КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Во взрослую жизнь 2 страница
- дефицит опыта эмоционально-близких связен с людьми, что - воспитание в искусственной, изолированной среде искажает — ограничение собственной активности воспитанника в силу регламентации жизни в интернатном учреждении ведет к задержке формирования его Я — субъекта осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизненной активности. Для подростков-детдомовцев характерно переживание, что судьба обошлась с ними несправедливо, что они недополучили от жизни многого, что им положено по праву. По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, совершают следующие преступления: - разбойные нападения; - кражи личного имущества; — изнасилование, чаще всего групповое; - убийства. За этими преступлениями стоит смысл отнятия и присвоения себе чего-то, принадлежащего другому, и привычки решения проблем только силовым способом. В условиях учебно-воспитательных учреждений детдомовцы адаптируются гораздо легче, чем подростки, выросшие в семье. Они имеют большой опыт закрытой, коллективной жизни. Потенциал агрессии, накопленный с детства, позволяет им обеспечивать себе в этой системе защиту и авторитет более знакомым и легким путем, чем в открытом реальном мире. Существенным является и тот факт, что криминальное поведение— это единственное поприще, на котором эти молодые люди имели успех. Успех же — один из важнейших стимулов деятельности. Условия заключения то.чько усугубляют положение: та же ограниченная среда, те же дисциплинарно-функциональные связи, то же вынужденное проживание в замкнутой группе, тот же психологический опыт собственной незначимости. Поэтому рецидивы закономерны. После освобождения из мест заключения детдомовцы сталкиваются с целым комплексом проблем. Они не могут устроиться на работу, не имеют жилья, прописки, документов, специальности. Находится немного организаций, готовых принять на работу бывших осужденных. А ведь важно не только зачислить в штат, но и проявить терпение, понимание, заинтересованность в налаживании буквально всех аспектов жизни этих молодых людей и, учитывая их детдомовское и колонистское прошлое, проявлять человеческую и педагогическую мудрость, милосердие. Сотрудники Центра постинтернатной адаптации берут на себя ответственность за возможные последствия пребывания подопечного на рабочем месте, поддерживают с ним контакт, помогают разрешать возникающие конфликтные ситуации в трудовом коллективе. Отчаянную ситуацию, в которой оказываются выпускники-детдомовцы, вернувшиеся из мест лишения свободы, порождает равнодушное отношение к ним общества, создающего все условия для рецидива. Так, существующее положение о выписке осужденного с места прописки оборачивается для многих детдомовцев, не имею- щих проживающих с ними родственников, полной потерей жилья на неопределенный срок. После освобождения такой бомж, потерявший прописку, практически не в состоянии найти работу без посторонней помощи. 2.2. Инновационные модели пост интернат ной адаптации Мир, в который должен интегрироваться выпускник интернатного образовательного учреждения, все более динамично и радикально изменяется. Педагогам и воспитателям детских домов сложно предвидеть и смоделировать те жизненно сложные и принципиально новые ситуации, в которых может оказаться их воспитанник, и научить его эффективному выхода из них. Необходимы учреждения, которые могли бы целенаправленно решать проблемы пост интернатной адаптащш выпускников детских домов и интернатов, способствовать успешному вхождению своих выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в первый период их самостоятельной жизнедеятельности. Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей учреждений постинтернатной адаптации. Социальная гостиница. Выделив те проблемы, с которыми выпускники детских домов встречаются чаще всего, педагогический коллектив социальной гостиницы строит свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника социальной гостиницы сформировалась модель самостоятельного проживания. В основе модели — модель семьи, умение строить ее и проживать в ней. Так как большинство воспитанников гостиницы ранее семей не имели или имели неблагополучные семьи, необходимо строить работу социальной гостиницы так. чтобы каждый воспитанник чувствовал, что он проживает в большой семье, где имеет круг обязанностей, которые являются жизненно необходимой нормой. От правильного выполнения воспитанником своих обязанностей зависит жизнь и здоровье других воспитанников, поэтому этими обязанностями нельзя пренебрегать, даже если необходимо преодолевать себя, что и происходит с каждым вновь поступившем воспитанником, до тех пор пока выполнение данных обязанностей не доходит до «автоматизма». Обязанности распределяются как в семье — все дела, которые дома выполняют хозяйки, отданы девушкам, которых курируют воспитатели-женщины, —кухня, стирка, уход за личными вещами, создание уюта и др., а «мужские» дела — ремонт мебели, различные трудоемкие работы (перестановка мебели, вынос мусора, разгрузка-погрузка) выполняют юноши под руководством воспитателей-мужчин. Повседневные уборки, дежурства — общие дела. В нормальной семье каждый ее член должен быть окружен заботой и вниманием, на что педагогический коллектив делает акцент в работе социальной гостиницы. Модель самостоятельного проживания включает в себя: - ведение домашнего хозяйства; - рациональное использование денежных средств;
—проживание в хороших отношениях с соседями по коммуналь —знание, когда и где платить за квартиру; — умение самостоятельно подать судебный иск; - знание, куда обращагься, если есть проблемы со здоровьем; —знание, где находятся кризисные центры и для чего они су —куда обращаться, если нужна работа. Но самое главное, что должен знать выпускник социальной гостиницы, — уходя в самостоятельную жизнь, он не отрывается от •«семьи», от коллектива, он навсегда остается ее членом, ребенком, пусть взрослым и самостоятельным, но всегда желанным гостем, интересным для коллектива социальной гостиницы. Вопросы, с которыми обращаются выпускники, зачастую выходят за рамки жизни выпускников, они касаются жизни их семей, воспитания собственных детей. Опыт показывает, что если выпускники долгое время совместно проживали в социальной гостинице, ладили между собой, то и в коммунальной квартире проживают без проблем, помогают Друг ДРУГУ. что также способствует успешной адаптации в жизни. Много внимания в социальной гостинице уделяется решению психологических аспектов адаптации. Расставание с детским домом для подростков — сложный процесс. Следует учитывать, что им всего 14-15 лет, взгляды на жизнь основываются на принципах «Вы мне должны», «Вы мне обязаны». Период адаптации сложен еще и потому, что требует индивидуального подхода в объяснении каждому, что в самостоятельной жизни им никто и ничего не будет должен, а также нужно довести до каждого, что нужно многому научиться, чтобы самостоятельно преодолевать возникающие трудности. Кроме того, у каждого выпускника детского дома имеется своя «планка* доверия взрослому, которую педагогический коллектив социальной гостиницы должен преодолеть прежде, чем подростки «впустят» к себе в душу, поверят, что все требования продиктованы с учетом их интересов и опыта, который накоплен из жизни их предшественников --таких же выпускников, которые уже смогли справиться с трудностями, состоялись как личности. Еще одна проблема заключается в том, ттто в социальную гостиницу поступают выпускники из разных типов сиротских учреждений, а следовательно, с различным уровнем интеллекта, включая детей-инвалидов. Поэтому так важно найти эффективные механизмы воздействия на них, организовать работу коллектива, чтобы у них не возникало антагонизма друг к другу, а наоборот, добрые, семейные отношения, которые в последующей жизни могли бы перерасти в крепкую дружбу. Следующая проблема, которую решает педагогический коллектив гостиницы, — вопрос о детях-инвалидах, которые достигли возраста 23 лет и должны покинуть социальную гостиницу. Это категория выпускников (примерно 3%), которые имеют инвалидность и, хотя и признаны судом дееспособными, однако проживать самостоятельно не смогут. Для них вхождение в социум —это совместная работа со взрослыми людьми, без их помощи дети-инвалиды не могут организовать свою жизнь на самом элементарном уровне. Кроме того, зачастую это — неуравновешенные подростки, страдающие психопатоподобным поведением. Даже незначительные колебания в настроении воспитателя могут вывести таких подростков из равновесия, а что говорить о рабочих коллективах, в которых они должны работать. Чаще всего —эта категория воспитанников социальной гостиницы удерживается на работе не более 1-2 недель. Их приходится трудоустраивать снова и снова, хотя в семейной артели, где их бы понимали, смогли бы плавно гасить их вспышки, они могли бы работать, но в наше время жесткой конкуренции и скоростных темпов они не нужны на производстве, а в частных предприятиях тем более, каждого такого воспитанника приходится пристраивать индивидуально, кого в церковь (на подворье), куда не всякий еще и согласится пойти, кого на частные предприятия, немалую роль здесь играет личное сострадание тех людей, которые берут их под свою опеку. Вместе с тем такие ребята-инвалиды могли бы работать в сельском хозяйстве, в частных предприятиях за городом, ухаживая за скотом, работая на фермах под присмотром взрослых и совместно с ними. Основным показателем успешности работы гостиницы считается то, что ни один из ее выпускников не попал в тюрьму, все рабсь тают. Созданные семьи не распадаются, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться. В случае возникновения семейных конфликтов выпускники приходят к педагогам гостиницы, что можно также рассматривать в качестве показателя успешности работы гостиницы. Доверие, которое окалывают выпускники гостиницы своим воспитателям, не может возникнуть просто так. Ведь свои самые сокровенные семейные секреты никто не станет доверять чужим людям, следовательно, педагоги гостиницы стали для них близкими людьми. К показателям успешности следует также отнести четкую программу развития социальной гостиницы, которая направлена на разрешение проблем и трудностей постинтернатной адаптации выпускников детских домов. Разработана и проходит апробацию программа совместной работы социальной гостиницы с детскими домами, для того чтобы их воспитанники лучше знали режим социальной гостиницы, могли временно проживать в ней и в более раннем возрасте для формирования у них таких качеств, как самостоятельность, находчивость, устойчивость к различным стрессовым ситуациям. Социальная гостиница при детском доме. Возникновение подобной модели вызвано тем, что в сложившейся в настоящее время экономической ситуации социальная адаптация выпускников интернатных учреждений стала проблемой, актуальность которой сегодня обусловлена не только традиционными запросами психолого-педагогической, к л инико- социальной и юридической практики, но и неудовлетворительным состоянием диагностики, организации, характера и объема специализированной помощи выпускникам. Сложность этой проблемы заключается в том, что в нашей стране в настоящее время отсутствует научное обеспечение социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практика показывает, что, выпустившись из детского дома, дети-сироты, попадая в совершенно новые, незнакомые им условия, теряются при решении любой проблемы, не могут самостоятельно принять правильное решение, что ведет к тяжелым последствиям: потере жилья, работы, попаданию в криминогенные структуры. В силу своих личностных качеств и отсутствия достаточной социальной помощи эти дети и подростки «дают» около 15-20% всех правонарушений и преступлений. При разработке педагогической модели социальной гостиницы при детском доме в качестве основополагающих положений выступали следующие: • оптимизация социальной интеграции, т.е. осуществление плавного и безболезненного перехода выпускников детского дома к самостоятельной жизни; - ориентация на социально-бытовую адаптацию и реабилита - усиление психолог о-педагогических механизмов коррекции - обеспечение условий для самостоятельности и полного само Основные цели и задачи социальной гостиницы при детском доме: —предоставление временного жилья для выпускников детского —охрана жизни и здоровья проживающих в социальной гости —оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации вы —социальная защита прав выпускников детского дома; - решение личных и социальных проблем проживающих в со — проведение работы но трудоустройству и решению жилищных - проведение экспериментальной работы по социальной адап Специфика пост интернатной адаптации молодых людей данного учреждения заключается в создании для них условий проживания, максимально приближенных к условиям реальной жизни. Воспитанники социальной гостиницы либо учатся в профессиональных училищах и находятся там на полном государственном обеспечении, либо работают и имеют постоянный доход в виде заработной платы, либо, будучи инвалидами, получают пенсию. С помощью педагогов воспитанники учатся планировать свой бюджет. Получая ежемесячно в училищах сухие пайки, компенсацию за питание, зарплату, пенсию, воспитанники учатся распределять их так, чтобы хватило на весь месяц. Под руководством инструктора по труду, педагога-специалиста, силами воспитанников проводится ремонт комнат и помещений социальной гостиницы. У ребят появляется возможность на практике применить умения и навыки, приобретенные во время обучения в строительных училищах. Для многих воспитанников такие навыки становятся второй профессией и источником дополнительного дохода, а также появляется возможность раскрыть свой личностный потенциал, проявить творческую фантазию в оформлении помещений. Поскольку жизнь воспитанников социальной гостиницы построена на принципе полного самообслуживания, ежедневно из числа воспитанников назначаются дежурные по уборке помещений, приготовлению ужина для всех проживающих, данные навыки будут необходимы им для проживания в коммунальной квартире, а также пригодятся и в будущей семейной жизни. Содержание образовательно-во с питательного процесса учитывает психосоциологические особенности этой категории подростков, основывается на принципах индивидуального и дифференцированного юдхода. Образовательная программа социальной гостиницы направлена на решение вопросов нравственного воспитания, развитие индивидуального сознания воспитанников. Особое место в программе занимает гражданско-правовое просвещение, воспитание навыков семейных отношений, обучение правилам проживания в коммунальной квартире, обучение правильному оформлению документов, квитанций и т.д. Большое внимание уделяется вопросу воспитания семейных отношений среди воспитанников, у которых никогда не было опыта семейной жизни. Проводятся беседы, во время которых ребята знакомятся с Семейным кодексом РФ, где определяется статус семьи, роль обоих родителей в воспитании детей, права и обязанности супругов и т. д. Педагоги и воспитатели оказывают постоянную консультативную помощь воспитанникам социальной гостиницы, необходимую для выполнения домашних заданий. Профессиональные училища, в которые поступают выпускники детского дома, не готовы к работе с детьми с отклонениями в умственном развитии. Не учитывая специфики заболевания, мастера и педагоги предъявляют к ним требования как к нормально развивающимся детям, что ведет к непониманию и конфликтам между педагогами и детьми, отбивает желание учиться, приводит к тому, что воспитанники бросают училище, так и не получив специальности. Кроме того, следует заметить, что круг специальностей, для обучения которым принимают подростков с отклонениями в умственном развитии, очень узок, и не всегда при выборе училища можно совместить желание и наклонности воспитанника и предлагаемые специальности. К примеру, некоторые профессийнальные училища стали принимать на учебу абитуриентов только с полным средним образованием. Но далеко не многие из воспитанников, за- кончивших специальную (коррекщгоииую) школу, могут осилить программу полного среднего образования. Поэтому существуют серьезные трудности в поиске рабочих мест, а также выборе училищ для данной категории воспитанников. Если воспитанники социальной гостиницы получили жилую площадь, покинули социальную гостиницу и могут самостоятельно жить, работать и учиться, то они остаются в поле зрения педагогического коллектива, который осуществляет патронаж выпускников социальной гостиницы с целью выявления проблем, возникающих у воспитанников в самостоятельной жизни, оказания помощи в их решении. Однако среди воспитанников социальной гостиницы есть категория детей, устройство которых очень затруднено. Речь идет об определении воспитанников в учреждения социального обеспечения, вызванного изменением диагноза. Данная проблема решается только через суд, путем признания воспитанника недееспособным. Выпускники социальной гостиницы более успешно адаптируются и интегрируются в общество, самостоятельно решают возникающие проблемы. Социальный приют и воспитательный дом создаются для оказания социальной поддержки безнадзорным детям, подросткам и юным матерям (среди них есть и сбежавшие из детских домов), организации их временного проживания, предоставления правовой, медико-исихолого-педагогической помощи. Основные направления деятельности данного учреждения связаны с выполнением следующих функций: — предоставление места временного проживания несовершенно - оказание первой доврачебной помощи и проведение санитар —оказание комплексной медико-социальной помощи; —содействие органам опеки и попечительства в устройстве несо
- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дез - разработка и реализация программ социальной адаптации и нию утраченных социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Таким образом, подобное учреждение имеет свое особое назначение и заполняет ту нишу, которую не может закрыть социальная гостиница. Контрольные вопросы и задания 1.Что такое пост-интернатная адаптации и ее основные задачи? 2. Определите психологические особенности адаптации молодых лю 'А. Опишите деятельность центров постиптерпатпой адаптации выпускников детского дома. 4. Разработайте модель социализации выпускников детских домов с 5. Сформулируйте основные задачи и роль психолога в учреждении
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |