Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы и приемы развития памяти




Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и то же – это техника запоминания. Происходят они от греч. «mnemonikon», что переводится как искусство запоминания[26].

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и дает возможность в полной мере контролировать процесс запоминания, а также сохранения и припоминания информации.

Изначально мнемотехника возникла как важнейшая часть риторики (ораторского искусства) и была предназначена для запоминания слишком длинных речей. Современная мнемотехника в существенной степени продвинулась как в теоретическом, так и в техническом отношении. Она делает возможным не просто фиксацию в памяти определенной последовательности текстового материала, но и дает возможность безошибочного запоминания любой точной информации, которая традиционно считается людьми сложной для запоминания. К такой информации относятся списки телефонных номеров, различные числовые таблицы, хронологические таблицы, сложные учебные тексты, которые содержат много терминов и т.д.

Овладение мнемотехникой предполагает овладение инструментальным навыком. Очевидным является тот факт, что для овладения мнемотехникой необходимым является выполнение упражнений. Без них освоить мнемотехнику нельзя. Кроме того, после формирования навыка запоминания человек может пользоваться им, а может и не пользоваться, так как сама по себе информация, естественно, запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз приходится применять сформированный навык запоминания – последовательность некоторых мыслительных действий, которые приводят к фиксации информации в мозге.

В целом, мнемотехника существует давно, многие мнемотехнические методы и приемы органически встроены в жизнь людей. Каждый человек на протяжении своей жизни вырабатывает собственную систему запоминания. К примеру, благодаря визуализации информации даже дети, которые не умеют читать, знают, что для того, чтобы записать информацию на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки являются еще одним ярким примером внедрения мнемотехники в повседневную жизнь человека. На скорости люди не способны воспринимать текстовые сообщения, а дорожные знаки, которые, в сущности, являются символами определенных правил, воспринимаются достаточно быстро.

Можно выделить целый ряд фундаментальных принципов улучшения памяти:

- развитие наблюдательности, что приводит к увеличению качества и количества сложных ассоциаций;

- использование для запоминания несколько органов чувств. Информация, идущая по нескольким каналам одновременно, лучше запоминается, так как системно действует на память;

- сознательнее стремление к запоминанию, осознание процессов памяти для управления ими;

- позитивная мотивация;

- учет того аспекта, что в памяти принимает участие весь головной мозг, потому необходимо развивать все психические способности;

- использование различных мнемотехнических приемов, которые улучшают запоминание.

Использование специальных приемов является очень важным аспектом развития памяти. На сегодняшний день существует целый ряд приемов, помогающих запоминать информацию и развивающих память.Прием, который помогает запомнить информацию, – это мнемонические опоры. К примеру, известная каждому формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Зачастую, пытаясь что-то запомнить что-либо сложное, люди придумывают какой-то свой образ, значок.

Интересным видом мнемонических опор являются пиктограммы. Они представляют собой рисунки, на которых не используются буквы, цифры и другие общеизвестные символы. Типичным примером пиктограмм является индейское письмо. У некоторых народов мира нет письменности, поэтому они передают какое-то сообщение, рисуя значки. Запоминание информации с помощью пиктограмм является достаточно эффективным.

Эффективность запоминания и сохранения человеком в памяти определенного предмета, явления, текста зависит от особенностей их организации, построения, которые выявляются человеком в процессе запоминания. Именно организующая мыслительная деятельность человека и эмоциональные проявления, которые сопровождают восприятие, лежат в основе запоминания, а также его дальнейшего воспроизведения[27].

Однажды во время лекции советский психолог А.В. Петровский предложил студентам запомнить ряд из 24 цифр: 144121100816449362516941. Никто не решился его воспроизвести. Однако, когда студенты узнали, что в ряду перечислены квадраты чисел от 12 до 1, то он запомнился мгновенно, вернее запоминание как бы оказалось лишним. Современная наука не рассматривает запоминание как запечатление. В основе запоминания находится активная деятельность по организации материала. Запомнить – зачастую значит понять принцип организации материала, найти определенную закономерность.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, к примеру, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в такие группы позволяет сравнить эти элементы, то есть включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Известным является тот факт, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем продуктивность памяти механической. Установление связей, структуры, закономерности построения объекта – это важнейшие приемы эффективного запоминания и развития памяти[28].

Один из приемов развития памяти – это последовательные ассоциации. Сущность заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию определенных ассоциаций. С помощью данного приема можно вспомнить даже не только сами слова, но также порядок расположения слов в тексте. Использование последовательных ассоциаций активно задействует также воображение человека (к примеру, человеку нужно запомнить несколько слов, он составляет из них предложение).

Фонетические ассоциации часто используются для того, чтобы запомнить иностранные слова и цифры. Сущность приема в том, чтобы вспомнить похожие ассоциации к иностранному слову.

Метод оживления развивает не только память, но также и фантазию человека. Его сущность состоит в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют собой предмет, который нужно запомнить. В случае, когда человеку нужно запомнить информацию в виде цифр, он представляет, на какие предметы они похожи (цифра 2, к примеру, может быть в виде змеи).

Прием повторения используется многими людьми в качестве основного при развитии памяти. На первый взгляд, действительно, нет ничего проще, чем многократное повторение для запоминания информации. При этом многие люди путают накопление памятью информации с ее развитием, так как повторением ненужной информации человек только «захламляет» резервы памяти.

Трансформация представляет собой еще один прием развития памяти. Сущность в трансформации воображаемого образа. К примеру, яркий предмет может трансформироваться человеком в черно-белый предмет, объемный – в плоский предмет и т.д. Прием очень хорошо подходит для того, чтобы запоминать иероглифы.

Вхождение является одним из наиболее действенных, но и самых сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, фильме, картине, мысленно входит внутрь этого образа. Когда человек побывает «внутри» фильма, картины и т.д. то он чувствует определенную связь между собой и происходящим там действием, и воспоминания надолго остаются в памяти. Человек в рассматриваемом случае сам является непосредственным участником событий.

Метод Цицерона – еще один метод, используемый для развития памяти. Этот способ помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности, хотя, к примеру, не дает возможности воспроизвести слова вместе с их порядковыми номерами. Сущность его заключается в том, что предмет, о котором нужно вспомнить, оставляется человеком в одной из хорошо знакомых ему комнат. Для того, чтобы найти этот предмет, нужно вспомнить комнату, в которой он был оставлен.

Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-то хорошо знакомым, к примеру, с обстановкой известной комнаты (существующей в реальности или вымышленной). Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, нужно образовывать ассоциации, которые позволяют соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминающейся информации.

Эффективность этого способа определяется тем, насколько хорошо представляется воображаемая комната, а также умением образовывать яркие, хорошо запоминающие ассоциации. Количество запоминаемых по этому способу элементов информации неограниченно.

Таким образом, и тренировал собственную память Цицерон перед каждым выступлением. Ради справедливости отметим, что автор метода – не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, у которого метод был успешно перенят оратором.

Таким образом, существует большое количество приемов, которые развивают память человека и успешно используются людьми на протяжении столетий. Именно использование мнемотехнических приемов позволяет людям сохранить свою память в хорошей форме. При этом необходимо учитывать существующие законы и эффекты памяти.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что память занимает особое место среди всех остальных психических познавательных процессов. Память является важным условием психического развития человека в целом. Именно поэтому рассмотрение данного психического процесса привлекало внимание исследователей во все времена и является актуальным на сегодняшний день.

Память в психологической науке рассматривается как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. В качестве одного из них выступает деление памяти в зависимости от времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память). Еще одна классификация – это классификация видов памяти в зависимости от преобладающего в процессах запоминания, а также сохранения и воспроизведения материала анализатора. Речь идет о двигательной, слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной, эмоциональной и других видах памяти. По характеру участия в процессе запоминания, а также воспроизведения воли, память делится на непроизвольную и произвольную память.

Память – сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов, каждый из которых характеризуется определенными закономерностями и механизмами. Понимание этих механизмов является крайне важным аспектом достижения наибольшей эффективности функционирования рассматриваемого психического познавательного процесса.

Говоря об особенностях диагностики памяти, необходимо отметить, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество методов и методик диагностики. При выборе методик необходимо учитывать, какой вид памяти необходимо исследовать. Кроме того, особое внимание нужно уделить учету возрастных особенностей испытуемого.

Результаты диагностики – основание для развития памяти. Мнемотехника (искусство запоминания) представляет собой возможность накопления в памяти достаточно большого количества точной информации. Это, в свою очередь, позволяет экономить время при запоминании, так как процесс запоминания в полной мере контролируется. Запомненные с использованием мнемотехники сведения сохраняются в памяти, в результате чего человеку уже не придется учить заново то, что он запомнил.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов, которые дают возможность лучше запоминать информацию и развивать человеческую память. Среди них, к примеру, использование мнемонических опор, последовательные ассоциации, метод оживления, метод Цицерона и т.д. Каждый из них имеет характерные особенности, что позволяет использовать его именно там, где это будет наиболее эффективным и целесообразным. При этом необходимо учитывать существующие законы и эффекты памяти.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 645с.

5. Дубровина И.В. Психология. – М., «Академия», 2006. – 464с.

6. Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160с.

7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

11. Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. – М.: Владос, 2000. – 384с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.

14. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М.: МГППУ, 2006. – 210с.

15. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592с.


[1] Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

[2] Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.

[3] Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592с.

[4] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[5] Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

[6] Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.

[7] Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.

[8] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[9] Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

[10] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.

[11] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[12] Дубровина И.В. Психология. – М., «Академия», 2006. – 464с.

[13] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[14] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.

[15] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[16] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.

[17] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[18] Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.

[19] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

[20] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.

[21] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. – М.: Владос, 2000. – 384с.

[22] Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

[23] Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М.: МГППУ, 2006. – 210с.

[24] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. – М.: Владос, 2000. – 384с.

[25] Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

[26] Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160с.

[27] Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 645с.

[28] Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 5334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.