Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Изменить периодичность поставок (увеличить), увеличить спрос




Изменить периодичность поставок (увеличить), увеличить спрос.

 

Управление запасами является ключевой активностью, составляющей наиболее важную сферу менеджмента фирмы, т.е. точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении этических цепей и каналов, иммобилизируя значительную часть основного капитала фирмы.

Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах производства и обращения продукции.

По месту продукции в канале (цепи) и ее укрупнению можно выделить запасы МР, НП, ГП, тары и возвратных отходов. С позиции интегрального подхода по отношению к базисным активностям запасы подразделяются на запасы МР в снабжении, производственные запасы МР, НП и ГП, сбытовые (товарные) запасы ГП в системе дистрибьюции и совокупные материальные запасы.

Запасы в снабжении — это МР, находящиеся в каналах (цепях) от поставщиков до складов МР товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства ГП.

Производственные запасы — это запасы МР и НП, предназна­ченные для обеспечения выполнения производственного расписания в пределах производственно-технологических подразделении фирмы.

Сбытовые (товарные) запасы — это запасы ГП, находящиеся на складах ГП фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи). Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации менеджмента с позиций общих издержек.

К специфическим складским запасам относятся запасы в процессе грузопереработки без операции хранения (на­пример, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транс­порта на другой, консолидация, сортировка и др.).

По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.

Текущий запас (часть запаса) — основная часть производствен­ного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непре­рывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

Страховой или гарантийный запас (часть запаса) предназначен для элиминирования финансовых рисков, связан­ных с непредвиденными колебаниями спроса на ГП, невыполне­нием договорных обязательств по поставкам МР (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

Подготовительный запас (часть запаса) — часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки МР (ГП) к производственному или личному потреблению. Наличие данною вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических элементарных активностей по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.п.) к потреблению.

Сезонные запасы — это запасы МР и ГП, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства.

Запасы продвижения ГП формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно со­провождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребле­ния: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удов­летворять возможное резкое увеличение спроса на ГП фирмы.

Спекулятивные запасы обычно создаются фирмами для МР (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повы­шения цен на них или введения протекционистских квот или тари­фов. Типичным примером является закупка многими европейски ми и американскими фирмами больших объемов дешевых элект­ронных компонентов (микросхем, блоков и т.п.) компьютеров, аудио- и видеотехники в Японии, Корее, Сингапуре.

Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда циклы в производстве и дистрибьюции не со­впадают с жизненным циклом товара (см. рис. 4.4). В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта. Задачей менеджмента является предотвращение возможности по явления таких запасов.

Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в экономике в целом и отдельных организациях бизнеса. Положи­тельная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта, являясь своеобраз­ным буфером, сглаживающим непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надеж­ность логистического менеджмента.

Негативной стороной запасов является то, что в них замораживаются (иммобилизируются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы фирмой на другие цели, например, инвестиции в технологии, маркетинг, повышение производительности труда и т.п. Кроме того, большие уровни запасов ГП тормозят улучшение ее качества, так как фирма, прежде всего, заинтересована в реализации до инноваций в качество. И, наконец, наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствует внедрению интегральной парадигмы и концепции затрат.

Основной проблемой управления запасами является согласование (координация) зачастую противоположных идей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства финансов) по отношению к запасам.

Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. Спрос можно удовлетворить путём однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени или посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода. Эти два случая соответствую избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени).


ГЛАВА 1.ОБЩАЯ СХЕМА И ПАРАМЕТРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

 

Сово­купность правил, по которым принимаются решения, называются стратегией (моделью) управления запасами. С практической точки зрения наибольший интерес представляют оптимальные стратегии управления запаса­ми, наиболее часто в качестве критерия оптимизации используется минимум издержек, свя­занных с управлением запасами, хотя могут применяться и другие критерии, например, минимальное время выполнения заказа, мак­симальная надежность поставки и т. д.

Модель управления запасами включает: выбор и обоснование критерия оптимизации, расчет издержек управления запасами, формулировку ограничений, моделирование спроса (расхода) и пополнения запасов, расчет стратегии управления. В настоящее время существует очень большое количество методов и моделей управле­ния запасами, являющихся предметом изучения одного из разде­лов исследования операций — теории управления запасами[1].

В самом общем случае модель управления запасами можно пред­ставить в виде схемы (рис. 1.).

Расход ГП со складов фирмы-производителя или дистрибутив­ной сети (расход МР от поставщиков) определяется спросом (про­изводственным потреблением). Для отслеживания спроса необхо­димо реализовать некоторое правило выполнения заказов потреби­телей в соответствии с заданной стратегией управления запасами. Регулирование запасов при этом состоит в принятии решений о восполнении их уровня в складской системе. Правило выполнения заказов указывает, каким образом поставляется заказанная партия ГП (МР), в каком объеме (партия поставки) и определяет величину интервала времени от момента заказа до момента поставки про­дукции на склад.


заказы

 

 


поставщик м……… Cскладская …м……… спрос

(производитель) (гп) система (ГП) потребитель

уровень

пополнение запаса расход

 
 

 


стратегия правило

управления выполнения

запасами заказа

 

 


рис. 1 Схема управления запасами

 

Рассмотрим основные параметры управления запасами Нисходя из общей схемы (рис. 1) Такими параметрами являются:

• параметры спроса (расхода): интенсивность спроса (l), функция спроса a(t), временные характеристики дискретного спроса (интервалы между смежными потреблениями);

• параметры заказов: величина заказа (qз), момент заказа (tз,), интервал времени между двумя смежными заказами (tсз);

• параметры поставок: величина партии поставки (qn); момент поставки (tn); интервал времени между двумя смежными по­ставками (tсз); время запаздывания поставки (выполнения заказа) (tзп);

• уровень запаса на складе: текущий (Q), средний (Q), мак­симальный (Qmax) страховой (Остр).

Проиллюстрируем приведенные выше параметры управления запасами на графике расходования и пополнения запасов (рис. 2) при условиях детерминированных постоянных параметров и равномерного спроса, а также при наличии страхового (гарантийного) запаса (Qстр).

График, приведенный на рис. 2, представляет собой идеализи­рованную схему расходования и пополнения запасов ГП (МР) одного вида, когда при l = const пополнение запаса происходит до его максимального значения Qmax на складе.

Как только уровень запаса снижается до величины Qз, равной запасу в точке заказа (tз), производится заказ на поставку в объеме qз

Через определенный заготовительный интервал времени мгновенно происходит поставка, на величину партии, равная заказу Запас в момент i (момент поставки) будет равен максимальному Этот процесс повторяется через определенные промежутки време ни (циклы) между заказами и поставками.

Среди огромного разнообразия методов и моделей управления запасами на практике применяется достаточно ограниченное их количество, в основном те модели, которые позволяют получить относительно простые способы регулирования параметров заказа. поставок и уровней запасов на складе, а также не требуют больших объемов исходной информации и сложных методов контроля.

Основными признаками классификации являются: спрос (рас­ход), параметры пополнения запасов, издержки, связанные с фор­мированием и поддержанием запасов, ограничения и стратегия управления. Согласно предлагаемой классификации различают де­терминированные и стохастические (вероятностные) модели уп­равления запасами в зависимости от действия случайных факторов на параметры системы управления[2]. Если хотя бы один из парамет­ров является случайной величиной (процессом), то модель будет стохастической, в противном случае — детерминированной.

Стратегия управления запасами; т. е. структура правила опреде­ления момента и объема заказа и пополнения запасов, обычно бывает двух видов: периодическая и критических уровней.

 

рис.2. График расходования и пополнения запасов (классическая модель)

 

В периодических стратегиях заказ производится в каждом пери­оде t, в стратегиях с критическими уровнями — при снижении текущего запаса до порога заказа Qз или ниже. Простейшие страте­гии различаются и по способу определения объема заказа: заказ либо имеет постоянный объем qп либо делается до максимального уровня Qmax. Таким образом, каждая из четырех простейших страте­гий характеризуется двумя параметрами: (t, q2 ), (t, Qmax), (Qз, q2 ),(Qз,Qmax).


ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ЗАКАЗА — EOQ МОДЕЛЬ

 

Рассмотрим одну из классических и наиболее распространенных на практике оптимизационных моделей управления запасами — модель экономичного размера заказа (Economic order quantity — EOQ). Эта модель предполагает следующие допущения:

• спрос (расход) является непрерывным, а интенсивность спроса l = const;

• период между двумя смежными заказами (поставками) по­стоянен (t сз = t сп = const)

• спрос удовлетворяется полностью и мгновенно;

• транзитный и страховой запасы отсутствуют;

• емкость склада не ограничена;

• затраты на выполнение заказа (Сo) и цена поставляемой про­дукции в течение планового периода постоянные;

• затраты на поддержание запаса единицы продукции в тече­ние единицы времени постоянные и равны Ch,.

Критерием оптимизации размера заказа на пополнение запасов в данной модели является минимум общих затрат на выполнение заказов и поддержание запаса (МР, ГП) на складе в течение пла­нового периода (например, года)[3]. Составляющие суммарных затрат по-разному зависят от размера заказа (величины партии поставки), что отражено на графиках (рис. 3).

Затраты на выполнение заказа возрастают прямо пропорцио­нально размеру заказа, а затраты на поддержание запаса с увеличе­нием его размера падают, как это отражено на графиках. Суммар­ные годовые затраты (сå) имеют характерный вид вогнутой кри­вой, имеющей минимум, что позволяет оптимизировать размер за­паса.

Определим суммарные годовые затраты управления запасами (Сå). Предположим, что годовая потребность в МР (спрос на ГП) равна D. Тогда за год необходимо сделатьD/q поставок на пополне­ние запаса, а суммарные затраты на выполнение заказов будут рав­ны Co=co х D/q

Затраты на поддержание запасов на складе в течение года можно определить по формуле

Ch=chxQ

Где Q — средняя величина запаса, поддерживаемая на складе, ед. Затраты сh, могут быть выражены в долях (или процентах) от стоимости единицы продукции, тогда

Сh = с х i x Q,

 

где с — цена единицы продукции, хранимой на складе, ден. ед.;

i — доля от цены, приходящаяся на затраты по поддержанию

запасов. Средняя величина запаса Q при указанных выше допущениях будет равна ½ q (рис. 4).

Тогда для суммарных годовых затрат управления запасами полу­чим

 

Сå,=Со+Сh=сo х D/q +c х i x q/2.

 

Годовые затраты

общие затраты

затраты на поддержания запаса Сh

 

 

затраты на выполнение заказов Сп

ЕОQ размер заказа(поставки) q

 

Рис. 3 Зависимость затрат от размера заказа (партии поставок)

 

Размещение заказа

Рис. 4. Классическая модель пополнения запасов

 

Оптимальный размер заказа q* (EOQ) будет соответствовать минимуму суммарных затрат в точке, где dCå / dq= 0

Важную роль в теории управления запасами, в частности в клас­сической моделиEOQ, играет определение момента заказа (tз) или гочки заказа/перезаказа (Reorder point —ROP), т. е. достижение при расходовании запаса со склада такого уровня (Qз), когда необходимо делать заказ. Точка заказа может быть определена для классической модели с использованием параметра l интенсивности спроса по формуле ROP=Qз = l х t з2

Величина времени запаздывания поставки (tз) соответствует будущему времени выполнения.цикла заказа (Order cycle lead time).

Необходимо отметить, что EOQ модель мало чувствительна в определенных пределах к ошибкам в исходной информации или. неточности прогнозирования спроса. Это объясняется пологим характером (малой кривизной) графика общих затрат в области оп­тимального размера заказа. В некоторых случаях нельзя пренебрегать временем пополнения запаса от момента tп начала поставки, в течение которого произво­дится определенный объем продукции. В этом случае базовая EOQ модель преобразуется в так называемую модель производственного размера заказа (Production order quantity — POQ.

В тех случаях, когда время транспортировки заказа на склад занимает большую часть времени его выполнения (tз2,) и сопоставимо с циклом пополнения запаса необходимо учитывать затраты, связанные с запасом в пути (Inventory in transit costs). Классическая EOQ модель не учитывает эти затраты, предполагая, что они входят в цену продукции по базисным условиям поставки F.O.B. Рассмотрим модернизированную EOQ модель, учитывающую затраты на запасы в пути с целью возможного выбора способа доставки из нескольких видов транспорта. Схема, иллюст­рирующая этот случай, приведена на рис. 5

Введем следующие обозначения:

с, — затраты, связанные с запасом в пути;

т„ — время в пути;

Q, — средняя величина запаса в пути.

Тогда среднюю величину запаса в пути можно определить по

Формуле Q1= t п /t сз х q (1)

 

С учетом приведенных выше обозначений и формулы (1) сум­марные затраты управления запасами будут равны

Сå = сo х D/ q + c x i х q/2 + с. х t 2 /t сз х q. (2)

Если по аналогии с затратами Сh представить затраты С1 в долях j от цены единицы товара, то формула (2) примет вид

 

Сå = сo х D/q + с х i х q/2 + t2/tсз х с х j х q. (3)

В большинстве случаев с увеличением величины партии по­дставки продукции на склад транспортная составляющая на один заказ снижается, также как и затраты, связанные с поддержанием запаса в пути. Однако такое снижение указанных затрат происходит не плавно, а скачкообразно в соответствии с транзитной нормой отправки (carload, truckload shipment). Как правило, если заказ соответствует транзитной норме отправки транспортом общего пользо­вания или иным перевозчиком, транспортный тариф минималь­ный, а доставка продукции осуществляется быстрее. В этом случае графики изменения общих

 
 

затрат при опреде­лении экономичного размера заказа будут иметь вид, представлен­ный на рис. 5

Рис.5. Графики изменения затрат при определении EOQ с учетом размера отправки груза

 

На графиках показано изменение затрат при достиже­нии размером заказа величины транзитной нормы грузовой отправки. В этом случае общие затраты Cs складываются из затрат на поддер­жание запаса на складе (Сh), затрат на выполнение заказа (Co), затрат, связанных с запасом в пути (Сi) и транспортных расходов (Сv).

Затраты Сv и Сt, уменьшаются скачком, когда заказ становится равным величине транзитной грузовой нормы отправки. В этом слу­чае общие затраты могут достигнуть минимума, например в точке q*, не совпадающей с EOQ = q*.

Величина суммарных затрат, связанных с определением опти­мального размера заказа, может быть рассчитана по формулам:

Сå = с х D/q * + с х i х q */2 + сi х t /tсз х q * + p x D

Классическая EOQ модель является идеализированной схемой, иллюстрирующей процесс управления запасами (оптимизации) при полностью детерминированных параметрах. На практике постоянно приходится сталкиваться с различными ситуациями, вызывающими неопределенность параметров спроса, заказа и поставок. Эта неопределенность объясняется как самой стохастической природой некоторых параметров, например, интенсивности спроса/расхода, так и влиянием различных рисков.

На рис. проиллюстрировано влияние неопределенности спроса-(расхода) на параметры управления запасами. Если предположить, что параметры управления запасами ROP, = EOQ, tсз были определены для классической модели при-сред­ней интенсивности спроса l, а реальный спрос является случай­ной величиной, распределенной по нормальному закону, то плотность распределения величины ROP будет иметь вид, представлен­ный на рис..

На графике (рис.7) показано, что разброс возможных значе­ний Qз вокруг среднего Qз = ROP для нормального распределения; вероятностью g = 0,97 укладывается в диапазон (ROP — 3d, ROP -3d,) — по правилу «шесть сигм».

 

Рис. 6. Возникновение ситуации дефицита при неопределенном спросе

Для элиминирования возможности возникновения дефицита создают страхов (гарантийные) запасы.. Определение величины Qстр, страхово­го запаса производится обычно на основе элементарных методов математической статистики[4]. Тогда для модели EOQ величина точки заказа будет равна

ROP = Q+ Qстр,


ГЛАВА 3. ПРОСТЕЙШИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

 

Периодическая модель с предельным верхним уровнем запаса (t, Qmax) является более гибкой и быстро реагирует на изменение спроса.

Модели с периодическим пополнением имеют общий недоста­ток — нерегулируемую частоту заказов. В системах дистрибьюции это вызывает дополнительные транспортно-заготовительные и административно-управленческие расходы после периодов с низким спросом и увеличивают вероятность невыполнения заказов при высоком спросе[5].

Модель с критическим уровнем (Q, q) реагирует на спрос бо­лее медленно, чем система (t, Qmax), так как спрос с момента пос­ледней поставки до перехода критического уровня накапливается, не вызывая реакции системы.

Система двух уровней (Qз, Qmax) является наиболее гибкой по отношению к спросу и позволяет поддерживать относительное по­стоянство запаса вблизи критического уровня при достаточно ред­ких поставках. В практическом использовании она сложнее, чем (Q.з qп)- Употребительным частным случаем стратегии (Qз, Qmax) является модель Qmax-Qp=1 (при дискретном спросе). Здесь заказ производится после получения каждого очередного требования. Такой вариант представляется разумным при пополнении запасов товаров единичного (мелкосерийного) производства или специа­лизированной продукции.

При поступлении требований в дискретные моменты времени нет смысла контролировать вместе с Qз остаток после удовлетворе­ния каждого требования. Учет этого обстоятельства позволяет счи­тать, что для одного товара задача управления запасами оптималь­на при использовании стратегии (Qз, Qmax).

На рис. 7 приведена графическая интерпретация модели двух уровней (Qз, Qmax).

В системе двух уровней (Qз, Qmax), которую часто в зарубежной литературе называют «системой (s, S)», уровень запаса проверяется только в конце каждого постоянного промежутка времени между смежными заказами, но сам заказ делается лишь в том случае, если уровень запаса равен или ниже некоторого заданного уровня Qз. Размер заказа определяется как разность между максимальным и фактическим уровнем запаса в точке заказа, т.е.

qз = Qmax-Qфакт

В системе (Qз, Qmax) необходимо заранее определить параметры Qз,Qmax, tсз которые являются постоянными. Размер заказа qз —переменная величина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.