Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности диагностики памяти




 

Особое внимание при рассмотрении памяти необходимо уделить проблеме ее диагностики. Для исследования различных видов памяти могут использоваться разные методы и методики. Рассмотрим некоторые из них в соответствии с возрастом испытуемого.

Для диагностики памяти дошкольников, как правило, используются задания, которые можно также использовать в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях такого рода не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок либо не справляется с каким-то видом заданий, необходимо подбирать ему различные упражнения подобного типа для развивающих занятий[20].

Занятия, направленные на диагностику и тренировку памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы дошкольникам было интересно. При этом занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы дети не уставали.

1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Необходимо разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок либо настоящих предметов (игрушек). После этого ребенку дается 30 секунд, чтобы их запомнить. Потом ребенку предлагается по памяти перечислить, какие предметы (либо их изображения) разложены на столе. Кроме того, можно попросить его также описать детали предметов. Как вариант рассматриваемой методики: изменить расположение каких-либо предметов, добавить (убрать) или заменить какой-то предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку для запоминания на 1 минуту предъявляется несложная картинка, после чего взрослый ее убирает, и ребенок должен нарисовать эту картинку по памяти. Вариант данного задания: необходимо дорисовать по памяти недостающие части, недостающие детали рисунка.

3. Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):

4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти). Для выполнения данного задания нужны две одинаковые картинки. Одна из картинок показывается ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторая картинка предварительно разрезается на несколько частей (чем выше уровень сложности картинки и больше количество частей, тем сложнее задания). После этого образец убирается, и ребенку нужно по памяти составить картинку из отдельных предложенных ему фрагментов.

5. Исследование долговременной памяти. В заданиях на исследование долговременной памяти также определяется и запас знаний ребенка, его эрудиция.

Для того, чтобы определить, насколько у ребенка развита долговременная память, может использоваться следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, необходимо попросить его на следующий день описать все то, что он там видел, что делал и т.д. Здесь исследуется также наблюдательность ребенка, уровень развития речи[21].

6. Исследование двигательной памяти: взрослый человек просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, к примеру, дотронуться левой рукой до правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Можно попросить ребенка скопировать определенное положение пальцев:

При этом, важно отметить, что по тому, насколько у ребенка развита у моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, которые отвечают за речь и мелкую моторику, располагаются рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (вырезание ножницами, рисование, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), также осуществляется развитие его речи.

7. Диагностика ассоциативной памяти:

Следующая группа методик, которые необходимо рассмотреть, – методики, которые используются для диагностики развития памяти у детей школьного возраста.

Одной из таких методик является методика «Оперативная память». Она применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти в тех случаях, когда именно кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Количество рядов, используемых в методике, варьируется. От 5 рядов по 4 числа в каждом ряду, до максимального количества. Учитываются возрастные особенности. Ваша задача – запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)». Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов – 25-15 секунд, в зависимости от возраста[22].

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество – 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

- 6-7 лет – 10 сумм и выше;

- 8-9 лет - 15 сумм и выше;

- с 10 лет - 20 сумм и выше.

Методика достаточно удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени – 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно повторить через некоторое время, используя при этом другие ряды чисел.

«10 слов». Методика «10 слов» позволяет исследовать такие процессы памяти как запоминание, сохранение и воспроизведение. Кроме того, применение данной методики может использоваться для оценки утомляемости испытуемого.

После инструктажа испытуемому зачитывается ряд из 10 слов, после чего испытуемому предлагается повторить те из них, которые он запомнил. После этой попытки слова зачитываются еще раз и процедура исследования повторяется. После 5-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому о том, что ему необходимо будет назвать эти слова еще раз через час. На каждом этапе исследования заполняется протокол.

Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. В том случае, если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Через час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые также фиксируются в протоколе.

Примеры набора слов:

1) стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом;

2) дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень;

3) число, камень, хор, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

С рассмотренной методикой близка следующая методика – методика «Долговременная память».

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: «стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко».

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Результаты интерпретируются следующим образом:

- 75-100% – высокий уровень;

- 50-75% – средний уровень;

- 30-50% – низкий уровень;

- ниже 30% – очень низкий уровень.

«Запомни пару». Методика «Запомни пару» направлена на исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Методика «Запомни числа» позволяет диагностировать уровень развития у ребенка механической смысловой памяти. Испытуемому зачитывается набор чисел, после чего на листочке их нужно записать в любом порядке.

Набор чисел: 16 78 53

23 36 14

43 31 87

92 59 64.

На этапе обработки результатов подсчитывается число правильно воспроизведенных чисел. В том случае, если семь чисел ребенок воспроизводит правильно, его механическая слуховая память считается хорошей[23].

Методика «Пиктограмма», которая также использовалась в проведенном исследовании, была предложена А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. Детям предлагается нарисовать к каждому произносимому экспериментатором слову какой-либо простой рисунок, который потом будет напоминать это слово. При этом запрещается писать слова или буквы. После этой инструкции ребенку по одному зачитываются слова либо словосочетания для запоминания. После каждого из них дается достаточное для выполнения рисунка время. Для проведения методики существует несколько стандартных наборов слов и словосочетаний. Приведем один из них: веселый праздник, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин, строгая учительница, теплый ветер, дружба, обман, слепой мальчик, сомнение, семья, развитие.

Если ребенок не понимает смысла задания, можно спросить его: «О чем тебе напоминают слова веселый праздник?» Предположим, ребенок отвечает: «О елке». Тогда вы говорите ему: «Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова веселый праздник». Такое объяснение дается только один раз. Если его оказывается недостаточно, то от проведения методики приходится отказаться.

После того, как ребенок заканчивает рисунок к последнему слову, лист с рисунками убирается. Приблизительно через 40 минут, в течение которых проводятся другие методики, ребенку снова дается лист со сделанными им рисунками т предлагают вспомнить слова. Общее количество правильно воспроизведенных слов отражает уровень опосредованного запоминания ребенка. Методика используется и для диагностики взрослых людей[24].

Еще одна методика диагностики памяти, на которой следует остановиться – методика «Память на числа». Предназначается она для оценки кратковременной зрительной памяти и точности и заключается в том, что обследуемым в течение 20 секунд демонстрируется таблица с 12 двузначными числами, которые необходимо запомнить. После того, как таблица убирается, их нужно записать на бланке. Оценка производится по количеству правильно воспроизведенных чисел, нормой для взрослого человека является 7 и выше чисел[25].

Таким образом, использование описанных методик позволяет выявить различные аспекты памяти. При этом необходимо помнить, что в процессе диагностики важно учитывать возрастные особенности испытуемых. Результаты диагностики являются основанием для развития памяти. Существуют специальные методы и приемы развития памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.