с некоторыми глубинными биологиче­скими устремлениями организма, но и несомненно полез­ной для стабильности социальных групп и для формирова­ния представления о том, что человеческие силы не столь ограничены, как свидетельствует чисто рациональный опыт. Идеи о том, что, с одной стороны, человек способен управлять некоторыми элементами судьбы, а с другой, —

 

что от природы исходит добрый или мстительный ответ на действия человека, содержат в себе ростки более высоко­развитых понятий, таких как Провидение, цель творения и цель человеческого существования. Функциональное объяснение искусства, рекреации и публичных церемониа­лов могло бы апеллировать к прямым физическим реакци­ям организма на ритм, звук, цвет, очертание, форму и к их комбинациям. В декоративных искусствах функциональ­ный подход учел бы навыки ручной работы и техническое совершенство и установил бы их связь с религиозным и ма­гическим мистицизмом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.