Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подсознательный план разума




РАЗУМ И ЕГО ФУНКЦИИ

 

По мере эволюции разум функционирует в различных фазах в зависимости от тела, в котором он действует. Таким образом, он проходит путь от подсознания до простого сознания, постепенно развиваясь до самосознания, пока не достигнет всемирного сознания. В низших царствах, таких как царство растений и животных, разум проявляется в состоянии, в котором сознание является автоматическим. Этот элемент разума преобладает в растениях и животных. Человеческое существо также обладает этим элементом, и он является большим подспорьем на современном этапе развития. Этот разум известен как подсознательный или инстинктивный разум (на санскрите «ЧИТА»). Разум человека функционирует на более, чем одном плане. В настоящее время психологи признают различные процессы умственной работы, выдвинуто много теорий по этому вопросу, однако знания психологов о работе разума находятся на этапе становления. Философия йоги дает интересную картину функций разума.

 

 

На первый взгляд может показаться, что сознательная часть разума человека выполняет основную работу, но небольшая рефлексия покажет, что сознательная работа разума составляет только часть его функции. В широком смысле слова разум человека функционирует в трех планах работы; подсознательном, сознательном и сверхсознательном. Человек разделяет подсознательный план разума обычно с низшими животными, это первая ступень умственного развития на пути эволюции. Первые зачатки инстинктивного разума можно обнаружить даже в царстве минералов. Затем в царстве растений разум становится более проницательным и поднимается выше по пути эволюции. Далее, в мире животных, все более вырастает автоматический разум, пока не достигнет степени, подобной низшей форме человеческого существа. Затем среди людей разум постепенно идет к интеллекту, средней составной части разума. Однако, даже люди, находящиеся сегодня на очень высокой ступени эволюции, пользуются подсознательным разумом. Фактически мы не можем существовать без этой части разума, но использовать ее и управлять ей должны внимательно. Каждый из нас достиг современной стадии развития после долгого пути через 840000 тел различных царств, таких как минеральное, растительное и животное, но это только восход, а полдень далеко впереди. Интеллект, вторая фаза разума, которую цивилизованный человек использует в настоящее время, раскрылся только в небольшой степени. Для многих раскрытие интеллекта находится только в начальной стадии. Если мы проведем анализ, то сможем увидеть, что многие из нас не намного лучше животных. Их разум функционирует почти в инстинктивном плане, хотя находится под воздействием поступающих лучей интеллекта. Большинство людей направляются политическими лидерами и лидерами различных общин и племен. Это не что иное, как инстинкт животного или стадный инстинкт, когда стадо следует за вожаком. Затем мы увидим, что средние люди думают очень мало. Мышление становится просто автоматическим в их повседневной жизни.

Низшие фазы работы инстиктивного разума близки работе, проявляющейся в царстве растений. Рождение, рост, угасание и смерть являются автоматическими процессами. Эти процессы являются функциями инстинктивного разума. Во время существования тела растения, животного или человека непрерывная работа по восстановлению, замене, перевариванию, усвоению, удалению, циркуляции производится этой частью разума в подсознательном плане, без ведома нашего сознательного осмысления. В ведении инстинктивного разума находятся все непроизвольно действующие органы и их функции, составляя только небольшую часть его работы.

 

 

 

 

На пути эволюции животных определенные вещи стали необходимыми для их существования. Поскольку силы мышления в преодолении критических положений не участвуют, а замечательные интеллектуальные способности, находившиеся в подсознании, неразвиты, инстинктивный разум занимает место интеллекта. Эта функция разума (воинственный инстинкт для защиты и выживания) у животных преобладает по сравнению с человеком. Чем человек более интеллектуально развит, тем он менее агрессивен.

Инстинктивные функции, такие, как создание гнезда, миграция с приближением зимы, зимняя спячка, забота о потомстве — все это функции подсознательного разума, которые необходимы для существования животных. До развития интеллекта инстинктивный разум выполняет всю его работу не размышляя. Другая функция подсознательного разума заключается в проведении тех действий автоматически, которым мы научились через интеллект. Когда мы обучаемся действиям сердцем, мы реально овладеваем ими в интеллектуальном плане и затем переносим их в подсознательный план в процессе умственной работы. Этот процесс является высшим проявлением подсознательного разума и должен быть связан и объединяться с развивающимся интеллектом. Большая часть нашей повседневной работы делается автоматически, например, ходьба, покраска, шитье, вождение автомашины и т. д. Интеллект будет уставать, если эти повседневные работы будут выполняться сознательно или с его использованием.

Подсознательный разум является также привычным разумом или, более того, покорным слугой; он часто направляется интеллектом индивидуума или каким-либо другим лицом. Любая идея, исходящая от интеллекта, поступает в подсознательный разум и выполняется точно до конца. Старые представления и напряжение, лежащие в подсознании, могут быть скорректированы и сняты интеллектом самого индивидуума или кем-то другим через лучшие инструкции. Необходимо отметить, в чем полезен подсознательный разум. Например, когда мы должны проснуться рано утром, все, что мы должны сделать — это внушить подсознательному разуму разбудить нас в определенное время, и он сделает это. Подсознательный разум выполняет не только хорошие инструкции от интеллекта, но и ошибочные. Так, ненужные нам страх, неприятности, заботы, возникающие в течение нашей ежедневной деятельности, воспринимаются подсознательным разумом и впоследствии переносятся в сознательный разум. Шок или страх, перенесенные в детстве, будут отравлять жизнь человека даже в старости, несмотря на помощь контрвнушений.

Гипнотические внушения направлены на подсознательный разум. Гипнотизер после сильного воздействия на разум индивидуума продолжает манипулировать его подсознательным разумом. Когда сознательный разум временно перестает функционировать, подсознание находится под контролем гипнотизера. Любые сделанные внушения будут выполняться безоговорочно. Методика, задействованная здесь считается очень серьезной вещью, ибо устойчивый удар, сознательно наносимый гипнотизером, влияет на сознательный разум индивидуума, который в свою очередь не может дать правильные внушения себе. Это главный недостаток гипнотического внушения. В некоторых случаях гипнотическое внушение может помочь индивидууму, если это сделано целомудренно бескорыстным человеком, хотя такие люди встречаются редко, но вряд ли целесообразно позволять подчинять свою собственную волю воле другого человека без крайней нужды. Более того, внушение от собственного интеллекта — лучший путь достижения контроля над своим подсознанием. (Логический метод достижения контроля над низшим разумом и развития высшего разума описан в главе 10, в которой мы рассмотрим вопрос "КУНДАЛИНИ" и медитацию на ЧАКРАХ).

В подсознательном разговоре о разуме, или плане, находятся все представления и восприятия, полученные из различных источников — возможно, не только из настоящей жизни, но и из предшествующих воплощений. Он похож на склад, в котором находится все известное и неизвестное, накопленное интеллектом, а также знания, полученные от общения с другими. В порядке вещей, когда забытое событие, имевшее место в молодости, неожиданно переносится из подсознательного разума, даже если мы не думали о нем в течение многих лет. У некоторьк людей воспоминания о прошлой жизни поступают из подсознательного разума настоящей жизни, хотя это бывает очень редко. Природа удаляет тайны прошлой жизни из сознания, иначе усилятся наши умственные напряжения под воздействием памяти о прошлых плохих событиях.

Некоторые люди могут производить такие действия, которые не делали или которым не учились в настоящей жизни. Некоторые дети могут хорошо рисовать или петь даже без посещения школы. Другие рождаются ораторами, писателями и проповедниками. Знания, которые они получили в прошлых жизнях, находятся в подсознательном разуме. Такие люди называются гениями или талантами. Факт, что этот подарок является ничем иным, как знанием, приобретенным в результате постоянных усилий в этих направлениях в прошлых жизнях. Человек, прилагающий усилия к овладению чем-либо, может стать гением в последующей жизни, так как он подсознательно переносит все знания в свою последующую жизнь.

В заключение разговора о низших эмоциях, инстинкте, страстях, желаниях, аппетите, жадности и похоти, следует также напомнить, что существуют и высшие эмоции, стремления и желания познания в продвинутом человеке, которые исходят из развитого духовного разума, а не из низшего разума. Низший умственный элемент является наибольшим и самым низким из трех умственных элементов. Он один готов тесно связать нас с землей и с земным.

Свами Шивананда, великий мастер йоги, основатель Священного Общества в Ришкеше в Гималаях, в своей книге "Таинственный разум" говорит: "Эмоция является энергией движения, как пар для двигателя. Она поможет вам в вашей эволюции. При отсутствии эмоций вы впадете в состояние пассивности и инертности. Эмоция дает толчок к действию или движению. Это счастливый дар. Но вы не должны становиться жертвой эмоций. Вы не должны позволять им кипеть. Следует позволить им подниматься медленно из океана разума и затихать. Есть некоторые люди, которым нравится узнавать о каких-либо сенсационных событиях только для возбуждения их эмоций. Они живут на эмоциях, иначе они чувствуют себя вялыми. Это большая слабость".

Любовь, ненависть, гнев, жадность, страх, зависть, ревность являются эмоциями разума. Все дурные качества происходят от гнева, поэтому ученикам йоги рекомендуется контролировать гнев, и все другие дурные качества исчезнут затем сами собой. Более того, эмоции оказывают воздействие на эндокринные железы, которые управляются нервной системой, и вносят беспорядок в нормальное функционирование внутренних органов.

Последние годы врачи Гарольд Вольфф, Стьюарт Вольфф из Нью-Йоркского госпиталя провели тщательное и необычное исследование поведения желудка и пищеварения пациента, живот которого был прострелен из ружья и в нем осталось отверстие на всю жизнь. Через это отверстие в стенках живота врачи смогли изучать тайны пищеварения человека.

Согласно сообщению врачей Вольффов, самой разрушающей эмоцией является страх, который приводит к язве. Исследования показали, что желудок пациента в спокойном состоянии был розовый и расслабленный и имел множество извилистых складок, а когда пациент сердился, желудок становился ярко-красным, ровным и напряженным. И лицо и желудок становились бледными, когда пациент был испуган. Депресия прекращала поток желудочных соков и желудок пациента почти не был способен переваривать пищу.

Подсознательный или инстинктивный разум называется ЧИТОЙ в философии Веданты. Большая часть нашего подсознательного разума состоит из впечатлений и приглушенной памяти, которые могут быть восстановлены. Когда тело стареет, первым симптомом является затруднения воспоминания лиц и мест. Нетрудно найти причину этого. Разум, как нам известно, запоминает посредством ассоциаций. В старости человек может помнить отрывки, которые он читал в школе или колледже. Но, в то же время, он с трудом вспоминает отрывок, прочтенный накануне вечером. Это связано с тем, что его подсознательный разум потерял свою силу по схватыванию и хранению идей, так как клетки мозга дегенерировали. Ввиду дегенерации клеток мозга, связанной с переутомлнием, беспокойствами и страхами, сила памяти вскоре теряется и очень небольшая часть восприятий попадает в подсознательный разум. Процессы мышления ограничиваются только полем познания. Поле подсознательной умственной работы намного выше поля сознательной умственной работы. Сообщения по мере готовности как вспышка выходят из подсознательного разума. Только небольшой процент деятельности доходит до поля сознания. Когда мы ведем автомашину по запруженной улице, даже если мы разговариваем с друзьями в машине или решаем какие-то проблемы, управление движением машины, повороты, остановки производятся нами почти подсознательно. Когда мы сидим и пытаемся решить трудную задачу, то разум не всегда приводит нас к решению. Во время сна проблема решается подсознательно и переносится в сознательный разум во время пробуждения. В это время наш подсознательный разум работает как у человека, ведущего автомашину.

Даже во сне подсознательный разум работает без отдыха и решает проблемы, упорядочивает, классифицирует, сравнивает, сортирует все факты и вырабатывает правильное, удовлетворительное решение. С помощью подсознательного разума мы можем снять напряжение с внешних и внутренних органов и дать им правильное расслабление.

Все непроизвольные вегетативные функции тела, которые ниже сознательного плана, находятся в ведении подсознательного разума. Инстинкт терпит неудачу по сравнению с подсознательной работой. Животное почти инстинктивно отличает съедобные растения от несъедобных, но работа инстинкта ограничена. Он работает как машина. Затем идет высшее состояние познания (интеллект), которому свойственно ошибаться и который часто делает ошибки. Его пределы шире. Он занимает большую часть, чем инстинкт, но инстинкт надежнее его. Животные чувствуют инстинктивно, что можно есть, а что нельзя. Когда они больны, природа быстро дает им подсказку. Больная собака не желает есть. Внутренний механизм контролируется подсознательной интеллектуальной работой, которая подсказывает собаке следовать природному средству выведения яда путем голодания. Эта часть подсознательного разума всегда при нас, она помогает нам различными путями. Но, идя по пути развития силы мышления, человек потерял большую часть своего инстинкта, хотя тот и играет заметную роль в нашей повседневной жизни. Даже такие животные, как собаки и кошки теряют большую часть своих инстинктов, идя по пути человека. Они пострадали как человек.

Вместо дачи правильных внушений, с развитием интеллекта человек мешает естественной работе подсознательного разума путем неправильных внушений и вносит таким образом мучения в свою жизнь.

С помощью подсознания мы можем изменять природные дефекты, вырабатывая здоровые и добродетельные качества, которые противопоставляются нежелательным. Если вы желаете побороть страх, вы должны мысленно отвергать страх и сосредотачиваться на противоположном качестве — храбрости. Позитивное всегда побеждает негативное. Даже неприятные задания и обязанности могут быть изменены путем выработки желательного и благосклонного отношения к ним. Все действия, развлечения и впечатления оставляют тонкие восприятия в подсознательном разуме. Пробуждение этих восприятий стимулирует память. Великие йоги вторглись глубоко в подсознательный разум для получения знаний прошлой жизни.

Такое оккультное явление умственного мира, как телепатия, чтение мыслей, гипноз, месмеризм, лечение на расстоянии, психическое лечение и т. д., ясно доказывает существование экстраординарных функций разума.

Все талантливые люди контролируют свой подсознательный разум. Если идею внушить разуму, она разрастается ночью благодаря работе подсознания. Те, кто знают, как управлять подсознательным разумом, могут выполнять большую умственную работу через автоматический процесс. Когда подсознание подключено к работе, часть сознательного мышления разума полностью отдыхает или работает только частично, контролируя работу подсознательного разума. Поэтому человек чувствует себя более отдохнувшим даже после тяжелой работы. Все великие люди контролируют свой подсознательный разум и знают, как заставить его выполнять работу для них. Эта способность подсознания работать автоматически вытекает из связи с развивающимся интеллектом "Я" везде и во всем. Он начинает полагаться на свой разум больше, чем на машинальное восприятие разума других.

С развитием второй фазы разума — интеллекта — приходят зачатки всех его сегодняшних замечательных достижений. В настоящее время человек считает интеллект высшей составной частью разума и отклоняет то, что не может схватить им. По мере развития интеллекта человек начинает получать все больше света от следующей высшей фазы разума, высшего разума. Самосознание сознания "Я" начинает пробуждаться с утверждением интеллекта. На санскрите оно называется Ахамкара. Ахамкара — это самонадеянность человека. Тот же разум принимает форму эгоизма, когда человек самонадеян сам по себе. Это под влиянием эгоизма человек совершает зло и неправильные поступки. Для достижения духовной зрелости душа должна очутиться в новых условиях и столкнуться с множеством трудностей, которые надо преодолеть. Душа должна подвергнуться многим испытаниям и преодолеть многие трудности на пути своего прогресса, и порою может казаться, что она отклоняется от своего пути вперед.

Пробуждение интеллекта не обязательно означает, что человек совершенен и добродетелен. Когда развивающиеся высшие интеллектуальные способности приобретают поступательный характер, некоторая часть людей настолько плотно окружена животной оболочкой, что использует проснувшиеся интеллектуальные способности для удовлетворения своих низменных животных желаний. Они сочетают коварство и интеллектуальные способности с низменным инстинктом, вместо подчинения их проснувшемуся интеллекту. Такие люди могут строить планы и разрабатывать проекты, когда просыпается их боевой инстинкт, в то время как зверь руководствуется только инстинктом.

Когда поступающие лучи высшего разума направляют интеллект, низший, или нечистый, разум показывает свою силу и человеку доступно дойти до таких глубин, о которых зверь никогда и не мечтал. Эта борьба между чистым и нечистым разумом началась еще на ранней стадии развития интеллекта, хотя во многих случаях низший разум контролировал его.

Нечистый, или низший, разум является вместилищем желаний, аппетита и страстей. Чистый, или высший, разум является вместилищем интуиции, которая ведет к высшему познанию. Интеллект находится между низшим и высшим разумом и на него может оказывать влияние каждый из них или оба разума вместе. Поскольку мы разумные существа, выбор за нами. Позвольте вашему развитому интеллекту стоять на страже и не допускать возвращения назад к животной жизни.

Разум — величайшая сила на земле. Тот, кто контролирует свой разум, полон энергии. Он может подчинить своему влиянию все разумы. Он внушает благоговейный страх и трепет своими необыкновенными и тайными силами разума.

Подсознательный разум обнаруживает различные степени сознания, от почти полного подсознания до простого сознания наивысших животных и низших форм бушменов, которые живут почти в инстинктивном плане с зачатками развития интеллекта.

Самосознание приходит к человеку с развитием интеллекта. Космическое, или всемирное, сознание приходит с развитием интуитивного высшего разума. Этот последовательный рост сознания — наиболее интересный и важный раздел философии йоги.

Как мы видим, низший разум является вместилищем аппетита, страстей, желаний, инстинктов и эмоций низших животных. Эти низшие инстинкты все еще с нами. Йоги учатся обуздывать и подчинять себе эти низкие инстинкты с целью развития интеллекта и высшего разума. При духовном росте мы можем заметить, что низшие инстинкты преобладают в нас, но это не должно обескураживать нас, так как даже сознание того, что они в нас, является признаком духовного прогресса. Когда работал низший инстинкт, мы не могли осознать, что это такое, тогда как сейчас мы видим и осознаем его. Когда мы прогрессируем в духовной области, высший разум приобретает власть над низшим разумом, хотя для выполнения этой задачи требуются терпение, настойчивость и вера.

Хотя человек подобно животным испытывает голод, жажду, усталость и страх, свойственные низшему разуму, он один обладает интеллектом для их контроля. В этом его превосходство над животными. До развития интеллекта существо, в котором преобладает низший разум, раздирают страсти, но оно не может мыслить; его раздирают эмоции, но оно не имеет интеллекта для контроля низшего разума; оно обладает желаниями, но у него нет развитого самосознания. Некоторые развитые животные, такие как обезьяны и собаки, имеют небольшую часть низшего разума, которая освещается поступающими лучами интеллекта, и показывают небольшие зачатки мышления. Это называется простым сознанием.

Первым признаком настоящего реального интеллекта являются зачатки самосознания, или самоосознания. Такое самосознание известно также как сознание "Я" и начинается, когда человек начинает сравнивать себя с другими и размышлять об этом сравнении.

С этого момента продвинутый человек проявляет свое сознание.

Интуиция — это свойство высшего разума, она стоит выше интеллекта. Интуиция — это око мудрости.

Кант признавал, что существует что-то выше мышления, что мышление не может постичь, и что-то трансцендентальное, что превосходит мышление. Он также отмечал, что интеллект неустойчив, ограничен, слаб и беспомощен, так как он обусловлен во времени, пространстве и имеет причинную обусловленность. Он указывал, что интеллект имеет свои пределы и не способен к прямому познанию или осознанию всеблаженной "вещи в себе", которая соответствует БРАХМАНУ (или высшему существу философов Веданты).

Мышление — помощь и препятствие. Оно оказывает помощь нам, если направлено на достижение успехов в жизни и на борьбу с низшим инстинктом. Оно является препятствием, если стоит на нашем пути к совершенству.

Когда мы считаем, что подавляющее большинство людей имеет интеллект почти не развитый и делает только первые шаги по этому пути, то мы можем понять, как трудно людям, реализовать даже незначительно безмолвный высший разум и интуицию.

Интуиция, третья и последняя форма разума, не противоречит мышлению, а превосходит его и приносит знания и мудрость из своей области в сознание, в которую интеллект не может проникнуть. Интуиция — это путь познания достигаемой самим чистоты сердца путем постоянной, длительной и интенсивной медитации на ничем не отличающемся, вечном, всепространственном, не рождающемся и не умирающем-АТМАНЕ, или высшей душе. Мышление помогает нам пройти в дверь интуиции. Мышление может дать нам информацию о том, что впечатления о воспринимаемом чувствами мире являются нереальными при сравнении с беспрерывными впечатлениями самореализации. Мышление имеет свое собственное определенное применение по оказанию помощи вначале, когда мы начинаем поиск правды.

Теософы также разделили мышление на две части: на СУДХА МАНАС, или чистое мышление (высший разум или интеллект) и КАМА МАНАС, или инстинктивный разум (низший разум). Кант пришел к такой же классификации — чистый разум и практический разум. Он дал название "практический разум" нечистому мышлению. Практический разум может помочь нам зарабатывать на хлеб и получить светские знания, а чистый разум содействует нам в совершенствовании и получении высшего знания. Бергсон, французский философ, пошел немного дальше. Он заявил: "Есть что-то более мощное, чем мышление". Это что-то, находящееся за пределами мышления и чувств, представляет собой способность к интуиции. С помощью силы интуиции человек может заметить невидимое и неизвестное.

Каждый из нас, обладает высшей частью разума — интуицией. Но только небольшая часть людей имеет развитую интуицию, хотя многие осознают наличие в себе высшего разума.

Стремление идти по пути йоги, потребность души в большем свете и знании, неудовлетворенность материальным достатком указывают на то, что высший духовный разум начал освещать своими лучами наше сознание.

Даже эти небольшие лучи высшего разума могут помочь нам пробудить наше духовное сознание, хотя может потребоваться несколько жизней, прежде чем мы приобретем полное духовное сознание или всемирное сознание.

Вначале человек чувствует громадное духовное волнение, пока не станет на правильный путь познания. Когда высший разум человека начинает развиваться, он начинает приобретать постоянное чувство реальности высшей силы и растет с ней, а также обретает чувство человеческого братства.

Совершенствование не исходит от интеллекта. Одно только мышление не может дать правильный и полный ответ на растущее чувство родства между людьми. Доброта и любовь, которые мы проповедуем и которым придерживаемся в жизни, не являются результатом мыслительной работы интеллекта.

В жизни домовладельца, в жизни бедного, богатого духовно человека, в жизни каждого важным является развитие интуиции.

Чемпион тяжелого веса может поднять огромный вес с помощью своих мощных мышц, но если тонкие нитевидные нервы, придающие им силы, и импульсы прервать, они не смогут вообще работать. Посмотрите на город с его современной автоматизацией, цветным освещением, огромными заводами, электропоездами, кинотеатрами и театрами. За ними стоит единственная электростанция, дающая жизнь и энергию по проводам. Невидимая сила, более чем реальная, за спиной городской сутолоки и суеты. Таким образом, тонкое представляет собой реальное вместилище силы, хотя мы наблюдаем движение в грубом. В таком мы вообще не увидим какого-либо движения. Временами оно настолько интенсивно, что его нельзя различить. Мы постоянно недовольны тем, что не можем контролировать наши мысли. Как это можно делать? Когда мы сможем контролировать "тонкие движения", сможем держать мысль у источника до того, как она станет мыслью, и до того, как она начнет действовать, только тогда для нас наступит возможность полного, контроля.

Если мы сможем исследовать, понимать, советоваться и, наконец, манипулировать этими тончайшими силами, то мы будем иметь возможность контролировать себя.

Человек, уверенно контролирующий свой разум, будет обладать контролем над другим разумом, так как каждый разум связан с всемирным разумом. Вот почему чистота и мораль всегда были объектами религии. Если только человек поймет всю плоть в мире путем познания кусочка плоти, то с помощью познания своего собственного разума он раскроет секрет каждого разума или приобретет силу над каждым разумом.

Возьмем человеческое детство. Каждый из нас, вырастая, проходит основные стадии многовекового жизненного пути. На первых порах каждый ребенок похож на дикаря, он жесток, он топчет бабочку под ногами, однако быстро проходит эти примитивные стадии и достигает своего настоящего уровня.

Теперь возьмем путь всего человечества в единстве с его братьями животными. Конец, к которому "целое" движется, мы назовем совершенством в самом высоком смысле этого слова. Некоторые мужчины и женщины, вместо ожидания новых и новых перевоплощений для совершенствования вместе с человечеством в целом, достигают совершенства и ускоренно проходят многие стадии за несколько коротких лет своей жизни. Йоги утверждают, что мы сможем ускорить нашу эволюцию, если будем правдивы перед собой. Бушмен, пришедший в цивилизованное общество и получивший правильное образование, значительно ускоряет свой прогресс, хотя его братья в джунглях живут в диком состоянии. Мы способствуем росту деревьев и, значит, можем использовать искусственные средства для ускоренного прогресса и человека. Ускорение неограничено. Мы не можем сказать, насколько человек может вырасти за свою жизнь. Совершенный человек, вид которого должен придти через миллионы лет, может придти сегодня. Такие люди — пророки, и воплощениями их являются те, кто достиг совершенства в этой жизни. Не так давно были такие люди. Вот некоторые их имена: Иисус Христос, Будда и великий философ йоги Шанкарачарья.

Ускоренный прогресс достигается развитием нашего высшего разума, тонкой части силы. Человек может легко стать психологом или философом. Но на постижение своего собственного разума и развитие своих собственных умственных сил способен только тот, кто решил обуздать низший инстинктивный разум.

От высшего разума исходит познание неизвестного. Это источник, из которого провидец получает информацию для своего предвидения.

Через связь с высшим разумом интеллект приобретает научные знания. Многие из тех, кто концентрируется на высоких идеалах в работе, слышат его голос. Развивая свое духовное сознание, человек может вступить в контакт, этим высшим миром и стать обладателем знаний, получаемых только интуитивно, то есть путем мгновенного прямого восприятия.

Профессор Бергсон из Франции так объяснял интуицию. Люди понимают, что существует более высокий источник знания, чем интеллект. В нем отсутствует процесс мышления. Он стоит выше мышления и не противоречит ему. Это интуиция. Интеллект— это лишь инструмент, который помогает человеку подойти к двери знания. В него поступают какие-то факты, над которыми она размышляет. Но высшая истина не зарождается в интеллекте. Он холоден, в то время как высший разум обладает теплом и наполнен высокими чувствами, любовью и сочувствием.

Когда человек растет духовно и у него развивается высший разум, он, ощущая связь со всем человечеством, начинает любить своих собратьев все больше и больше. Ему больно видеть страдания других, и когда это достаточно ранит его, он пытается сделать что-то для оказания помощи.

Борьба между высшим и низшим разумом признана всеми философами. Интеллект представляет собой осознание "Я" индивидуума. Это сознание «Я» находится на дне инстинктивного или низшего разума, которое оказывает негативное влияние на человека. С другой же стороны находится духовный разум, посылающий свои развивающиеся импульсы в интеллект, который помогает ему овладеть низшим разумом и контролировать его.

В мифологических историях и легендах эта борьба изображается с одной стороны, как соблазнение человека дьяволом, а с другой — как получение им помощи от стоящего на страже ангела. Обычный человек читает эти истории без проникновения в их глубокий философский смысл. Это находится в переходной стадии, и эта борьба болезненна, хотя растущий высший разум позволяет человеку понять истинное положение вещей и помочь ему в овладении его низшей природой.

Высший разум дает также вдохновение, которое находило в прошлом и продолжает находить и сейчас на философов, ученых, писателей, проповедников и артистов.

Обращаясь к выдающимся лидерам, писателям и ораторам человечества, мы убеждаемся в их индивидуальности. Эта индивидуальность является ничем иным, как силой, которая приходит с развитием высшего сознания и установления тесной связи с чистым сознанием или душой. Индивидуальность человека, которая оказывает влияние и придает волшебную силу своему сосуществующему товарищу, является источником энергии, которая может поднять его сосуществующего товарища из чувственного мира.

Сравните духовных учителей с интеллектуальными философами. Великие проповедники несли людям духовную силу, философы лишь написали много интересных книг. Но эти книги не обладали вдохновением высшего разума.

Наука йоги утверждает, что она нашла средства развития интуиции и индивидуальности, которые современные психологи еще не изучили и не поняли. В то время как психологи двигаются ощупью в темноте, работая в области подсознательного разума, наука йоги о разуме поднялась даже выше высшего разума и открыла источник всех знаний, в котором заложены вечный покой и радость, желанные для каждого.

Определенные физические силы также открыты для человека на этом пути, но такие силы редко приобретаются, пока человек не оторвется от притяжения низшей природы. Они придут только тогда, когда человек перестанет думать об использовании этой силы для собственной пользы. Это вечный закон.

Когда человек раскроет себя в духовном сознании, он будет больше полагаться на свой внутренний голос и сможет отличать его от импульсов низших планов разума. Каждый хочет быть независимым. Никто не хочет руководствоваться желаниями других. Почти каждый хочет руководствоваться своими собственными желаниями и властвовать над другими. Никто не хочет иметь соперников. Разве это не показывает, что каждый хочет того, чего он не может получить, несмотря на интеллектуальные знания и материальное благополучие.

У многих высший и интуитивный разум развиваются постепенно и медленно, и многие чувствуют устойчивое увеличение духовных знаний и сознания. Это может не иметь поразительных видимых изменений. Однако им могут представляться неожиданные просветления, которые вытащат из похожего на тюрьму дома тела и разума, в котором они идут к высшему плану сознания и существования. Средний человек, который не имеет представления о чем-либо за пределами своих обычных чувств, считает эти вещи галлюцинациями.

Эти ощущения существенно отличаются друг от друга в зависимости от степени развития индивидуума, его предшествующей практики и чистоты разума. Иногда они приходят как вспыхивающий свет, который полностью овладевает всем существом на короткое или более длительное время и представляется окруженным ослепительным пронизывающим светом или огненным ореолом. Несмотря на то, что эти ощущения могут длиться недолго, человек, испытывающий их, никогда, не останется в дальнейшем прежним человеком. Восстановление в памяти этого ощущения впоследствии станет новым источником силы. Когда человек пробуждается от данного состояния экстаза, он думает: "Я не смогу проснуться, если ничто не обратится ко мне", или "Я просыпаюсь первый раз и все, что было — это просто сон".

Как человек не может объяснить, что такое сахар тому, кто ни разу не пробовал сладкого, или что такое цвета тому, кто родился слепым, так никто не может описать данное ощущение йоги. "Когда я пытаюсь рассказать хорошее, я чувствую, как мой язык прилипает к небу, у меня перехватывает дыхание, и я становлюсь немым".

Яджна Валкья был великим мудрецом. Он говорил о духовном сознании своей жене Майтрая так: "При наличии двух один видит другого, один слышит другого, один приветствует другого, один думает о другом, один понимает другого. Но когда единое целое становится АТМАНОМ или душой, кто видит кого, кто слышит кого, кто приветствует кого, кто понимает кого?" Эта идея была выдвинута Шопенгауэром и прошла через всю его философию. Через кого мы познаем этот мир? Через что познаем его? Как узнать того, кто познает? С помощью каких средств мы можем узнать это? Средства не существует. Здесь познающий, познание и познаваемое соединяются, здесь прошлое и будущее сливаются с настоящим. В Упанишадах такое состояние ощущения души описывается в отрицании. Те, кто знают это, ничего не знают, а те, кто не знают, знают это".

Когда мы на пути духовного прогресса, такое ощущение приходит к каждому из нас в свое время.

В заключение не будем обескураживаться тем, что интеллект находится ниже интуиции и часто терпит неудачу. Не будем думать, что интуиция, сила высшего разума дается только некоторым избранным. Каждый из нас обладает ей, хотя только немногие показывают заметное развитие высшего разума. Преданность, любовь, чистота, желание помочь ближнему и бескорыстие — это признаки исходящих от нашего высшего разума лучей в нашей эволюции. Наука йоги предлагает каждому из нас, независимо от вероисповедания, касты или национальности, идею, что в человеке имеется бессмертная душа, в которой заключено все знание, все богатство, все счастье и мир, а также практический путь для достижения в короткое время "небесного царства в нас".

Можно сделать вывод, что разум человека функционирует на трех уровнях:

1. Подсознательный, инстинктивный, или автоматический разум. Он контролирует непроизвольные функции организма. Он является вместилищем низших эмоций и животного инстинкта, а также отвечает за автоматические функции нашей повседневной деятельности.

2. Сознательный разум, или интеллект. Интеллект может контролировать подсознание и управлять им. Он составляет фундамент, необходимый для ЭГО и сознания "Я". Мышление является функцией интеллекта.

3. Сверхсознательный разум, или высший разум. Функцией высшего разума, который стоит над интеллектом, является достижение интуиции и высшего сознания. Над этими тремя уровнями разума стоит чистое сознание, известное как дух, душа или "Я", которое не имеет формы, не подвержено изменениям, стоит вне времени и бесконечно по своей природе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.