Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста




Поскольку единых программ (одна для дошкольных учреждений, одна для общеобразовательной школы), утвержденных Миноб-ром России и обязательных для всех, нет, образовательные уч­реждения составляют свои программы на основе рекомендатель­ных программ федерального уровня. Таких программ несколько для дошкольных образовательных учреждений и вузов, около де­сяти — для общеобразовательной школы (I—XI классы).

Щербаков В. П. Программа по физкультуре от 3 до 17 лет. — М., 1998.

Представлен учебный материал по разделам: основы знаний; основ­ной материал; материал для повторения; тестовые упражнения; зачет­ные упражнения (итоговая аттестация учащихся выпускных классов); примерное планирование уроков; оценка состояния здоровья детей; при-


мерные домашние задания и контроль развития физических качеств; методические рекомендации по проведению обследования физическо­го развития детей 3—17 лет и оценки показателей; примерные экзаме­национные вопросы по физической культуре; вопросы и задания по фор­мированию здорового образа жизни; оценка показателей развития фи­зических качеств и функциональных возможностей у детей 4—17 лет.

Должиков И. И. Планирование уроков физической культуры I—XI классов. — М., 1998.

Основное содержание работы составляет поурочное распределение учебного материала на протяжении учебного года по четвертям с I по XI класс. В приложениях представлены перечень подвижных игр, плани­рование домашних заданий по физической культуре, описание эстафет, полос препятствий, общеразвивающих упражнений и др. Большой раз­дел посвящен таблицам оценки результатов тестирования и физичес­кой подготовленности учащихся, содержанию экзаменационных биле­тов по физической культуре и ответов на них (по теории и методике физического воспитания, по олимпийскому образованию). В этой рабо­те сосредоточен многолетний практический опыт работы учителя физи­ческой культуры и результаты научных исследований в области физи­ческого воспитания школьников.

Настольная книга учителя физической культуры. — М., 1998.

Эта работа содержит следующие разделы:

сведения об основных законодательных и нормативных документах по физическому воспитанию (законы «Об образовании», «О физичес­кой культуре и спорте в Российской Федерации», временный государ­ственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержа­ния программ по физической культуре, тарифно-квалификационные ха­рактеристики аттестации педагогических и руководящих работников);

врачебный и педагогический контроль (распределение на медицин­ские группы, сроки возобновления занятий после перенесенных забо­леваний, занятия с учащимися специальной медицинской группы, про­филактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья школьников, нормирование и дозирование нагрузок, показатели и способы оценки тренированности, специализация в спорте и участие в соревнованиях, специфика занятий отдельными видами спорта, первая помощь при трав­мах и несчастных случаях;

ориентиры при выборе программы по физической культуре (програм­мы 1993, 1995, 1996 гг.);

федеральный комплект школьных учебников по физической куль­туре для I класса, II — IV классов, V—VII классов, VIII—IX классов, X—XI классов; основные разделы в этих учебниках: что надо знать, что надо уметь, самостоятельные задания, в VIII—IX классах включены ре­комендации о занятиях спортивными играми, а в X—XI — о самостоя­тельной тренировке и спортивных занятиях по интересам;



ш&


урок физической культуры (планирование содержания, план-конспект, рабочая тетрадь учителя, общеразвивающие упражнения, технические средства обучения, экзамен по физической культуре);

внеклассная работа (задачи педагогического коллектива, школьный коллектив физической культуры, планирование и учет, основные фор­мы физического воспитания, организация и проведение туристических походов);

спортивные сооружения, инвентарь и оборудование. Здесь содер­жатся рекомендации по строительству школьной спортивной площад­ки, разметке спортивного зала, различному оборудованию, тренажерам, устройству катка;

олимпийская педагогика (формирование спортивного стиля жизни на основе проекта «Олимп», олимпийский зачет, клуб юных олимпийцев «Олимпийская юность Москвы»);

приложения (карточка здоровья ребенка, образцы оформления до­кументов по технике безопасности, методика судейства спортивных игр).

Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подро­стков. — М., 1991.

Содержание работы:

медико-социальные аспекты физического воспитания детей и под­ростков;

состояние здоровья детей и подростков и пути его укрепления сред­ствами физического воспитания;

зависимость процесса роста и развития от физического воспитания;

физическая работоспособность как качественный показатель здоровья;

физическое воспитание как средство укрепления здоровья и актив­ного формирования профессионально значимых функций школьников;

суточная двигательная активность и ее влияние на здоровье;

гигиенические принципы физического воспитания детей и подростков.

Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М., 1988.

Содержание книги:

физическая культура и физическая активность человека; пути развития знания в сфере физической культуры; пути и средства физкультурного воспитания человека в разном воз­расте;

проблемы организации физической активности человека;

пути развития физической культуры на рубеже третьего тысячелетия.

Физическое воспитание в системе профессионального высшего и среднего образования. На основе федеральной (рекомендательной) программы [14] ведомства для «своих» вузов разрабатывают реко­мендательные программы с учетом профиля подготовки будущих специалистов, на основе этих двух программ каждый вуз разрабаты-


вает программу с учетом своей специфики и условий работы. Мето­дические работы содержат материал, позволяющий эффективно ре­ализовать программу и решить задачи, стоящие перед физическим воспитанием в вузе, колледже. Представим несколько таких работ.

Полиевский С. А., Старцева И. Д. Физкультура и профессия. — М, 1988.

В книге речь идет о роли физической культуры и спорта в повыше­нии эффективности профессиональной деятельности, в овладении про­фессией; о профессионально-прикладной физической подготовке, ди­агностике способностей, самоконтроле, режиме двигательной деятель­ности, закаливании.

Коробейников Н.К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. — М., 1984.

В работе два раздела: первый — теоретические сведения о физи­ческой культуре и спорте (физическое воспитание учащихся средних специальных учебных заведений, гигиенические основы физических уп­ражнений, врачебный контроль и самоконтроль, основы спортивной тренировки, профессионально-прикладная физическая подготовка); вто­рой — практические умения и навыки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, баскетбол, волейбол, гандбол, туризм).

Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая под­готовка студентов технических вузов: Учеб. пособие для вузов. — М., 1985.

В работе раскрываются сущность и структура профессионально-при­кладной физической подготовки (ППФП); направленность ППФП инже­неров; методические основы ППФП; формы организации ППФП в тех­ническом вузе; планирование, проверка и оценка ППФП студентов тех­нических вузов; особенности ППФП инженеров в период производствен­ной деятельности.

Массовая физическая культура в вузе / Под редакцией В. А. Мас-лякова, В. С. Матяжова. — М., 1991.

В работе достаточно широко представлены вопросы вузовской фи­зической культуры: физическая культура в системе обучения и воспи­тания будущих специалистов; физическая культура в образе жизни сту­дентов; социально-психологические и педагогические основы участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности; спортивный клуб; формы и планирование самостоятельных занятий; средства для орга­низованных и самостоятельных занятий; массовые физкультурно-спортивные мероприятия; физическая культура в студенческом обще­житии; студенческие оздоровительно-спортивные лагеря; основы гиги­ены массовой физической культуры; подготовка, воспитание и совер-


 




 


шенствование деятельности студенческого общественного физкультур­ного актива; медицинское обеспечение массовой физической культуры и спорта в вузе; пропаганда массовой физической культуры и спорта; нетрадиционные виды физических упражнений и спорта.

Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Пособие для студ. вузов. — М., 1995.

В книге две главы: в первой говорится о роли спорта при подготовке к жизни и профессии: проблемы достижения высоких спортивных резуль­татов в период обучения в вузе; спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде; спорт при специальной подготовке к выбран­ной профессии; во второй — об индивидуальном выборе видов спорта, дается их краткая характеристика: виды спорта, акцентированно разви­вающие отдельные физические качества; воспитание специальных во­левых качеств в процессе спортивной тренировки; краткая характеристи­ка видов спорта, способствующих освоению жизненно необходимых и профессионально-прикладных умений и навыков; виды спорта комплек­сного разностороннего воздействия на человека; краткая характеристи­ка отдельных зарубежных систем физических упражнений.

Физическая культура студента / Под ред. В. И. Ильинича. — М, 1999.

Фундаментальный труд коллектива специалистов, в котором представ­лен весь спектр методических положений по физическому воспитанию студенческой молодежи: физическая культура в общекультурной и про­фессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни студента, роль фи­зической культуры в обеспечении здоровья; психофизиологические ос­новы учебного труда и интеллектуальной деятельности, средства физиче­ской культуры в регулировании работоспособности; общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспита­ния; основы методики самостоятельных занятий физическими упражне­ниями; спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес­кого воспитания; особенности занятий избранным видом спорта или сис­темой физического воспитания; самоконтроль занимающихся физичес­кими упражнениями и спортом; профессионально-прикладная физичес­кая подготовка студентов; физическая культура в профессиональной де­ятельности бакалавра и специалиста; основные понятия и определения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.