Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовании




Деятельности в профессиональном физкультурном

Взаимосвязь научной, методической и учебной

НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

М1Х2нмл)ояшшаг


подготовки их для достижения в перспективе высокого уровня профессионализма в сфере физической культуры и спорта.

В учебном пособии достаточно широко представлено содержа­ние научно-методической деятельности: проблематика научных ис­следований и тематика методических работ в области физической культуры и спорта. Раскрываются вопросы планирования иссле­дования, выбора темы, постановки задач и определения методов исследования, сбора и обработки данных исследования. Дается ха­рактеристика видов научных и методических работ: выпускных ква­лификационных, диссертаций (магистерских, кандидатских, док­торских), монографий, учебников и др., приводятся сведения о подготовке рукописей научной и методической работ, об их офор­млении. Особый интерес представляет глава о современных ин­формационных технологиях процесса поиска, обработки и пред­ставления научных и методических работ. Подобраны также спра­вочные материалы.

Организационной базой для формирования знаний и навыков научно-методической деятельности служат учебно-исследователь­ская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская рабо­та студентов (НИРС). УИРС осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их пред­метной основе, с научным объяснением (обоснованием) содер­жания и проблем, которые возникают в науке применительно Тс тем или иным разделам и темам, с выполнением студентами за­даний методического характера, ознакомлением с методическими и исследовательскими работами, методами исследования. НИРС предполагает освоение методов научного исследования в области физической культуры, спорта и физического воспитания, выпол­нение самостоятельно и в коллективе научно-исследовательских работ, выступление на конференциях и т. п. В итоге студенты при­обретают умение применять различные методы для решения задач в области физической культуры и спорта.


ГЛАВА 1

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, фун­кция которой — выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности; она включает как деятель­ность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходе истори­ческого развития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на все сферы общества [11, 21].

Выработка нового знания происходит в процессе научного ис­следования — целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научно­го познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки — учения о принципах построения, формах и способах науч­ного познания. «...Методология есть первостепенное условие эф­фективности научного поиска и исследования, она предопределя­ет верный и ближайший путь к истине, дает возможность вырабо­тать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к дости­жению поставленной цели» [9. — С. 12]. В этом плане методологию можно рассматривать в значении общего метода познания, как систему методов, функционирующих в конкретной науке или в ряде наук смежного порядка, в смысле учения, позволяющего кри­тически осмыслить методы познания и практики [1, 2].

Основу методологии составляют диалектический метод и сис­темный подход. Принципы и основы диалектики обладают формой всеобщности, они действуют во всех областях мира и проявляются в действиях остальных законов, выступают их основой. В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы сис­темности, теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод. Задача системного исследования зак­лючается в унификации отдельных отраслей знания путем указа-



ния на то, каким образом закономерности, наблюдаемые в погра­ничных областях, могут быть поняты как частные случаи более общих закономерностей. Системный подход предполагает установление связей между составными частями изучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном счете как системы. Наряду с методологией успешность научного исследования во многом зави­сит от выбора методов исследования, наиболее адекватно соответ­ствующих цели и задачам научной работы [1, 2, 9].

Цель науки — описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности, составляющих предмет ее изу­чения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Цель науки в физической культуре и спорте — производство новых знаний, выявление закономерностей направленного исполь­зования факторов воздействия на организм человека с целью фи­зического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию лич­ности; формирования теоретических обобщений в области физи­ческой культуры, физического воспитания, спорта.

С наукой тесно связано понятие теория — логическое обобще­ние опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система обобща­ющих положений в той или иной отрасли знания, совокупность правил какого-либо мастерства, искусства [21].

Таким образом, наука производит новые знания, теория обоб­щает эти знания, общественную практику, опыт и выявляет зако­номерности, в данном случае применительно к физическому вос­питанию и спорту. Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае — в дея­тельности специалиста по физической культуре и спорту.

В этой связи важное значение имеет методика — совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдель­ного учебного предмета, например «физическая культура» в школе. По сути своей методика служит для реализации на практике, в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений.

В системе непрерывного физкультурного — общего и профес­сионального — образования научно-методический компонент за­нимает существенное место (см. табл. 1). На довузовском этапе в учебном процессе доминирует методический аспект, на уровне бакалавриата и магистратуры акценты смещаются на научный ком­понент, в подготовке специалиста научный и методический компо­ненты выступают во взаимосвязи. В аспирантуре и докторантуре — преимущество за научным компонентом, но при условии весо­мых практических рекомендаций на основе выработанных в про­цессе исследования научных знаний. Научно-методический ком­понент органически входит также в содержание профессиональ-


ной деятельности и в процесс профессионального совершенство­вания (организованные формы, самообразование, самоконтроль). Органическая включенность научно-методической деятельно­сти в процесс подготовки будущих специалистов, в том числе по физической культуре и спорту, обусловлена историческим ходом формирования учебных дисциплин и становления учебного про-

Табл и ца 1

1 УДО — учреждения дополнительного образования; ДЮСШ — детско-юно­шеская спортивная школа; ДКЖФП — детско-юношеский клуб физической под­готовки.


цесса (см. схему 1). Исходный, базовый, уровень составляют опыт поколений в области физической культуры и спорта, физическо­го воспитания, профессиональная реальность деятельности спе­циалистов. В процессе научной деятельности осуществляются тео­ретические обобщения практики, производство новых научных знаний в сфере физической культуры и спорта и физического вос­питания. Посредством методики и технологии осуществляется ре­ализация на практике научных знаний, закономерностей в сфере физической культуры, спорта, физического воспитания. Научно-теоретические положения, проверенные практикой, находят от-

Схема 1


ражение в учебных дисциплинах высшего профессионального физ­культурного образования: «Теория и методика физического вос­питания и спорта»; «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»; «Педагогическое физкультур-но-спортивное совершенствование»; «Спортивно-педагогические дисциплины»; «Медико-биологические дисциплины». На основе этих и других входящих в учебный план дисциплин, их интегра­ции строится и осуществляется учебная деятельность на факуль­тете физической культуры и спорта или в физкультурном вузе, профессиональная подготовка будущих специалистов по физиче­ской культуре и спорту. К окончанию высшего учебного заведе­ния выпускники должны иметь высокий уровень профессиональ­ной готовности, важнейшим компонентом которой должны быть навыки научно-методической работы [13, 19, 20, 23, 24].

Формирование и построение учебных дисциплин учебного плана Государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального физкультурного образования подчиняются опреде­ленным требованиям (см. схему 2). Первое — наличие информа-.

Схема 2


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.