Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информацией




И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУЧНОЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Современные научные исследования вообще, в том числе и в области физической культуры и спорта, имеющие, как правило, междисциплинарный характер, не могут быть успешными без все­стороннего информационного обеспечения. Оно предполагает по­иск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребите­лей, наконец, оперативное представление необходимой инфор­мации пользователю по его запросам. Наиболее эффективно эти задачи можно решать с помощью современных информационных технологий.

Экспоненциальный характер развития информационных и ком­муникационных технологий позволил в последние годы значи­тельно активизировать работы по информатизации высшей шко­лы, в частности в направлении информатизации процесса обуче­ния и научных исследований. В этой связи определенный интерес представляют: Интернет-технологии, возможности создания и работы с базами данных, использование электронных таблиц в процессе обработки результатов исследований, оформление на­учных и методических работ с помощью текстовых и графических редакторов [5, 8, 13, 14, 15].

Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с использованием указанных технологий в научно-методической деятельности спе­циалиста по физической культуре и спорту.

Интернет в физическом смысле можно рассматривать как не­сколько миллионов компьютеров, связанных друг с другом все­возможными линиями связи, предназначенными для поиска, хра­нения и передачи информации. Подключившись к Интернету, вы получаете возможность:


=> получать информацию по самым разным темам, включая науку, спорт, учебу, последние новости, искусство, развлечения, политику и т.д., практически во всем мире;

=> отправлять и получать сообщения по электронной почте (e-mail);

=> загружать (копировать в свою систему) полезные программ­ные продукты и другую интересующую информацию;

=> высказывать свое мнение или делиться знаниями по разным темам через многочисленные группы новостей (дискуссионные группы);

=> общаться в реальном времени (chat) с другими людьми, которые разделяют ваши интересы, набирая на клавиатуре все, что хотите сказать;

=> просматривать интересные видеоматериалы, слушать музы­ку, путешествовать в трехмерном пространстве и т. д. [1, 3, 9, 11, 16, 17].

Стремительное вхождение в нашу жизнь Интернет-технологий совпало по времени с постановкой и реализацией очередного этапа реформы отечественного образования. Содержание и качество об­разования, его доступность, демократизм, фундаментальность и профессионализм, информационное накопление на базе строгого соблюдения законов об образовании и образовательных стандар­тов — стержень реформы отечественного образования в целом и высшего в частности.

Интернет-технологии как нельзя более кстати и вовремя со­здают для сформулированной выше парадигмы реформы образо­вания соответствующие технологические, информационные и методологические предпосылки и возможности, поскольку пред­ставляют собой глобальный комплексный набор современных, единых во всем мире компьютерно-сетевых (телекоммуникацион­ных) инструментальных средств, универсальное программно-ме­тодическое обеспечение, а главное, многожанровую всеобъемлю­щую информационную среду, включающую огромные мировые массивы информации, как накапливаемой, так и «блуждающей» в сети в реальном масштабе времени, что позволяет наполнить учебный процесс невиданным ранее объемом информации как по количеству, доступности и распознаваемости, так и по мо­бильности отыскания и использования.

Таким образом, Интернет-технологии в учебном процессе и проведении научных исследований — это и самое современное мощное инструментальное средство, и всеобъемлющая информ-среда, и, наконец, принципиально новая организационно-мето­дическая инфраструктура информационного обмена. Именно по­этому эффективное использование средств и возможностей Ин­тернет-технологий, равно как и их изучение, — важнейшая про­фессиональная необходимость всех участников учебного процес-


са: руководителей образовательных учреждений, профессоров и преподавателей, лаборантов и методистов, обеспечивающих учеб­ный процесс, а главное, студентов и аспирантов.

Приведенные выше положения в более развернутом виде со­держатся в важнейшем документе отрасли высшей школы — «Кон­цепции информатизации высшего образования в РФ» [8]. Вся ин­фраструктура информатизации образования должна служить глав­ной цели: обеспечению требуемого уровня содержания образова­ния с использованием современных технологий. Особое место в системе информатизации отводится созданию и использованию (особенно в высшей школе) единой многомодульной системы электронных учебников и справочников, банков данных и баз знаний, развитию на унифицированной основе электронных биб­лиотек и обеспечению взаимодействия между ними средствами телекоммуникации.

Бурное развитие Интернета в нашей стране обусловило взры-вообразный рост русскоязычных информационных ресурсов. Сре­ди них заметную роль играют серверы вузов.


 

Ведущим путеводителем по ресурсам Интернета, связанным с высшим образованием, является сервер центра информатизации Министерства образования РФ Информика http://www.informika.ra (рис. 4).


Сегодня Интернет используется как источник информации по различным областям знаний. Большинство документов, доступ­ных на серверах Интернета, имеет гипертекстовый формат. Служ­бу Интернета, управляющую передачей таких документов, назы­вают World Wide Web (WWW, Web). Этим же термином, или сре­дой WWW, называют обширную совокупность Web-документов, между которыми существуют гипертекстовые связи. Среда WWW постоянно пополняется теми, кто желает разместить в Интернете свои материалы (научные центры, вузы, библиотеки, частные лица и т. д.), и может рассматриваться как информационное простран­ство. Как правило, документы WWW хранятся на постоянно под­ключенных к Интернету компьютерах — Web-серверах. Обычно на Web-сервере размещают не отдельный документ, а группу взаимо­связанных документов. Такая группа представляет собой Web-узел. Обычный Web-узел дает информацию (запрашиваемый документ) только в ответ на обращение потребителя. Размещение подготов­ленных материалов на Web-узле называется Web-изданием или Web-публикацией. Отдельный документ WWW называют Web-страни­цей. Чаще всего это комбинированный документ, который может содержать текст, графические иллюстрации, мультимедийные и другие вставные объекты. Для создания Web-страниц используется язык HTML (Hyper Text Markup Language — язык разметки гипер­текста), который при помощи вставленных в документ тегов (свя­зей) описывает логическую структуру документа, управляет фор­матированием текста и размещением вставных объектов.

Отличительной особенностью среды WWW является наличие средств перехода от одного документа к другому, тематически с ним связанному, без явного указания адреса. Связь между документа­ми осуществляется при помощи гипертекстовых ссылок. Гипер­ссылка — это выделенный фрагмент документа (текст или иллюст­рация), с которым ассоциирован адрес другого Web-документа. При использовании гиперссылки (обычно для этого требуется навести на нее указатель мыши, который при наличии гиперссылки принимает форму кисти руки с вытянутым указательным пальцем, и один раз щелкнуть) происходит переход по гиперссылке — открытие Web-страницы, на которую указывает ссылка. Можно сказать, что гипер­ссылки, соединяя между собой множество различных страниц, об­разуют гигантскую паутину; именно отсюда и появилось название World Wide Web (Всемирная паутина). Использование гиперссылок позволяет организовать тематическое путешествие по WWW без ис­пользования (и даже знания) адресов конкретных страниц. Но тем не менее каждый ресурс Всемирной паутины имеет свой уникаль­ный адрес, называемый адресом URL (Uniform Resorce Locatorуни­версальный указатель на ресурс), представляющий собой координаты документов или сервисов Интернета. Адрес URL содержит указания на прикладной протокол передачи, адрес компьютера и путь поиска


документа на этом компьютере. Типичный адрес выглядит пример­но так: http://www.sirena.ru/info/job.html.

Первая часть URL — слева от двоеточия — определяет метод доступа к информации; в данном случае http (протокол передачи гипертекста). Информация между двойной наклонной чертой (//) и одинарной (/) указывает на определенный компьютер (сервер), на котором находится документ (www.sirena.ru). Адрес сервера (узла) строится по доменному принципу. Домен самого верхнего уровня (хозяин всех хозяев, дом всех домов) — самый правый. В нашем примере это ги — домен верхнего уровня в России. Для Украины — это иа, для Германии — de, для Франции — fir, Кана­ды — са и т. д. Американские адреса, которых в Интернете боль­шинство, обычно не имеют ярко выраженной национальной при­надлежности. Там в качестве доменов верхнего уровня использу­ются: сот коммерческий характер узла, edu — относится к сфе­ре образования, org — некоммерческие организации, net — узлы провайдеров и разных сетевых учреждений, gov — правительствен­ные (официальные) учреждения, mil военные организации. В адресе узла заглавные и строчные буквы не различаются. Далее следует путь к документу на удаленном компьютере. Наклонной чертой отделяются каталоги, а в конце URL указывается назва­ние ресурса (документа). В нашем примере —job.html. При описа­нии каталогов и файлов заглавные и строчные буквы различают­ся, поэтому при наборе адреса необходимо это учитывать.

Для работы в Интернете необходим простой и понятный инстру­мент, позволяющий использовать все возможности сети, будь то Web-странички, электронная почта, хранилища файлов, базы данных и т. п. Таким инструментом являются специально разработанные про-граммы-просмотрщики, получившие название браузер (от англий­ского слова browser — посетитель магазина, рассматривающий това­ры, перелистывающий книги). Наибольшей популярностью пользу­ются браузеры Microsoft Internet Explorer (Интернет Эксплорер) и Netscape Navigator (Нэтскейп Навигатор), в последних версиях более известный как Netscape Communicator. Исторически первым универ­сальным браузером является Netscape Navigator. Миллионы людей привыкли к этой программе. Но компания Microsoft предпринимает определенные усилия, чтобы наверстать упущенное, и последую­щие версии Internet Explorer уже практически не уступают конку­ренту, а в отдельных случаях являются более предпочтительными, так как существует русская версия Explorer, в которой все сообще­ния и команды программы отображаются на русском языке, что значительно облегчает работу с Интернетом начинающим пользова­телям в нашей стране. Кроме того, в состав Windows 98 Internet Explorer входит как стандартное средство просмотра содержимого жесткого диска компьютера. Остановимся несколько подробнее на методике работы с этим браузером [1, 11, 12].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.