Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И другие рассказы 16 страница




— Но почему именно во мне?! — возмутилась дама.

— А это ты уж не у меня спрашивай, а вот у него! — и отец Адриан ткнул перстом в икону Страшного Суда, прямо в страшное изображение рогатого, омерзительного существа. Но, увидев, как поблед­нела его посетительница, поспешил успокоить ее: — Да не убивайся ты. Может, Господь это попустил, чтобы тебя через болезнь к вере привести.

Отец Адриан как в воду глядел. Дама стала приез­жать в лавру, исповедовалась за всю жизнь, причас­тилась, и приступов беснования с ней больше не повторялось. Вскоре отец Адриан сказал, что боль­ше ей на отчитки ходить не надо: вера во Христа, жизнь по заповедям Божиим, участие в Таинствах Церкви — все это изгоняет любую духовную нечисть из человеческой души.

Но у самого игумена Адриана после этого собы­тия начались неприятности, поскольку дама своего нового отношения к вере скрывать не стала. Разра­зился скандал, завершившийся тем, что под давлени­ем властей наместник монастыря отправил игумена Адриана подальше, в провинциальный Печерский

монастырь, дабы ответственные советские товарищи могли спокойно ездить на экскурсии в Троице-Сер- гиеву лавру, попивать наливки с отцом экономом и глубокомысленно рассуждатьмол, «что-то такое в этой Церкви все же есть».

 

* * *

Отвлекусь. Помнится, как-то на проповеди один молодой еще архиерей, предавшись воспоминани­ям о минувших годах, сказал, что церковные адми­нистраторы его поколения отстаивали интересы Церкви в том числе и ценой своей печени. Сказал — и заплакал! То ли ему так было жаль себя, то ли вправду с печенью начинались проблемы.

Но я никогда не брошу в таких архиереев и ба­тюшек камень. Во-первых, потому, что сам не без греха. А во-вторых, эти архиереи и священники, ублажавшие в церковных трапезных важных госу­дарственных чиновников, уполномоченных по де­лам религий и благотворителей, делали свое дело: они не просто брали на себя труд по необходимому хозяйственному и административному обеспечению церковной жизни, но и давали возможность отцам Иоаннам, Кириллам, Наумам, Адрианам нести свое служение, а миллионам прихожан и паломников при­езжать в храмы и монастыри. Не бросайте, пожалуй­ста, в них камни, они делали свое дело как могли.

В Троице-Сергиевой лавре был такой знамени­тый келарь отец N. Его до сих пор с благодарностью вспоминает братия. Помнят не только его доброту и отзывчивость, но и то, что он брал на себя труды по общению с внешним миром, ограждая остальных монахов лавры от подобных попечений. Если шла на монастырь напасть в виде очередной проверки или визита сановных и капризных гостей или тре­бовалось срочно решить сложный хозяйственный вопрос, все знали — отец N выручит.

 

* * *

Но вернемся к отчиткам. Позже, через много лет, мне рассказывали врачи-психиатры, как в до­революционной России отличали психически боль­ных от бесноватых. Врачи использовали простой способ: ставили перед больным несколько чашек с обычной водой и одну — с крещенской. Если па­циент спокойно отпивал воду из всех чашек, его от­правляли в больницу. Если же он отказывался пить из чашки со святой водой, начинал буйствовать, впадал в забытье, это уже было по ведомству экзорциста.

Отчитка или изгнание бесов — дело мало того что неспокойное, но и весьма опасное. Чтобы в этом убедиться, достаточно один раз попасть на подоб­ный обряд. Впрочем, все это относится к настоящей отчитке. Потому что на них, без сомнения, нередко встречаются симулянты, кликуши или действитель­но психически больные люди. Но бывают и особо отвратительные случаи — игра в «отчитку» со сто­роны «исцелителя». Слава Богу, это встречается не часто. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о подобных субъектах: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые прини­мают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований».

Бесы — как паразиты в теле человека. О них можно не знать, даже не верить в их существова­ние, но они действительно паразитируют в душах и — незаметно для своих хозяев — управляют их мыслями и поступками. А те и понять не могут, по­чему с ними происходят странные, дурные и несу­разные вещи, а вся жизнь превращается в перевали­вание из одной ошибки в другую. У Церкви есть все возможности к исправлению таких судеб. Да только дело в том, что исцелиться человек может, лишь из­менив себя. Молитва священника — деятельная, но всего лишь помощь.

Разумеется, не все священники способны совер­шать чин изгнания бесов. Отец Адриан был чуть ли не единственным в те, 80-е годы, кто брался за это дело. Кажется, был еще отец Василий в Васьк-Нарве в Эстонии.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) скептически относился к этой практике. Не потому, что считал ее чем-то неправильным, но потому, что был убеж­ден: тлетворное воздействие из духовного мира человеку необходимо исцелять личным покаяни­ем, Таинствами Церкви и трудом по исполнению Христовых заповедей. Хотя он и не отрицал пользы, которую может принести участие в молебнах с заклинательными молитвами, но скорбел, что те, кто приходят на отчитки, хотят исцелиться, не прило­жив собственного труда. А такого в духовной жизни не бывает.

* * *

Отчитка — это не только очень тяжелое, но и весь­ма опасное дело. Как-то мне, послушнику, довелось быть на приходе у отца Рафаила на престольном празднике его деревенского храма, дне памяти свя­тителя Митрофана Воронежского. Ко всенощной приехали несколько священников из соседних при­ходов. Между ними был батюшка, удививший меня.

Во-первых, у него был полный рот золотых зубов. А во-вторых, когда мы укладывались спать в единст­венной комнате — кто на кроватях, кто на полу, — он, сняв свой священнический подрясник, надел спе­циально привезенный с собой особый белый подряс­ник для сна. На мой недоуменный вопрос священник серьезно сообщил, что это я, мальчишка, могу спать в трусиках и в маечке, а он, священник, должен от­ходить ко сну в подряснике. Вдруг именно в эту ночь будет Второе Пришествие Иисуса Христа? Что же, ему, иерею Божию, встречать Господа в трусах? Мне тогда понравилась такая его вера.

Еще интереснее было происхождение золотых зубов батюшки. Вообще-то у священников это ред­кость. Ну ладно — один-два зуба, а тут полон рот... В общем, кто-то не удержался и спросил, откуда у него такая красота. И вот священник, усевшись с ногами на кровати в своем белом подряснике, при свете ночника поведал собравшимся свою историю.

В миру он заведовал областной киносетью. На этой высокой должности и позолотил от души себе уста. Нравилось ему так. Несмотря на род деятель­ности, он был очень набожным. Жил вдвоем с ма­менькой, и был у них духовник-старец где-то на глухом приходе в Белгородской области. Пришло время, и старец благословил ему готовиться к при­нятию священного сана. Через год его рукоположи­ли и назначили настоятелем в деревенскую церковь неподалеку от райцентра.

Так прослужил он десять лет. Похоронил ма­меньку. Время от времени наведывался к своему духовнику и к старцам в Псково-Печерский мона­стырь. Однажды из райцентра к нему привели бес­новатую девочку. Сначала священник ни в какую

не соглашался совершить отчитку, заверяя, что не готов к такому великому делу. Но в конце концов мать девочки и прочая ее родня батюшку уговорили. Понимая, что дело предстоит серьезное, священ­ник посвятил целую неделю посту и молитве и тогда только, впервые в жизни, совершил положенный чин. Девочка исцелилась.

Священник очень обрадовался. И за девочку, и за себя. За девочку потому, что дитя и в самом деле перестало мучиться, страдать за грехи родителей. А за себя — поскольку почувствовал, что и он не так прост!..

Прошло недели две. Как-то раз после обеда ба­тюшка уселся в кресле у окошка и раскрыл обла­стную газету ознакомиться с новостями. Дочитав увлекательную статью, он опустил газетный лист и... окоченел от ужаса. Прямо перед ним стоял — он. Тот самый, кого удалось изгнать из девочки. Просто стоял и внимательно смотрел батюшке прямо в глаза. От одного этого взгляда священник, не помня себя, выскочил в окно и бросился бежать напролом неведомо куда. Батюшка был человеком грузным и совершенно не спортивным, но начал он приходить в себя лишь пробежав несколько кило­метров. Не заходя домой, он направился во Псков, занял у друзей денег и поехал к своему старцу-духовнику.

Для начала старец как следует отругал свое чадо за самочиние. К таким делам, как отчитка, нельзя приступать без особого благословения и молитв духовника. Этим наш священник само­надеянно и легкомысленно пренебрег. Так же, как нельзя после временных побед, дающихся не за наши достоинства, а по благодати Божией

и молитвам Церкви, расслабляться, почитывать газетки, а особенно в глубине души тщеславить­ся и умиляться своим несравненным духовным подвигам. Старец напомнил слова преподобного Серафима Саровского, что дьявол, если бы ему было попущено Богом, мог бы по ненависти своей мгновенно уничтожить мир. В конце беседы ста­рец предупредил свое духовное чадо, чтобы тот был готов к новым испытаниям. Одним лишь ли­цезрением врага человеческого рода его приклю­чения не закончатся. Дьявол обязательно найдет время жестоко отомстить самонадеянному, но ду­ховно весьма еще слабому батюшке, вступивше­му неподготовленным в открытый бой с силами зла. Старец пообещал молиться и отправил его восвояси.

Минуло месяца полтора. Священник уже стал под­забывать о случившемся, как вдруг однажды ночью к нему постучали. Священник жил один. На вопрос, кто пришел столь поздно и что посетителям надо, из-за двери ответили, что приехали звать его в со­седнее село к умирающему — причастить. Батюшка открыл дверь, и на него сразу набросились несколь­ко человек. Били его жестоко. Выпытывали, где он хранит деньги. Священник показал им все, кроме места, где хранил ключи от храма. Взяв, что смогли, злодеи напоследок клещами вырвали у батюшки зо­лотые зубы.

Прихожане нашли своего священника еле жи­вым. От боли во рту он даже не мог кричать, лишь стонал. В больнице батюшка провел несколько ме­сяцев. А когда бандитов нашли и пригласили потер­певшего для опознания, он, увидев их, не выдержал и заплакал как ребенок.

Но не зря говорят: время все лечит. Священник поправился и снова стал служить в своем храме. А прихожане, благодарные за то, что священник не выдал, где хранит ключи, и геройски сохранил невредимым их храм, собрали деньги батюшке на новые зубы, снова золотые. То ли вкус у них был такой, то ли священник уже не мыслил себя без зо­лотых зубов.

* * *

Сам я только однажды брался за подобное дело. Но, конечно, не за отчитку, а лишь восполнил до конца Таинство крещения одного мальчика, сокращенное когда-то не известным мне священ­ником.

Служил я в то время в Донском монастыре. Как- то ко мне пришел мужчина лет сорока, подпол­ковник милиции Валерий Иванович Постоев. Он был неверующим и даже некрещеным, но, кроме как в Церковь, идти ему было некуда. С его един­ственным десятилетним сыном Валерой творилось немыслимое. В присутствии мальчика стали заго­раться вещи. Сами по себе. При появлении Валеры

горело все — холодильники, подушки, стулья, крова­ти, шкафы. В гости семейство Постоевых уже не хо­дило: пожар был обеспечен в течение двадцати ми­нут. В школу мальчика по той же причине не пускали.

Валеру осматривали врачи и экстрасенсы, сотруд­ники ФСБ и еще каких-то особо закрытых учрежде­ний — все было бесполезно. В нескольких газетах вышли сенсационные репортажи с фотографиями мальчика и пожарищ. Но родителям было не до сла­вы. На всякий случай они окрестили сына. Однако все вокруг горело по-прежнему. Отчаявшийся под­полковник забрел в Донской монастырь — кто-то посоветовал ему помолиться у только что открытых мощей святителя Тихона. Здесь мы и встретились.

Я не мог взять в толк, почему после крещения пожары не прекращались. Пока не задал вопрос: сколько времени продолжалось крещение ребен­ка? Подполковник ответил, что меньше получаса. Обычно крещение одного человека происходит гораздо дольше. И сразу стало понятно: священ­ник, совершавший Таинство, пропустил особые, древние молитвы, которые в Церкви называют заклинательными. Их всего четыре, и некоторые из них довольно длинные. К сожалению, бывает, что священники, особенно, как сейчас говорят, модер­нистски настроенные, пропускают эти молитвы, считая их ненужными. А именно в них Церковь властью, данной ей от Бога, просит об избавлении человеческой души от гнездящегося в ней древне­го зла. Но нашим модернистам все это кажется ку­рьезным и архаичным. Они боятся показаться несо­временными и смешными в глазах прихожан. Хотя я ни разу не видел, чтобы при крещении это вызы­вало хотя бы усмешку у людей даже малоцерковных.

Я написал про Валеру Постоева отцу Иоанну, и тот ответил, что надо восполнить непрочитанные над мальчиком заклинательные молитвы. Так мы и сделали в храме Донского монастыря. С этого дня пожары закончились. Подполковник Валерий Ива­нович окрестился, а все его домашние стали наши­ми прихожанами. Мальчик давно уже вырос и тоже стал майором милиции. Сейчас он преподает в Мо­сковской высшей школе милиции и вспоминает о прошедшем по сохранившимся в семейном архи­ве фотографиям квартирных пожарищ.

 

 

Слово на литургии на монашеском постриге в Сретенском монастыре

 

Верности ждет от нас Господь, верности, больше ничего. Верности Духу Божию. Вер­ности нашей вере. Верности Христу.

Сегодня в нашей обители особый праздник — совершилось появление в этот мир нового монаха. В евангельском рассказе, который мы слышали се­годня, Господь поставил перед Собой ребенка и ска­зал: если не обратитесь и не будете как дети, не вой­дете в Царство Небесное.

Всякий монах после пострижения — перед Госпо­дом как ребенок, безгрешный, перед которым откры­вается новая жизнь. Только от самого монаха теперь зависит, сможет ли он остаться таким же чистым сердцем, как стоявший перед Спасителем ребенок. А по Преданию мы знаем, что тем мальчиком был будущий святой Игнатий Богоносец, претерпевший мученичество за Христа и оставшийся верным Ему, несмотря ни на что. Или человек изберет другое — и бу­дет верным лишь своим желаниям, которые возведет в закон для себя и для всего мира. И захотев перехит­рить всех, в результате обманет лишь самого себя...

Верности ждет от нас Господь. И от тебя, брат наш монах N! Именно верности. Монашеским обе­там. Послушанию. Верности в смирении. Верности в том, чтобы более всего на свете возлюбить Спа­сителя нашего Господа Иисуса Христа и никого и ничто в этом мире не предпочесть Ему.

Если ты выполнишь этот свой завет с Богом, ко­торый дал сегодня на постриге, то многие люди че­рез тебя смогут прийти ко спасению и к вечности. Если же, избави Бог, сердце человеческое и сердце монаха будет обращено к самому себе, если верности Богу мы не соблюдем, то произойдет самое страш­ное, что может быть с нами, — бессмысленная жизнь монаха. Ничего страшнее этого нет!.. Но вот — тебе даны все оружия помощи и победы.

Господь ободрил тебя удивительными словами, ты слышал на постриге. Все мы молились за тебя. Перед тобой открыается особый путь, полный борь­бы, искушений и в то же время особого, не сравни­мого ни с чем смысла, радости и счастья, непости­жимых миру.

Дай Бог всем нам, братья и сестры, сохранить верность своему призванию. Ведь обет верности касается не одних только монахов. Господь, пишет святой Ефрем Сирин, ищет не монаха или миряни­на, не ученого или простеца, не богатого или бед­ного, а только сердце, жаждущее Бога, исполненное искреннего произволения быть верным Ему и Его заповедям! Дай Господь нам понимания этой верно­сти. Она делает нашу жизнь осмысленной. За такую верность Христос подает Своим ученикам радость, силы и мужество для преодоления искушений, ко­торым должно встретиться на нашем жизненном пути. Аминь.

P. S. Этот монах ушел из обители через пять лет. В Церкви нет никаких принудительных меха­низмов, чтобы удержать человека в монастыре. За без малого двадцать лет у нас в Сретенском было три таких случая с нашими постриженика­ми. Когда говорят, что это совсем немного отно­сительно других монастырей, мы не верим. Даже одно такое происшествие - трагедия для монасты­ря, но в первую очередь для самого монаха, изме­нившего своим обетам.

Этих людей бесконечно жаль. Церковные уставы предписывают не погребать их на хри­стианском кладбище, вменяют в самоубийц. Их браки Церковью не признаются. Мне доводи­лось читать богословские объяснения подоб­ным уставам и канонам, но всегда казалось, что они слишком жестоки. Но как-то, однажды услы­шав не богословское объяснение, не параграф из древних канонов, а всего лишь маленькое четверостишие, я вдруг понял, что церковные правила лишь констатируют состояние, в кото­рое ввергает себя монах, отрекшийся от избран­ного им пути. Конечно, Господь милостив и для всех есть покаяние, но вот как подвел итог сво­ей жизни профессор философского факультета МГУ, автор книг по античной философии Ар­сений Чанышев. Он не был монахом. И каяться в нарушении обетов, данных Богу, ему не было никакой нужды. Но он был сыном монаха... Вот это четверостишие:

 

Я - сын монаха, плод греха.

Я - нарушение обета.

И Богом проклят я за это:

К чему ни прикоснусь - труха.

 

В одном византийском городе жил епи­скоп, которого очень любил народ. Но однажды произошло ужасное: по своей слабости или по легкомыслию, да еще, конечно, и по наущению дьявольскому, этот епископ впал в блуд.

В воскресный день, когда весь город собрался на Божественную литургию, епископ вышел перед народом, снял с себя омофор, знак епископского до­стоинства, и сказал:

— Не могу больше быть вашим епископом, ибо я впал в блуд.

Сначала воцарилось молчание. А потом по всему храму раздались рыдания. Люди стояли и плакали. Епископ тоже плакал, опустив голову перед своими прихожанами. Наконец люди немного успокоились и сказали:

— Что же теперь делать? Мы все равно тебя лю­бим! Поэтому облачайся и служи литургию, ты оста­ешься для нас епископом и пастырем.

На это епископ ответил:

— Благодарю вас за великодушные слова, но я действительно не могу больше быть епископом. По уставам святых отцов, епископ, который согре­шил таким грехом, недостоин приступать к совер­шению Божественной литургии.

Народ отвечал ему:

— Мы не знаем всех ваших уставов. Наверное, они очень правильные и важные. Но мы полюбили тебя за те годы, которые ты служишь в нашем горо­де. Всякое бывает в жизни. Надевай свое облачение и служи. Мы тебя прощаем.

Епископ горько усмехнулся:

— Вы-то простили меня... Но ни сам я себя никог­да не прощу, ни Церковь меня не простит. Нет мне оправдания перед Богом. Поэтому расступитесь — я пойду в пустыню плакать и каяться о своих гре­хах.

Однако народ только плотнее сомкнулся и не до­зволил епископу даже сойти с амвона.

— Нет! — настаивали люди. — Ты — наш епископ, облачайся и служи!

Так продолжалось до позднего вечера. Народ был непреклонен, и несчастный епископ не знал, что ему делать. Поняв наконец, что люди его не от­пустят, он сказал:

— Ну что ж, быть по-вашему! Но останусь я толь­ко при одном условии. Сейчас вы все выйдете из храма, а я лягу на паперти. И каждый из вас вернет­ся, попирая меня ногами, чтобы все знали, какой я грешник и чего стою.

Теперь уже епископ не поддавался на уговоры, и народ вынужден был смириться. Все покинули храм, а епископ лег на пороге, и каждый из его при­хожан, от старого до малого, с ужасом, а многие

 

 

и со слезами вошли в церковь, попирая архиерея ногами.

И вот, когда последний горожанин оказался вну­три храма, все услышали глас с неба: «Многого ради смирения прощается ему грех его!»

Иподьяконы облачили епископа в священные одежды, и он служил Божественную литургию.

 

 

Одной из загадок церковной жизни в совет­ские времена была судьба мощей святого пат­риарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет».

Для подобной уверенности были все основания. То, что останки патриарха Тихона могли быть унич­тожены, никого не удивляло: если православные от­носились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны больше­виков была исключительной даже на фоне остерве­нелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из но­меров газеты «Известия», патриарх Тихон значился под номером один.

По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского мо­настыря, власти, опасаясь, что мощи патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы

и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокое­ны на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.

Эти предположения переросли в настоящую убеж­денность, когда в 1932 году предводитель поддержива­емых советской властью церковных раскольников-об- новленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг появился перед своими почитателями в ар­хиерейских одеждах в которых москвичи сразу узнали облаче­ния, сшитые специ­ально для патриарха Тихона на знамени­той фабрике купцов братьев Оловянишниковых. В них же па­триарха Тихона и хо­ронили.

И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью патри­арха однажды будут найдены, оставалась.

 

* * *

Когда стала воз­рождаться монаше­ская жизнь в Донском монастыре, одной из

первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю пат­риарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благосло­вил нас на эти труды. Если бы мы тогда знали, с каки­ми происшествиями это будет связано и как прекрас­но все закончится!

Вскоре представилась удобная возможность. На­чался ремонт в Малом соборе Донского монастыря. Храм закрыли на несколько месяцев, и в это время как раз бы и начать поиски... Но по разным поводам они откладывались, и вот ремонт был уже завершен. В храме возобновились службы, время оказалось упущенным. А если сказать честно, патриаршим благословением мы тогда легкомысленно и весьма глупо пренебрегли, ссылаясь на разные «причины и обстоятельства». За что и поплатились. Причем очень скоро. Хотя, как и всегда, Господь сами наши ошибки управил к общему вразумлению и к торже­ству Своего верного святого новомученика патри­арха Тихона.

Был ноябрь 1992 года. Наместник, архимандрит Агафодор, закончив с ремонтом, отправился в слу­жебную поездку и оставил меня в монастыре за стар­шего. Забот было бы не особенно много, если бы не досадный конфликт с какими-то странными людьми, свалившимися на наши головы. Они пред­ставлялись священниками и мирянами Русской За­рубежной Церкви, хотя никакого отношения к ней, как впоследствии выяснилось, не имели. Со скан­далами и бесчинствами они во что бы то ни стало пытались устроить в монастыре свои богослужения без благословения патриарха. Мы уговаривали, уве­щевали их как могли и наконец, поняв, что ничто

не помогает, решительно выставили незваных го­стей за ограду. Но те затаили злобу.

18 ноября отмечался день, когда в 1918 году на Поместном Соборе святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного из трех кандидатов, пал тогда жребий). Я прихвор­нул, но все же служил в тот день литургию, а потом и панихиду: это была еще и годовщина смерти отца Рафаила. Вообще 18 ноября — для меня какая-то необычайная дата. В 1988 году в этот день разбился отец Рафаил, а в 1993-м умерла Валентина Павловна Коновалова, «московская купчиха», духовная дочь отца Иоанна. История, о которой я рассказываю, тоже произошла 18 ноября. Но это к слову.

На литургии я впервые в своей священнической жизни заготавливал запасные Святые Дары для при­чащения больных. Хотя по церковным правилам это делается в Великий Четверг, но накануне ночью ко мне приехал мой друг, скульптор Вячеслав Ми­хайлович Клыков, с просьбой срочно причастить и соборовать заболевшего знакомого. Однако выяс­нилось, что в нашем храме запасных Святых Даров нет. Их, оказывается, никогда здесь и не готовили.

Слава Богу, с приятелем Клыкова все обошлось благополучно. Ночью я соборовал его, а наутро больного причастил священник из другого храма. Чтобы больше подобного не случалось, я под руко­водством нашего старенького иеромонаха отца Да­ниила подготовил запасные Святые Дары и поста­вил их в специальном ковчеге на престоле.

После вечерней службы меня пришел навестить мой друг Зураб Чавчавадзе с банкой малинового варенья. Мы пили чай, когда позвонил дежурный и с тревогой сообщил: у ворот стоят несколько

пожарных расчетов, и их командир уверяет, что они должны срочно заехать в монастырь — тушить какой-то пожар.

— У нас что-то горит? — удивился я.

— Нет, конечно! — успокоил меня дежурный.— Это у их командира, наверное, внутри горит...

Я все понял. Неподалеку от нас располагалась пожарная часть, руководство которой дружило с от­цом Агафодором. Один из офицеров был большой любитель посидеть с батюшкой за столом, пофило­софствовать о жизни. Однажды в период такого философско-алкогольного обострения он уже рвался в монастырь среди ночи. Теперь, видимо, история повторялась.

Я повесил трубку, но через минуту снова раздался звонок. Дежурный сообщал, что пожарные не уни­маются. Это было уже чересчур. Пришлось нам с Зу­рабом одеваться, а мне еще и потеплее кутаться по­сле малинового варенья и идти разбираться.

— Что случилось? — крикнул я, чтобы было слыш­но за воротами.

— Пожар! У вас пожар! — донеслось оттуда.

— Может быть, что-то повеселее придумаете?

— К нам поступил вызов!

— Это какая-то ошибка, можете сами убедиться, — ответил я, приоткрывая ворота.

У монастырских стен действительно стояли две пожарные машины с полными расчетами. Несколь­ко человек в блестящих касках вошли в монастырь. Они сами были в недоумении.

— Позвонила женщина, мы думали, от вас. Сказа­ла: в Донском пожар, срочно выезжайте.

Чтобы окончательно убедиться, что произошло недоразумение, я предложил вместе пройтись по монастырю. Мы направились к центральной пло­щади. Стояли уже поздние сумерки, но все было от­четливо видно. Обычные тишина и покой, ничто не вызывало тревоги.

— Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к по­жарным.

И в этот момент в окнах Малого Донского собора полыхнула яркая вспышка, раздался звон разбиваю­щихся стекол и из оконных рам вырвалось оранже­вое пламя с клубами черного дыма.

Пожарные бросились к своим машинам. Мы с Зу­рабом замерли разинув рты, а потом как сумасшед­шие закричали:

— Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму.

Мимо нас с ревом промчались пожарные маши­ны, но храм уже полыхал вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся столбом поднимался в московское вечернее небо.

Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взгляду, было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты, иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари...

Один из пожарных позвал меня за собой в глубь храма и по пути озвучивал свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он ут­верждал, прямо у надгробия патриарха. Поскольку стены в храме были выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось моментально.

— А вот это действительно странно, — сказал по­жарный, указывая на иконостас.

Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего затронуто не было. Когда я вернулся к офи­церу, тот объяснил мне свое недоумение.

— Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же деревянный, не из металла?

— Очень старое дерево.

— Как же он не сгорел? Удивительно...

Тут я вспомнил и сказал:

— А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары!

— Поставили что?

Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслу­шал и, откашлявшись, спросил:

— Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то от­ношение к сохранности дерева от огня?

— Не знаю. Просто я констатирую, что утром мы поставили на престол Святые Дары.

— М-мм... Понятно, — недоверчиво протянул офи­цер.— Впрочем, такое случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В нашем деле чего только не бывает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.