Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во взрослую жизнь 2 страница




- дефицит опыта эмоционально-близких связен с людьми, что
приводит к неспособности сочувствовать, ставить себя на место
другого и относиться к другому человеку как к самоценности, ве­
дет к переживанию собственной незначимости, ненужности, к пре­
небрежению собственной судьбой;

- воспитание в искусственной, изолированной среде искажает
нормальные отношения собственности, спектр жизненных искуше­
ний и опасностей, создает специфические «интернатские* нормы
жизни, приводит к путанице понятий «мое-чужое», «взял-украл»,
«защита-насилие», «вина-невиновность»;

— ограничение собственной активности воспитанника в силу ре­гламентации жизни в интернатном учреждении ведет к задерж­ке формирования его Я — субъекта осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизнен­ной активности.

Для подростков-детдомовцев характерно переживание, что судьба обошлась с ними несправедливо, что они недополучили от жизни многого, что им положено по праву.


По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, совершают следующие преступления:

- разбойные нападения;

- кражи личного имущества;

— изнасилование, чаще всего групповое;

- убийства.

За этими преступлениями стоит смысл отнятия и присвоения се­бе чего-то, принадлежащего другому, и привычки решения проблем только силовым способом.

В условиях учебно-воспитательных учреждений детдомовцы адаптируются гораздо легче, чем подростки, выросшие в семье. Они имеют большой опыт закрытой, коллективной жизни. Потен­циал агрессии, накопленный с детства, позволяет им обеспечивать себе в этой системе защиту и авторитет более знакомым и легким путем, чем в открытом реальном мире.

Существенным является и тот факт, что криминальное пове­дение— это единственное поприще, на котором эти молодые люди имели успех. Успех же — один из важнейших стимулов деятель­ности. Условия заключения то.чько усугубляют положение: та же ограниченная среда, те же дисциплинарно-функциональные связи, то же вынужденное проживание в замкнутой группе, тот же пси­хологический опыт собственной незначимости. Поэтому рецидивы закономерны.

После освобождения из мест заключения детдомовцы сталкива­ются с целым комплексом проблем. Они не могут устроиться на работу, не имеют жилья, прописки, документов, специальности.

Находится немного организаций, готовых принять на работу бывших осужденных. А ведь важно не только зачислить в штат, но и проявить терпение, понимание, заинтересованность в нала­живании буквально всех аспектов жизни этих молодых людей и, учитывая их детдомовское и колонистское прошлое, проявлять че­ловеческую и педагогическую мудрость, милосердие.

Сотрудники Центра постинтернатной адаптации берут на себя ответственность за возможные последствия пребывания подопечно­го на рабочем месте, поддерживают с ним контакт, помогают раз­решать возникающие конфликтные ситуации в трудовом коллек­тиве.

Отчаянную ситуацию, в которой оказываются выпускники-дет­домовцы, вернувшиеся из мест лишения свободы, порождает рав­нодушное отношение к ним общества, создающего все условия для рецидива. Так, существующее положение о выписке осужденного с места прописки оборачивается для многих детдомовцев, не имею-


щих проживающих с ними родственников, полной потерей жилья на неопределенный срок. После освобождения такой бомж, поте­рявший прописку, практически не в состоянии найти работу без посторонней помощи.

2.2. Инновационные модели пост интернат ной адаптации

Мир, в который должен интегрироваться выпускник интернат­ного образовательного учреждения, все более динамично и ради­кально изменяется. Педагогам и воспитателям детских домов слож­но предвидеть и смоделировать те жизненно сложные и принци­пиально новые ситуации, в которых может оказаться их воспи­танник, и научить его эффективному выхода из них. Необходимы учреждения, которые могли бы целенаправленно решать проблемы пост интернатной адаптащш выпускников детских домов и интерна­тов, способствовать успешному вхождению своих выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в первый пе­риод их самостоятельной жизнедеятельности. Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей учре­ждений постинтернатной адаптации.

Социальная гостиница. Выделив те проблемы, с которыми выпускники детских домов встречаются чаще всего, педагогиче­ский коллектив социальной гостиницы строит свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника соци­альной гостиницы сформировалась модель самостоятельного про­живания.

В основе модели — модель семьи, умение строить ее и проживать в ней. Так как большинство воспитанников гостиницы ранее семей не имели или имели неблагополучные семьи, необходимо строить работу социальной гостиницы так. чтобы каждый воспитанник чув­ствовал, что он проживает в большой семье, где имеет круг обязан­ностей, которые являются жизненно необходимой нормой. От пра­вильного выполнения воспитанником своих обязанностей зависит жизнь и здоровье других воспитанников, поэтому этими обязан­ностями нельзя пренебрегать, даже если необходимо преодолевать себя, что и происходит с каждым вновь поступившем воспитанни­ком, до тех пор пока выполнение данных обязанностей не доходит до «автоматизма».

Обязанности распределяются как в семье — все дела, которые дома выполняют хозяйки, отданы девушкам, которых курируют воспитатели-женщины, —кухня, стирка, уход за личными вещами,


создание уюта и др., а «мужские» дела — ремонт мебели, различные трудоемкие работы (перестановка мебели, вынос мусора, разгрузка-погрузка) выполняют юноши под руководством воспитателей-муж­чин. Повседневные уборки, дежурства — общие дела.

В нормальной семье каждый ее член должен быть окружен забо­той и вниманием, на что педагогический коллектив делает акцент в работе социальной гостиницы.

Модель самостоятельного проживания включает в себя:

- ведение домашнего хозяйства;

- рациональное использование денежных средств;

 

—проживание в хороших отношениях с соседями по коммуналь­
ной квартире;

—знание, когда и где платить за квартиру;

— умение самостоятельно подать судебный иск;
— умение защитить свои гражданские права;

- знание, куда обращагься, если есть проблемы со здоровьем;

—знание, где находятся кризисные центры и для чего они су­
ществуют;

—куда обращаться, если нужна работа.

Но самое главное, что должен знать выпускник социальной го­стиницы, — уходя в самостоятельную жизнь, он не отрывается от •«семьи», от коллектива, он навсегда остается ее членом, ребенком, пусть взрослым и самостоятельным, но всегда желанным гостем, интересным для коллектива социальной гостиницы. Вопросы, с ко­торыми обращаются выпускники, зачастую выходят за рамки жиз­ни выпускников, они касаются жизни их семей, воспитания соб­ственных детей.

Опыт показывает, что если выпускники долгое время совместно проживали в социальной гостинице, ладили между собой, то и в коммунальной квартире проживают без проблем, помогают Друг ДРУГУ. что также способствует успешной адаптации в жизни.

Много внимания в социальной гостинице уделяется решению психологических аспектов адаптации. Расставание с детским до­мом для подростков — сложный процесс. Следует учитывать, что им всего 14-15 лет, взгляды на жизнь основываются на принципах «Вы мне должны», «Вы мне обязаны». Период адаптации сложен еще и потому, что требует индивидуального подхода в объяснении каждому, что в самостоятельной жизни им никто и ничего не бу­дет должен, а также нужно довести до каждого, что нужно мно­гому научиться, чтобы самостоятельно преодолевать возникающие трудности.

Кроме того, у каждого выпускника детского дома имеется своя


«планка* доверия взрослому, которую педагогический коллектив социальной гостиницы должен преодолеть прежде, чем подростки «впустят» к себе в душу, поверят, что все требования продиктованы с учетом их интересов и опыта, который накоплен из жизни их предшественников --таких же выпускников, которые уже смогли справиться с трудностями, состоялись как личности.

Еще одна проблема заключается в том, ттто в социальную гости­ницу поступают выпускники из разных типов сиротских учрежде­ний, а следовательно, с различным уровнем интеллекта, включая детей-инвалидов. Поэтому так важно найти эффективные механиз­мы воздействия на них, организовать работу коллектива, чтобы у них не возникало антагонизма друг к другу, а наоборот, добрые, семейные отношения, которые в последующей жизни могли бы пе­рерасти в крепкую дружбу.

Следующая проблема, которую решает педагогический коллек­тив гостиницы, — вопрос о детях-инвалидах, которые достигли воз­раста 23 лет и должны покинуть социальную гостиницу. Это кате­гория выпускников (примерно 3%), которые имеют инвалидность и, хотя и признаны судом дееспособными, однако проживать само­стоятельно не смогут. Для них вхождение в социум —это совмест­ная работа со взрослыми людьми, без их помощи дети-инвалиды не могут организовать свою жизнь на самом элементарном уровне. Кроме того, зачастую это — неуравновешенные подростки, страда­ющие психопатоподобным поведением. Даже незначительные коле­бания в настроении воспитателя могут вывести таких подростков из равновесия, а что говорить о рабочих коллективах, в которых они должны работать. Чаще всего —эта категория воспитанников социальной гостиницы удерживается на работе не более 1-2 недель. Их приходится трудоустраивать снова и снова, хотя в семейной ар­тели, где их бы понимали, смогли бы плавно гасить их вспышки, они могли бы работать, но в наше время жесткой конкуренции и скоростных темпов они не нужны на производстве, а в частных предприятиях тем более, каждого такого воспитанника приходится пристраивать индивидуально, кого в церковь (на подворье), куда не всякий еще и согласится пойти, кого на частные предприятия, немалую роль здесь играет личное сострадание тех людей, которые берут их под свою опеку. Вместе с тем такие ребята-инвалиды мог­ли бы работать в сельском хозяйстве, в частных предприятиях за городом, ухаживая за скотом, работая на фермах под присмотром взрослых и совместно с ними.

Основным показателем успешности работы гостиницы считает­ся то, что ни один из ее выпускников не попал в тюрьму, все рабсь


тают. Созданные семьи не распадаются, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться. В случае возникновения се­мейных конфликтов выпускники приходят к педагогам гостиницы, что можно также рассматривать в качестве показателя успешности работы гостиницы. Доверие, которое окалывают выпускники гости­ницы своим воспитателям, не может возникнуть просто так. Ведь свои самые сокровенные семейные секреты никто не станет дове­рять чужим людям, следовательно, педагоги гостиницы стали для них близкими людьми.

К показателям успешности следует также отнести четкую про­грамму развития социальной гостиницы, которая направлена на разрешение проблем и трудностей постинтернатной адаптации вы­пускников детских домов. Разработана и проходит апробацию про­грамма совместной работы социальной гостиницы с детскими до­мами, для того чтобы их воспитанники лучше знали режим соци­альной гостиницы, могли временно проживать в ней и в более ран­нем возрасте для формирования у них таких качеств, как самосто­ятельность, находчивость, устойчивость к различным стрессовым ситуациям.

Социальная гостиница при детском доме. Возникнове­ние подобной модели вызвано тем, что в сложившейся в настоящее время экономической ситуации социальная адаптация выпускников интернатных учреждений стала проблемой, актуальность которой сегодня обусловлена не только традиционными запросами психо­лого-педагогической, к л инико- социальной и юридической практи­ки, но и неудовлетворительным состоянием диагностики, органи­зации, характера и объема специализированной помощи выпускни­кам. Сложность этой проблемы заключается в том, что в нашей стране в настоящее время отсутствует научное обеспечение соци­альной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практика показывает, что, выпустившись из детского дома, де­ти-сироты, попадая в совершенно новые, незнакомые им условия, теряются при решении любой проблемы, не могут самостоятельно принять правильное решение, что ведет к тяжелым последствиям: потере жилья, работы, попаданию в криминогенные структуры. В силу своих личностных качеств и отсутствия достаточной социаль­ной помощи эти дети и подростки «дают» около 15-20% всех пра­вонарушений и преступлений.

При разработке педагогической модели социальной гостиницы при детском доме в качестве основополагающих положений высту­пали следующие:


• оптимизация социальной интеграции, т.е. осуществление плавного и безболезненного перехода выпускников детского дома к самостоятельной жизни;

- ориентация на социально-бытовую адаптацию и реабилита­
цию (во всех сферах социальной жизни: экономической, юридиче­
ской, бытовой, семейной, трудовой, учебной);

- усиление психолог о-педагогических механизмов коррекции
личности;

- обеспечение условий для самостоятельности и полного само­
обслуживания.

Основные цели и задачи социальной гостиницы при детском доме:

—предоставление временного жилья для выпускников детского
дома, не имеющих постоянного места жительства;

—охрана жизни и здоровья проживающих в социальной гости­
нице детей;

—оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации вы­
пускников;

—социальная защита прав выпускников детского дома;

- решение личных и социальных проблем проживающих в со­
циальной гостинице выпускников;

— проведение работы но трудоустройству и решению жилищных
проблем проживающих;

- проведение экспериментальной работы по социальной адап­
тации и реабилитации выпускников.

Специфика пост интернатной адаптации молодых людей данного учреждения заключается в создании для них условий проживания, максимально приближенных к условиям реальной жизни. Воспи­танники социальной гостиницы либо учатся в профессиональных училищах и находятся там на полном государственном обеспече­нии, либо работают и имеют постоянный доход в виде заработной платы, либо, будучи инвалидами, получают пенсию.

С помощью педагогов воспитанники учатся планировать свой бюджет. Получая ежемесячно в училищах сухие пайки, компенса­цию за питание, зарплату, пенсию, воспитанники учатся распреде­лять их так, чтобы хватило на весь месяц.

Под руководством инструктора по труду, педагога-специалиста, силами воспитанников проводится ремонт комнат и помещений со­циальной гостиницы. У ребят появляется возможность на практике применить умения и навыки, приобретенные во время обучения в строительных училищах. Для многих воспитанников такие навыки становятся второй профессией и источником дополнительного до­хода, а также появляется возможность раскрыть свой личностный


потенциал, проявить творческую фантазию в оформлении помеще­ний.

Поскольку жизнь воспитанников социальной гостиницы постро­ена на принципе полного самообслуживания, ежедневно из числа воспитанников назначаются дежурные по уборке помещений, при­готовлению ужина для всех проживающих, данные навыки будут необходимы им для проживания в коммунальной квартире, а также пригодятся и в будущей семейной жизни.

Содержание образовательно-во с питательного процесса учиты­вает психосоциологические особенности этой категории подростков, основывается на принципах индивидуального и дифференцирован­ного юдхода.

Образовательная программа социальной гостиницы направле­на на решение вопросов нравственного воспитания, развитие ин­дивидуального сознания воспитанников. Особое место в програм­ме занимает гражданско-правовое просвещение, воспитание навы­ков семейных отношений, обучение правилам проживания в ком­мунальной квартире, обучение правильному оформлению докумен­тов, квитанций и т.д.

Большое внимание уделяется вопросу воспитания семейных от­ношений среди воспитанников, у которых никогда не было опыта семейной жизни. Проводятся беседы, во время которых ребята зна­комятся с Семейным кодексом РФ, где определяется статус семьи, роль обоих родителей в воспитании детей, права и обязанности су­пругов и т. д.

Педагоги и воспитатели оказывают постоянную консультатив­ную помощь воспитанникам социальной гостиницы, необходимую для выполнения домашних заданий. Профессиональные училища, в которые поступают выпускники детского дома, не готовы к рабо­те с детьми с отклонениями в умственном развитии. Не учитывая специфики заболевания, мастера и педагоги предъявляют к ним требования как к нормально развивающимся детям, что ведет к непониманию и конфликтам между педагогами и детьми, отбива­ет желание учиться, приводит к тому, что воспитанники бросают училище, так и не получив специальности.

Кроме того, следует заметить, что круг специальностей, для обучения которым принимают подростков с отклонениями в ум­ственном развитии, очень узок, и не всегда при выборе училища можно совместить желание и наклонности воспитанника и предла­гаемые специальности. К примеру, некоторые профессийнальные училища стали принимать на учебу абитуриентов только с полным средним образованием. Но далеко не многие из воспитанников, за-


кончивших специальную (коррекщгоииую) школу, могут осилить программу полного среднего образования. Поэтому существуют серьезные трудности в поиске рабочих мест, а также выборе учи­лищ для данной категории воспитанников.

Если воспитанники социальной гостиницы получили жилую площадь, покинули социальную гостиницу и могут самостоятельно жить, работать и учиться, то они остаются в поле зрения педагоги­ческого коллектива, который осуществляет патронаж выпускников социальной гостиницы с целью выявления проблем, возникающих у воспитанников в самостоятельной жизни, оказания помощи в их решении.

Однако среди воспитанников социальной гостиницы есть кате­гория детей, устройство которых очень затруднено. Речь идет об определении воспитанников в учреждения социального обеспече­ния, вызванного изменением диагноза. Данная проблема решается только через суд, путем признания воспитанника недееспособным.

Выпускники социальной гостиницы более успешно адаптируют­ся и интегрируются в общество, самостоятельно решают возникаю­щие проблемы.

Социальный приют и воспитательный дом создаются для оказания социальной поддержки безнадзорным детям, подрост­кам и юным матерям (среди них есть и сбежавшие из детских до­мов), организации их временного проживания, предоставления пра­вовой, медико-исихолого-педагогической помощи.

Основные направления деятельности данного учреждения свя­заны с выполнением следующих функций:

— предоставление места временного проживания несовершенно­
летним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- оказание первой доврачебной помощи и проведение санитар­
ной обработки;

—оказание комплексной медико-социальной помощи;

—содействие органам опеки и попечительства в устройстве несо­
вершеннолетних в семью, в учреждение системы образования и
т.п.;

 

- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дез­
адаптацию не с о ве рше ннол ет них;

- разработка и реализация программ социальной адаптации и
реабилитации несовершеннолетних, включающие в себя процесс ак­
тивного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизнен­
ной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам пове­
дения, а также процесс преодоления последствий психологической
или моральной травмы и комплекс мероприятий по восстановле-


нию утраченных социальных связей и функций, восполнению сре­ды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Таким образом, подобное учреждение имеет свое особое назна­чение и заполняет ту нишу, которую не может закрыть социальная гостиница.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое пост-интернатная адаптации и ее основные задачи?

2. Определите психологические особенности адаптации молодых лю­
дей, воспитывающихся в семье и детском доме, при вступлении а само­
стоятельную жизнь.

'А. Опишите деятельность центров постиптерпатпой адаптации вы­пускников детского дома.

4. Разработайте модель социализации выпускников детских домов с
отклонениями в развитии.

5. Сформулируйте основные задачи и роль психолога в учреждении
постинтернатной адаптации выпускников детских домов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.